Обскурантизм и доктрина святилища

Словарь Уэбстера определяет обскурантизм как “обесценивание (умаление) или явную оппозицию просвещению или распространению знаний, в особенности политику… преднамеренного скрывания39 или удерживания знания от общественности”. В нашей статье слово “обскурантизм” использовано в особом смысле по отношению к вынесению авторитарных и якобы библейски обоснованных решений и/или утверждений по отношению к доктрине святилища на основе непроверенных предубежденных мнений и/или не взвесив до этого все доступные доказательства на основе здравых общепризнанных принципов библейского истолкования, которые основывают выводы исключительно на вескости доказательств.

Обскурантизм отличает официальную реакцию церкви к любому вопросу, затрагиваемому в отношении традиционного истолкования Даниила 8:14, доктрины святилища и следственного суда. По крайней мере, в большинстве случаев этот обскурантизм был неумышленным, но его воздействие на людей было таким же, как если бы он был умышленным. Пора церкви покончить с традиционными клише, с помощью которых она до сих пор реагировала на вопросы, связанные с доктриной святилища. Пришло время стать готовыми справедливо и объективно разобраться со всеми имеющимися свидетельствами.

Надежды и благоприятные возможности в середине столетия

Когда на протяжении 12 лет (1954-1966) Р.Р. Фигур был президентом Генеральной конференции, церковь пережила эру мудрого руководства и открытости. В это время администраторы и образованные библейские исследователи гармонично и эффективно взаимодействовали, работая над разрешение библейских и доктринальных вопросов. В течение предыдущих 15 лет в церкви появилось сообщество образованных ответственных библейских ученых, чье профессиональное мнение президент Фигур уважал и которому доверял. Ученые, в свою очередь, уважали и ценили его мудрое руководство. Между ними сложились открытые рабочие отношения, приносящие отраду им и благо церкви.

Еще одним важным аспектом этой эры доброй воли и сотрудничества в середине столетия являлся дух согласия и гармонии, царивший среди библейских ученых церкви. Этот дух вытеснил горькую доктринальную фракционность 133 предыдущего десятилетия. Два фактора сыграли в этом важную роль: первый - Bible Research Fellowship (Содружество Библейских Исследователей), новаторская профессиональная организация библейских ученых и второй - Библейский Комментарий АСД.

На совещании в Такома Парк в 1940 г. преподаватели Библии из колледжей Северной Америки санкционировали создание профессиональной организации, в которой они смогли бы вместе работать над вопросами толкования Библии и доктрин, делиться друг с другом своими находками и результатами исследований и извлекать пользу из конструктивного взаимного критицизма 134. Эта организация стала реальностью спустя 3 года, в 1943 г., когда было создано Содружество Библейских Исследователей (Bible Research Fellowship -BRF). 134 На протяжении его короткого существования около 10 лет его председателем был д-р Л.Л.Кавинесс, а я - его секретарем. Мы вместе преподавали на кафедре религии в колледже Pacific Union.

В конце концов членство Содружества увеличилось до 250 человек и состояло, лишь за одним исключением, из преподавателей колледжей всего мира. Ее членами, платившими членские взносы, являлись также многие другие люди, включая 17 человек из ГК. На протяжении тех 10 лет были рассмотрены примерно 90 официальных документов церкви. 135 На совещании преподавателей Библии в колледже Pacific Union в 1950 г. по ответам на анкету среди членов Содружества было выявлено полное согласие по отношению ко всем крупным доктринальным вопросам или вопросам, касающимся толкования Библии и вызывавшим разногласия и разделения на протяжение предшествующих 50 лет! 136 На этом совещании в 1950 г. BRF сделал доклад о своей работе. Было проведено официальное голосование, показавшее положительную оценку работы BRF, и все вознесли славословие Богу в пении.

В 1951 г. от имени BRF я предложил Генеральной конференции основать постоянный комитет и заменить BRF им.137 Осенний совет 1952 г. (ныне ежегодный совет) принял мое предложение и организовал Комитет Библейских Исследований (Biblical Research Committee - BRC) Генеральной конференции. Вслед за этим д-р Кавинесс, присутствовавший там в роли делегата, формально передал дела BRF Комитету Библейских Исследований. В это же время меня перевели из колледжа Pacific Union в издательство «Review and Herald” для редактирования Библейского Комментария, и назначили на должность почетного члена BRC. Через несколько лет для достижения более высокого уровня преемственности и эффективности служения церкви я предложил превратить этот комитет в институт.138 За это проголосовали в 1975 г., вследствие чего BRC стал Институтом Библейских Исследований (Biblical Research Institute - BRI), каковым он и остается до сего дня (2002).

Вторым объединяющим фактором явилась публикация Библейского Комментария АСД (1952-1957),139 в работе над которым принимал участие коллектив, состоящий примерно из 50 авторов и редакторов.139До выпуска каждый том прочитывался и подвергался критике десятью лидерами церкви из разных стран мира, и им платили за их рецензии.140 Некоторые наиважнейшие разделы Комментария читались и критиковались 125 такими рецензентами. Все критические замечания подвергались тщательной оценке и принимались тогда, когда их считали уместными.

Однако, в 60-е годы короткая эра открытости, доброй воли, прогресса и сотрудничества между администраторами и библейскими исследователями стала незаметно размываться, превращаясь в ограниченный поляризованный обскурантизм и теологическую охоту на ведьм, продолжающуюся до нынешнего времени (2002). Чтобы понять едва уловимые изменения, происшедшие в адвентистском климате за последние 30 лет, давайте прежде всего отметим, что за это явление главным образом ответственны три архитектора обскурантизма. Все три были фундаменталистами Южного библейского пояса. Мы также приведем несколько конкретных свидетельств обскурантизма.

Архитекторы обскурантизма

Задача этой части моей статьи, посвященной обскурантизму в церкви за последние 33 года, - объяснить, как нынешний климат обскурантизма исподтишка вкрался в церковь и поглотил ее. Только человек, прослуживший в церкви на протяжении предыдущей эры открытости и взаимного уважения между администраторами и библейскими исследователями на уровне Генеральной конференции может оценить глубочайшие изменения, подвергнувшие коренной ломке адвентистскую теологию, библейскую герменевтику и подход к доктринам по время десятилетия обскурантизма (1969-1980).

Три главных архитектора обскурантизма, вкратце представленные ниже, были, по-видимому, искренними посвященными людьми, которые сознательно верили в то, что их конечная цель оправдывает любые средства, которыми они могут воспользоваться для достижения своей цели. Например, они никогда не желали вступать в открытый ответственный диалог с теми, кто не разделял их позицию, но два из троих постоянно вонзали нож в спину тем, кого они подозревали в иной, отличной от их позиции. В личном разговоре со мной президент Генеральной конференции признался мне в этом.

Я, напротив, считал для себя честью общаться лично с каждым из этих ниже поименованных «архитекторов обскурантизма» и посредством этого личного общения придти к пониманию их целей и методов, получив информацию из первых рук. В конце концов я понял, что двое из троих просто проводили в жизнь политику и цели президента Генеральной конференции Р. П. Я провел много часов в беседах с президентом в разное время. Последний раз мы с ним общались в самолете, на обратном пути с сессии Генеральной конференции, проходившей в Вене в 1975 г. Эти беседы всегда были положительными и по тону дружественными. Я при этом рассматривал общие принципы и никогда не упоминал никаких имен. В одной из таких бесед президент Р.П. загадочно намекнул мне, что один из двух «архитекторов» распространяет среди сотрудников Генеральной конференции ошибочные обвинительные комментарии по поводу верных адвентистских исследователей, которых этот «архитектор» считает теологическими предателями. В нашей переписке с Р.П. в 1979 г. мы оба выразили признательность за нашу дружбу. В своем последнем письме незадолго до своей смерти он писал:

«На протяжении ряда лет мы с Вами вместе служили в Вашингтоне, и я всегда считал Вас своим другом. Хотя, пожалуй, имелись сферы, в которых наши мнения расходились, но я к Вам лично относился с теплом». В моем последнем письме к нему я выразил такие же чувства.

Р. П. был любезным человеком, посвященным адвентистом и джентльменом во всех отношениях. Вместе с тем он также был человеком с четкими целями и непоколебимой решимостью достичь их. Главной целью его администрации как президента Генеральной конференции было заменить сотрудничество администраторов с библейскими исследователями, развившееся на протяжении администрации президента Фигура жестким административным контролем за теологическими и доктринальными процессами в церкви. На протяжении 13 лет своего президенства ГК (1966-1979) Р.П. полностью переменил политику своего предшественника, Р.Р.Фигура по отношению к библейским исследованиям, доктринам и сотрудничеству с сообществом библейских ученых. Его очень искренняя, но непреклонная цель была восстановить ситуацию, преобладавшую во время его учебы на выпускных курсах Южного Молодежного колледжа в 1933 г. и его последующего служения за границей. В 1936 г. он уехал на служение за океан (в Индию, Карибский регион и Южную Африку), где прослужил с отличием, и 30 лет спустя его избрали президентом Генеральной конференции. Практически в 1936 г. церковная администрация обладала исключительным контролем над богословием и доктринами церкви. В то время отсутствовали адвентистские ученые с богословским образованием. Всякого, посещавшего «внешний» университет по специальности библейские языки, археология, древняя история и хронология, ученый совет всякого адвентистского колледжа автоматически считал персоной нон грата.141

Соответственно Р.П. не доверял всем адвентистским библейским исследователям и был намерен отстранить их от заметного участия в библейских и доктринальных дискуссиях церкви. В личных беседах и на заседаниях комитетов ГК он многократно утверждал, что эта функция всецело принадлежит административным органам церкви. Вопросы толкования Библии должны решать только они, не советуясь с библейскими учеными. Его первый шаг по направлению к этой политике имел место на весеннем заседании ГК 1969 г., которое отстранило библейских исследователей в целом от участия в Комитете Библейских Исследований 142 - политика, которая не осуществилась на практике из-за энергичных протестов профессорско-преподавательского состава семинарии университета Эндрюса. Однако, позже в этом же году он неустрашимо достиг своей цели, введя многочисленных администраторов и прочих не-ученых в состав BRC, и назначив вице-президента ГК заведовать Комитетом Библейских Исследований (ныне Институтом) и кабинетом библейских исследований Генеральной конференции (BRI).143

Также весной 1969 г. Р.П. пригласил преподавателя из своей альма матер, Южного Адвентистского колледжа (ныне университета), Г.М. Х., на позицию председателя BRC. Г.М.Х. был специалистом в области коммуникации и разделял теологические позиции Р.П. как фундаменталиста Южного библейского пояса. Г.М.Х. протестовал, что у него нет образования в области богословия, но Р.П. объяснил, что Г.М.Х. нужно функционировать в роли администратора, а не библейского ученого 144. С таким пониманием Г.М.Х. принял приглашение и когда в течение его первых лет в ГК от него ожидали богословского ответа, он парировал такие вопросы с помощью объяснения, что он не теолог.

При случае для достижения своих целей Г.М.Х. мог хитрить и вести закулисные интриги. Например, на назначенном Генеральной конференцией харизматическом комитете, заседавшем неделю в лагере Гамби-Гэй в штате Джорджия, Г.М.Х. объявил, что для каждого доклада регламент составляет 30 минут. Но он предоставил для доклада Г. Х. целых два часа. В другом случае он пригласил Г. Х. на заседание подкомитета по щекотливому вопросу, на который Комитет Библейских Исследований явно не назначал его и предоставил Г. Х. копии документов, которые должны были быть представлены этому подкомитету, и с которыми могли быть ознакомлены только назначенные члены комитета. Члены подкомитета воспротивились ложному шагу Г.М.Х. и в результате подкомитет так никогда и не собрался на заседание. 145

Когда под конец моего 47-летнего служения в церкви Г.М.Х. многократно отказывался от личного примирения со мной, я написал ему письмо на 9 страницах «в поисках примирения»40, в котором я упомянул возникшие между нами проблемы и сделал призыв к восстановлению дружеских отношений, существовавших между нами в то время, когда он только пришел в ГК. Но он так и не ответил на мое письмо, и был непреклонно настроен против личной встречи.

Основной проект Г.М.Х. был разработан для продвижения Г. Х. на роль ведущего теолога церкви. С этой целью были назначена серия из трех библейских конференций Северной Америке. Первая конференция проходила в Южном адвентистском колледже, вторая в университете Эндрюса, а третья в колледже Pacific Union. Он поручил Г. Х. ведущие темы конференций, библейскую герменевтику и отводил ему важнейшее место в каждой дискуссии в обход старших профессоров семинарии университета Эндрюса, которым были поручены относительно малозначительные роли.146

Попытка Г.М.Х. назначить Г. Х. заведующим семинарией университета Эндрюса весной 1974 г. (до конференции) осталась бесплодной по причине протеста старших профессоров семинарии против вмешательства Г. Х. в установившийся процесс работы семинарии, его коалиции с Г.М.Х. и из-за контроля Генеральной конференцией политики семинарии, которую старшие профессора называли «нетерпимым догматизмом».147

Г. Х., однако, стал заведующим семинарией в 1980 г., но через 7 лет был понижен в должности из-за плагиата и попыток отделить семинарию от университета Эндрюса. Не обладая познаниями в сфере библейских исследований и теологии, Г.М.Х. избрал Г.Х., бывшего коллегу по Южному адвентистскому колледжу, своего наставника и личного советника по библико-теологическим вопросам, переведенного в семинарию в 1967 г., вместе с которым они разделяли ультра-консервативную позицию. Г.М.Х. преследовал цель продвижения Г. Х. на роль ведущего адвентистского теолога и заведующего семинарией университета Эндрюса, где бы он занял позицию, позволившую ему индоктринировать новое поколение библейских исследователей и пасторов со своей обскурантистской герменевтической позиции.

Во время его пребывания на должности Г. Х. добился того, что несколько профессоров, более компетентных и опытных, чем он, почувствовали себя в семинарии нежеланными и в конце концов, от них отделались. Среди них были Сакей Кубо, Иван Блазен, Фриц Гай и Лэрри Герати. Всех четверых сразу же пригласили в другие адвентистские вузы, троих из них на должность президента. Г. Х. немедленно назначил вместо них своих бывших студентов, разделявших его позицию по библейской герменевтике. Он и Г.М.Х. впоследствии вынудили двух других преподавателей религии, д-ра Лоренцо Гранта и Эдвина Закрисона, покинуть Южный адвентистский колледж примерно в то же время, что и Джерри Глэдстон. Президент колледжа в знак протеста подал в отставку.

С людьми, против которых выступал Г. Х., он никогда не контактировал прямо, как предписывает Евангелие от Матфея 18:15 поступать со своими братьями41. Он же словесно вонзал нож им в спину, донося на них администраторам, которые верили ему на слово и не пытались выяснить факты.

На протяжении десятилетия с 1969 по 1979 гг. этот триумвират - Р.П., Г.М.Х. и Г. Х. - успешно устраивал заговоры, направленные на приобретение контроля над адвентистскими библейскими исследованиями, теологией и доктринами в согласии со своей фундаменталистской позицией обскурантизма.148

Роль Г. Х. заключалась в контроле адвентистстких библейских исследований и теологии: роль Г.М.Х. - в разработке процедур, посредством которых проводилась в жизнь позиция Г. Х. в области герменевтики и теологии; роль Р.П. - защищать Г. Х. и Г.М.Х. в их предприятиях. Я представил документальные записи 35 конкретных случаев их заговоров, созданных для осуществления политики Р.П., в моей работе на 48 страницах «Архитекторы кризиса: десятилетие обскурантизма (1969-1979)». В ней я объяснил происхождение климата обскурантизма в церкви в течение последних 30 лет и нежелания церкви объективно разбираться со многочисленными аномалиями в сфере библейских толкований и традиционной адвентистской интерпретации Даниила 8:14, доктрины святилища и следственного суда.

Последствия десятилетия обскурантизма

Под конец десятилетия обскурантизма (1969-1979) цель, к которой они стремились, была почти достигнута. 150 Р.П. за год до этого по состоянию здоровья вышел на пенсию. Г.М.Х. перевели с должности директора BRI на должность заведующего отделом религии Южного адвентистского колледжа. Г. Х. на протяжении 7 лет (1980-1987) заведовал семинарией университета Эндрюса, после чего ГК понизила его в должности главным образом из-за его попыток отделить семинарию от университета Эндрюса. 149 Это неожиданное событие привело в 1988 г. к основанию Адвентистского Теологического Общества (Adventist Theological Society - ATS). ATS было специально создано для увековечивания целей десятилетия обскурантизма, поскольку Г. Х. ощущал потерю своего влияния как заведующего семинарией.

Принимая во внимание тот факт, что Г.М.Х. был в то время заведующим отделом религии Южного адвентистского колледжа (ныне университета), а Г. Х. заведующим семинарии университета Эндрюса с 1980 по 1987 гг., оба они преподавали в Южном колледже до 1969 г., а Р. П. был выпускником 1933 г. этого же вуза (когда тот был еще колледжем), не случайно, что в 1988 г. Адвентистское Теологическое Общество было основано в Южном колледже представителями обоих вузов и что Южный колледж стал ее первым штабом, который позднее был переведен в университет Эндрюса. Таким образом, Адвентистское Теологическое Общество имеет сильные корни в адвентистском фундаментализме Южного библейского пояса, чем определяется его ориентация в сфере герменевтики и богословия.150

События на уровне Генеральной конференции, происходившие в ней со времен обскурантизма (1969-1979) так же тесно связаны с этими фактами. Среди этих событий имели место следующие:

1) обскурантизм управлял происходившим в Glacier View,151

2) обскурантизм в отношении Уолтера Ри,152
3) обскурантизм на первой и второй консультации 153

4) обскурантизм в работе комитета по книгам Даниила и Откровения и в 5-томном отчете о его работе,154

5) обскурантизм в отчете о методах библейского исследования,155

6) обскурантизм в работе Института Библейских Исследований Генеральной конференции и, следовательно, в контроле Генеральной конференцией доктринальной политики 156

7) обскурантизм в том, как обошлись с рядом инакомыслящих профессоров семинарии университета Эндрюса и Южного адвентистского колледжа,157

8) обскурантизм, мотивирующий нынешнюю Генеральную конференцию и комитеты Северо-Американского Дивизиона, формулирующие нетерпимую политику по отношению к инакомыслящим адвентистам, расходящимся во взглядах с официальной доктринальной политикой. Триумвират оказался успешным!

Природа и смысл доктринального обскурантизма

Обскурантизм - это нежелание объективно исследовать предполагаемые или демонстрируемые факты и поощрение или принуждение принимать субъективные предположения.

Классической иллюстрацией обскурантизма является кругосветное путешествие президента Общества Плоской Земли Саймона Воливы в 1929 г., когда по возвращении он объяснил членам общества, что его путешествие убедительно доказало, что планета земля плоская, поскольку он ходил кругами по ее плоской поверхности!

Обскурантизм - результат субъективного мышления, при котором непроверенные предположения человека ставятся выше веских объективных доказательств, свидетельствующих о противном. Обскурантизм обычно встречается тогда, когда человек осмеливается оценивать вопросы, выходящие за пределы его компетенции, личной подготовки и образования. Почти без исключения именно такова была ситуация с преобладающим большинством лидеров адвентистов седьмого дня по отношению к доктринальным вопросам на протяжении почти столетия после 1844 г. Этим объясняется неспособность многих, если не большинства участвовавших в исторической библейской конференции 1919 г. разрешить доктринальные вопросы ее повестки42.

Адвентистские администраторы, необразованные в области надежных методов библейской интерпретации, тем не менее, почти без исключения традиционно функционировали в роли высшего авторитета по доктринальным вопросам.

В середине прошлого века (примерно с 1940 по 1969) когда впервые библейские исследователи-адвентисты начали практиковать объективные методы изучения Библии, а церковные администраторы, ценя их знания и опыт, начали принимать их как подлинных партнеров в рассмотрении доктринальных вопросов, библейский и доктринальный обскурантизм постепенно исчез.

Однако, после 1969 г. обскурантизм со стороны новой церковной администрации дал новому десятилетию печальное прозвище «десятилетие обскурантизма».

Например, во время сессии Комитета Библейских Исследований (ныне Института) Г. Х. многократно утверждал, что ошибкой является даже попытка быть объективным. На пленарном заседании Комитета по рассмотрению доктрины святилища в Glacier View он, в частности, демонстрировал это, подчеркнуто провозглашая в понедельник, 1 августа 1980 г.: «Единственным намерением Бога в Даниила 8:14 было указать на 1844 год!». Это утверждение было встречено хором громких возгласов «Аминь!»

Обскурантизм также был очевиден со стороны лидеров, заведовавших исследовательской группой №2 в Glacier View в тот же понедельник утром. 12 из 16 выступлений, произнесенных в группе, поддерживали точку зрения Д. Форда, но когда председательствовавший в группе (вице-президент ГК) подытожил в своем докладе на пленарном заседании общее мнение группы, то доложил точку зрения меньшинства из 4 человек, как будто бы она являлась позицией большинства. Это яркий пример обскурантизма. Вслед за одним из выступлений в поддержку Д. Форда другой вице-президент отозвался: «Мы никогда не сможем этого принять!». На пленарном заседании в тот же день 11 из 15 выступлений библейских ученых отдали предпочтение позиции Д. Форда, но администрация снова перевернула цифры и доложила, что большинство было против Форда. С начала и до конца в Glacier View правил обскурантизм.

Обскурантизмом отличались и опубликованные утомительные отчеты о работе комитета по Даниилу и Откровению, назначенного Генеральной конференцией и действовавшего в 1980-е годы (см. ниже). Он также является ведущим принципом деятельности Адвентистского Теологического Общества, законного преемника герменевтического наследия Г.Х.

Обскурантизм продолжает жить и на уровне Генеральной конференции. 15 ноября 2000 г. я отослал еще одну крупную работу по Даниилу 8:14 примерно восьмидесяти библейским ученым и администраторам, включая президента Генеральной конференции. Его ответ был подчеркнуто вежлив, но он передал мою работу в Институт Библейских Исследований (BRI), снабдив ее пометкой, что он подпишется под их комментарием. В январе 2001 г. он прислал мне копию уклончивого ответа из BRI, в котором говорилось, что все библейские аномалии в традиционном адвентистском истолковании, на которые обращалось внимание в моей работе, уже ими разрешены. Я хорошо знал, что это не так. Очевидно, обскурантизм все еще правит в BRI и в Генеральной конференции.

В чем состоит доктринальный обскурантизм по отношению к доктрине святилища? На протяжении 20 столетия, включая события в Glacier View (1980) и последующий отчет комитета по Даниилу и Откровению, когда Генеральной конференции указывали на изъяны в этой доктрине, она всегда противилась с помощью изощренных и уклончивых доводов, приводимых в пользу указанной доктрины. Однако, они еще ни разу не обратили внимание на сами эти изъяны!

Еще в 1934 г. У.У. Прескотт привлекал внимание к этой проблеме в письме к У.А.Спайсеру, президенту Генеральной конференции: «Все эти годы я ждал кого-то, кто дал бы подобающий ответ Балленджеру, Флетчеру и другим насчет их позиции по отношению к святилищу, но я этого не увидел и не услышал».160

Будучи членом комитета Генеральной конференции, встречавшегося с Балленджером, Флетчером и Конради, Прескотт понял, что официальные ответы Генеральной конференции, опубликованные и устные, предлагали предопределенные основания для того, чтобы продолжать верить в доктрину святилища, оставляя без ответа недостатки доктрины, на которые пытались обратить внимание эти три человека! То же самое справедливо и по отношению к д-ру Форду в Glacier View и последовавшим вслед за этим отчетом комитета по Даниилу и Откровению. Обскурантизм все еще присущ Генеральной конференции и ответным реакциям BRI на обоснованные вопросы по поводу недостатков в толковании доктрины святилища.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: