Страхование жилых помещений. 8 страница

В подп. "в" п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" <1> указано, что нарушение требований Кодекса и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, при принятии решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 2 ст. 99 Кодекса может служить основанием для предъявления в судебном порядке заинтересованными лицами требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения недействительными и выселении проживающих в жилом помещении лиц.

Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину специализированного жилого помещения и заключенного на его основании договора найма специализированного жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 Кодекса) применительно к правилам, установленным ст. 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 ст. 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Решение о предоставлении специализированного жилого помещения и, соответственно, договор найма специализированного жилого помещения могут быть признаны недействительными, если будет установлено, что нарушены требования, предъявляемые к форме и порядку принятия указанного решения, а также если отсутствуют необходимые основания для заключения договора специализированного найма жилого помещения (например, гражданин предоставил не соответствующие действительности сведения о заключении трудового договора или назначении на должность, у гражданина имеется иное жилое помещение в данном населенном пункте, гражданин не отнесен законом к категориям граждан, имеющих право на получение специализированного жилого помещения).

По договорам найма соответствующих специализированных жилых помещений, как правило, предоставляются все виды жилых помещений специализированного жилищного фонда. Исключение из этого правила составляют жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются бесплатно - по договорам безвозмездного пользования (см. ст. ст. 98, 109 Кодекса).

Напомним, что безвозмездное пользование имуществом регулируется ст. ст. 689 - 701 гл. 36 ГК РФ. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п.

1 ст. 689 ГК РФ). Помимо указанных выше статей ГК РФ, к договору безвозмездного пользования соответственно применяются правила об аренде, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610, п. п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ.

Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" <1>.

При предоставлении некоторых специализированных жилых помещений применяются специальные правила о норме предоставления жилой площади. Для случаев предоставления специализированных жилых помещений в общежитиях и домах маневренного фонда установлена специальная норма предоставления - не менее шести квадратных метров жилой площади на одногочеловека (см. ст. ст. 105, 106 Кодекса). Для служебныхжилых помещений сохранен особый норматив предоставления - такие помещения всегда предоставляются в виде отдельной квартиры или жилого дома (см. ст. 104 Кодекса). Порядок и условия предоставления остальных видов специализированных жилых помещений определяются специальным законодательством (см. ст. ст. 107 - 109 Кодекса).

Согласно ч. 2 ст. 99 Кодекса специализированные жилые помещения предоставляются по установленным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Иными словами, для всех видов специализированных жилых помещений, предоставляемых как на возмездной, так и на безвозмездной основе, предусмотрено, что они предоставляются по установленным Кодексом основаниям не любым гражданам, а только тем из них, которые не обеспечены жилыми помещениями в данном населенном пункте. Поэтому по общему правилу ч. 2 ст. 99 Кодекса гражданам, владеющим в соответствующем населенном пункте жилым помещением по любому правовому основанию (право собственности, социальный или коммерческий наем, безвозмездное пользование и др.), специализированные жилые помещения не должны предоставляться.

Подчеркнем, что необеспеченность гражданина жилым помещением в соответствующем населенном пункте не всегда является необходимым условием для предоставления специализированного жилого помещения, несмотря на то что рассматриваемая правовая норма сформулирована как императивная. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 88 Кодекса при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На указанное время предоставляется жилое помещение маневренного фонда.

В связи с этим представляется, что законодателю целесообразно исправить дефект правовой нормы, установленной в ч. 2 ст. 99 Кодекса, сформулировав ее в качестве общего правила.

35. Понятие ЖК и ЖСК. Организация, реорганизация и ликвидация ЖК и ЖСК. Прием в члены жилищного кооператива.

Кооператив создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом ЖК или ЖСК.

ЖК или ЖСК является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.

ЖК или ЖСК имеет свою печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, бланки и другие реквизиты, свойственные юридическому лицу.

Государственная регистрация ЖК или ЖСК осуществляется в соответствии с действующим законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Устав жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Устав жилищного кооператива может содержать другие не противоречащие настоящему Кодексу, другим федеральным законам положения.

Жилищный кооператив, так же как и любое иное юридическое лицо может быть реорганизовано или ликвидировано. Статьи 122 и 123 Жилищного кодекса РФ, соответственно предусматривают эту возможность. В силу того, что жилищный кооператив или жилищно-строительный кооператив является потребительским кооперативом, то к ликвидации применяются положения гражданского кодекса РФ. К сожалению. Действующим Российским законодательством не предусмотрена норма, в соответствии с которой можно установить порядок ликвидации ЖК и ЖСК. Эта необходимость давно назрела.

36. Порядок утверждения и содержание устава жилищного кооператива.

Для целей настоящего Устава используются следующие основные понятия:

жилищно-строительный кооператив (ЖСК) - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов ЖСК в жилых помещениях путем объединения членами ЖСК паевых взносов;

жилое помещение – жилой дом или квартира, или часть дома или квартиры, отвечающие требованиям, установленным жилищным законодательством Российской Федерации;

паевой взнос - денежные средства, которые должны быть внесены членом ЖСК в порядке, в сроки и в размере, которые определяются в соответствии с положениями настоящего Устава;

вступительный членский взнос - денежные средства, единовременно внесенные гражданином для покрытия расходов на образование ЖСК и прием гражданина в члены ЖСК;

членский взнос - денежные средства, периодически вносимые членом ЖСК на покрытие расходов, связанных с осуществлением ЖСК предусмотренной настоящим Уставом деятельности;

дополнительный взнос - денежные средства, вносимые членом ЖСК для покрытия убытков ЖСК, других затрат ЖСК;

целевой взнос – взнос, вносимый по мере возникновения необходимости, в том числе на формирование собственности ЖСК: жилые помещения, объекты социального назначения, дорожное полотно, слаботочная канализация, линии электропередач, распределительные трансформаторные подстанции, газопровод, водопровод, другие объекты инженерных коммуникаций и инфраструктуры;

паенакопление - часть паевого взноса, внесенная членом ЖСК на определенную дату;

пай - доля паенакопления члена ЖСК в паевом фонде ЖСК;

паевой фонд ЖСК - сумма паенакоплений членов ЖСК;

действительная стоимость пая - часть стоимости чистых активов ЖСК, пропорциональная размеру пая.

37. Органы управления: Понятие и порядок из создания.

Органы государственного уп равления -- это наиболее разветвленная часть государственных органов, осуществляющая исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции, но не обладающая функциями исполнительной власти. К органам государственного управления относятся практически все линейные и функциональные подразделения органов исполнительной власти, которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции по предметам ведения и в объеме компетенции [3, с.11].

Основным признаком органа государственного управления является осуществление государственного управления.

Вообще, управление - это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для перевода последнего в новое состояние, а сами органы управления призваны осуществлять это воздействие [2, с. 34].

Государственное управление -- это один из видов деятельности государственных органов по осуществлению государственной власти, реализации государственно-властных полномочий. Однако объем их государственно-управленческих (административных) полномочий неодинаков, что объясняется существующим государственным устройством страны [4, с.5].

Государственное управление -- это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) в определенной сфере (по предметам ведения) и в объеме полномочий на основании и в порядке определенном законодательством с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом [3, с.5].

Органы государственного управления - это органы исполнительной власти.

Действующее законодательство не содержит чёткого определения государственных органов, призванных осуществлять исполнительную власть, в отличие от законодательной и судебной [1, c.243].

Так, в статье 90 Конституции определено, что законодательным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь, а в статье 109 Конституции Республики Беларусь говориться о том, что судебная власть принадлежит судам. Из статьи 106 следует, что исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь центральный орган государственного управления [6].

Можно предположить, что и Президент Республики Беларусь входит в систему органов исполнительной власти, поскольку он обладает широкими управленческими полномочиями и по существу возглавляет систему исполнительной власти, а также другие государственные органы, которые по действующему законодательству называются органами государственного управления [1, c.243].

Об этом можно говорить, исходя из положений Конституции Республики Беларусь. Статья 84 Конституции Республики Беларусь в пунктах 6 и 7 говорится о том, что с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра; определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов [6].

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в Конституции Республики Беларусь нет определения органа государственного управления, а лишь очерчивается круг лиц, осуществлявших исполнительно - распорядительную деятельность.

В действующем законодательстве нет чёткого определения органа государственного управления, однако в статье 3 Закона «О государственной службе» даётся определение государственного органа: «Государственный орган - образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности. Для целей настоящего Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими» [7].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: