Виды органов государственного управления

Органы государственного управления разнообразны, что обусловлено многими факторами. У них неодинаковый масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции и др. Разделение органов на виды имеет большое научно-познавательное и практическое значение. Оно помогает глубже познать сущность и назначение, особенности органов государственного управления.

Классификация может быть различной в зависимости от положенного в основу критерия деления. Критериев существует много, и зависят они от различных характеристик, особенностей органов. Основными из них являются: масштаб деятельности, порядок образования, характер компетенции, порядок разрешения подведомственных вопросов, источник финансирования.

1) Под масштабом деятельности прежде всего понимается территория, на которую могут распространяться полномочия органа. По территориальному масштабу деятельности различают органы общегосударственные и местные.

К общегосударственным органам относятся: Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты; администрации государственных объединений (учреждений), подчиненных Совету Министров Республики Беларусь.

Все они разные по своим качествам, но имеют общий признак -- территориальный масштаб деятельности. Их полномочия распространяются на всю территорию республики. В юридической литературе рассматриваемую группу органов обычно называют иначе -- центральными, поскольку они действуют из центра, находятся на самой высокой ступени в иерархии, или республиканскими, поскольку действуют в пределах республики [1, c.273 - 274].

Например, в соответствии со статьёй 1 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. № 424-З: «Совет Министров Республики Беларусь - Правительство Республики Беларусь - центральный орган государственного управления Республики Беларусь». В данном законе не дано чёткого определения Совета Министров как общегосударственного органа государственного управления. Но здесь для определения этого органа используется понятие «центральный орган государственного управления», что и подразумевает то, что он является общегосударственным. Также на основании статьи 11 данного закона можно сказать, что Совет Министров является общегосударственным органом государственного управления, т.к. в его компетенцию включается: обеспечение проведения единой экономической политики; регулирование деятельности всех отраслей экономики Республики Беларусь и принятие мер по их развитию; обеспечение проведения единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принятие мер по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами; обеспечение разработки и реализации государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ; организация управление государственной собственностью; осуществление государственного регулирования внешнеторговой деятельности, разработка программ развития внешнеторговой деятельности; проведение государственной политики в области защиты прав потребителей; и другие положения. Из этого можно сделать вывод о том, что Совет Министров является общегосударственным органом, т.к. его деятельность распространяется на всю территорию Республики Беларусь [8].

Органами местного уровня являются те, которые свою деятельность распространяют, как правило, на административно-территориальную единицу. К ним относятся местные исполнительные и распорядительные органы и органы республиканских органов на местах, отделы и управления местных исполнительных комитетов (местных администраций); исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней; местные администрации, которые находятся на территории района в городе с районным делением. Их деятельность ограничена территорией района, города или области. Органами республиканских органов на местах являются такие органы, которые находятся в административно - территориальных единицах и подчинены не местным исполкомам (администрациям), а органам, их создавшим, т.е. по вертикали - министерствам или другим вышестоящим органам [1, c.274].

Например, в соответствие со статьями 1 и 2 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. № 108-3: «Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее - исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан». В данном законе не дано чёткого определения органов местного управления и самоуправления как местных органов государственного управления. Но об этом можно судить исходя из их компетенции, определённой в данном законе. Например в статье 17 Закона «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь» говорится о компетенции Советов: представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами; утверждают программы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о его исполнении; утверждают прогнозы социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы; определяют в пределах, установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностью соответствующей административно-территориальной единицы; решают вопросы административно-территориального устройства; и иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства. Также в статье 41 Закона «О местном управлении и самоуправлении» определена компетенция исполкомов: представляют интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с другими государственными органами, иными организациями и гражданами; разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, обеспечивают выполнение этих программ; распоряжаются коммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а также осуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории; организуют на соответствующей территории газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение, водоснабжение граждан, водоотведение, обеспечивают потребность населения в питьевой воде, снабжение граждан топливом; формируют товарные ресурсы для административно-территориальных единиц в целях обеспечения бесперебойной торговли; осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актами законодательства [9].

2) По отношению к другим организациям органы государственного управления можно разделить на органы внутреннего, внешнего и смешанного (внутренне-внешнего) действия.

К органам внутреннего действия относятся преимущественно органы отраслевого характера. Они в основном действуют внутри отрасли, управляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреждениями, предприятиями. Органами внутреннего действия являются некоторые структурные подразделения (отделы, управления) местных исполнительных комитетов (например, юридическая служба, Аппарат Совета Министров). Таких органов в настоящее время существует немного по сравнению с органами внешнего действия [1, c.275].

Например, в Положении «О юридическом отделе предприятия» определены основные задачи, организация, обязанности и права юридического отдела. Также в данном Положении определены задачи и компетенция юридического отдела: защита прав и законных интересов предприятия; обеспечение правовыми средствами выполнения задач и функций, осуществляемых предприятием; активное использование правовых средств для укрепления финансового положения предприятия и улучшения экономических показателей его работы; оказание помощи органам управления предприятия в деле обеспечения законности в деятельности предприятия; организационное и методическое руководство подготовкой локальных нормативных актов предприятия; подготовка правовых заключений и консультационная работа. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что юридический отдел предприятия является органом внутреннего действия, т.к. он осуществляет государственное управления в пределах данного предприятия и решает вопросы, непосредственно касающиеся данного предприятия [10].

Органами внешнего действия являются органы, которые распространяют свои полномочия за пределы отрасли, не являются отраслевыми. К ним относятся: Совет Министров; Комитет государственного контроля; Совет Безопасности и др [1, c.275].

В соответствии со статьёй 1 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» от 1 июля 2010 г. № 142-3: «Комитет государственного контроля является государственным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь». В данном законе отсутствует чёткое определение Комитета государственного контроля как органа внешнего действия, но уже в вышеприведенном определении содержится понятие компетенции, которая и характеризует Комитет государственного контроля как орган внешнего действия, как орган, который распространяет свои полномочия за пределы определённой отрасли, т.е. его полномочия распространены на все отрасли [11].

Органами смешанного действия (внутренне-внешнего) являются Администрация Президента, Управление делами Президента [1, c.275].

В соответствие с пунктом 1 Положения «Об Администрации Президента» от 30 декабря 1995 г. № 527: «Администрация Президента Республики Беларусь является государственным органом, организующим подготовку и выполнение решений Президента Республики Беларусь при осуществлении им полномочий Главы государства и исполнительной власти». Также в данном Положении определена компетенция Администрации Президента: подготовка планов работы Президента Республики Беларусь и обеспечение их реализации; формирование единой системы учета руководящих работников государственных органов, иных государственных организаций, ведение кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь; создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, их конкурсного отбора и выдвижения, формирования резерва управленческих кадров; обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, министерствами и другими республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществление контроля за разработкой и реализацией президентских программ; внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства; координация деятельности государственных средств массовой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике; общее руководство и координация деятельности государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных (подотчетных) Администрации Президента Республики Беларусь, а в случаях, установленных Президентом Республики Беларусь, - также подчиненных (подотчетных) Главе государства; и др. Из этого можно сделать вывод о том, что Администрация Президента РБ является органом смешанного действия, т.к. она в немалой степени обеспечивает деятельность Президента Республики Беларусь, полномочия внешнего характера у неё незначительны [12].

3) По порядку образования органы государственного управления делятся на органы, образуемые Президентом, Советом Министров, республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Наиболее важные, значимые органы образуются Президентом. К ним относятся: Совет Безопасности, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, Совет Министров, республиканские и иные органы государственного управления [1, c.275].

Например, в соответствие с пунктом 2 Положения о министерстве внутренних дел Республики Беларусь от 4 декабря 2007 г. № 611: «Численность центрального аппарата МВД устанавливается Президентом Республики Беларусь», в соответствие с пунктом 10 Положения «О министерстве внутренних дел»: «МВД возглавляет Министр внутренних дел (далее - Министр), который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на МВД», можно сделать вывод о том, что данный орган образуется Президентом РБ [13].

Совет Министров утверждает состав коллегий министерства и государственных комитетов, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь, образует по согласованию с Президентом государственные организации, т.е. объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности, иные государственные организации [1, c.275 - 276].

Например, в Постановлении Совета Министров«Вопросы министерства торговли Республики Беларусь» от 29 июля 2006 г. № 961 в пункте 2 определено: «Считать необходимым иметь в Министерстве торговли Республики Беларусь коллегию в количестве 13 человек». То есть Совет Министров таким образом утверждает состав коллегии Министерства торговли [20].

Министерства и государственные комитеты, комитеты создают подведомственные им предприятия, организации, объединения и учреждения, а в административно-территориальных единицах -- свои территориальные органы.

Например, в Постановлении Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 24 января 2007 г. № 6/10 об утверждении Положения о военных кафедрах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования определено: «Утвердить прилагаемое Положение о военных кафедрах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования». Тем самым Министерство обороны Республики Беларусь своё учреждение в сфере образования [22].

В свою очередь в пункте 2 данного Положения установлено: «Военные кафедры являются структурными подразделениями гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования (далее - учреждения образования), предназначенными для обучения граждан по программам подготовки младших командиров и офицеров запаса (далее - программы военной подготовки). Для обучения по программам военной подготовки на военных кафедрах учреждений образования (далее - военная подготовка) допускаются студенты (курсанты), обучающиеся в очной форме получения образования (далее - студенты)» [23].

Местные исполнительные и распорядительные органы образуют отделы и управления, а также комиссии по вопросам своей деятельности [1, c.276].

Например, в пункте 1 Решения Минского районного исполнительного комитета«Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в Минском районе» от 16 декабря 2009 г. N 7941 определено: «Утвердить прилагаемое Положение о системе управления охраной труда в Минском районе» [24].

В свою очередь в пункте 2 данного Положения установлено: «Положение устанавливает систему управления охраной труда (далее - СУОТ), целью которой является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, соблюдение законодательства в области охраны труда». Из этого можно сделать вывод о том, что Минский районный исполнительный комитет образует управление для обеспечения охраны труда в Минском районе [25].

4) По характеру компетенции органы государственного управления разделяются на органы общей компетенции, органы специальной компетенции, органы отраслевой компетенции, органы межотраслевой компетенции, органы хозяйственного руководства.

Органы государственного управления общей компетенции осуществляют свои функции в той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенного уровня. К таким органам относятся Совет Министров Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы (исполкомы).

Например, Совет Министров Республики Беларусь, являясь общегосударственным органом, осуществляет свои функции по отношению ко всем объектам управления определённого уровня.

К органам специальной компетенции следует отнести те, которые осуществляют особые функции: например, Комитет по энергоэффективности при Совете Министров, Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Безопасности. Рассматриваемые органы обособлены от общей массы органов государственного управления, и у них отличные от других компетенция и место в системе механизма государственного управления [1, c.276].

Например, в пункте 1 Положения «О государственном комитете по стандартизации Республики Беларусь» определено: «Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее - Госстандарт) является республиканским органом государственного управления по проведению единой государственной политики в области технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, энергоэффективности, по осуществлению надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам, а также надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь». В данном Положении не говорится чётко о том, что данный государственный комитет является органом специальной компетенции. Но, исходя из пункта 5, котором указана компетенция данного государственного комитета: участвует в установленном порядке в разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов в сфере технического нормирования и стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, надзора в строительстве и контроля соответствия проектов и смет нормативам и стандартам; осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов, формирует с учетом предложений республиканских органов государственного управления, юридических лиц и утверждает планы (программы) разработки этих регламентов и стандартов, осуществляет контроль за их выполнением; определяет направления стандартизации для создания технических комитетов по стандартизации, содействует их формированию; осуществляет официальное опубликование информации о прошедших государственную регистрацию технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации; можно сделать вывод о том, что государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь является органом специальной компетенции, т.к. он выполняет особые функции, которые касаются непосредственно технического нормирования, стандартизации, обеспечения единства измерений, оценки соответствия, эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, осуществление регулирования и управления в этой сфере [14].

К третьей группе по характеру компетенции относятся отраслевые органы. Они на республиканском (некоторые министерства, например, Министерство торговли, Министерство лесного хозяйства; государственные комитеты) или на местном уровне (отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельными отраслями, группами (сферами) родственных и подчиненных предприятий, учреждений по всем вопросам их деятельности.

Например, в соответствии с Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.2010 N 13 "О порядке представления заявлений, связанных с регистрацией интернет-магазинов, в виде электронного документа и порядке подтверждения их получения органом, уполномоченным на проведение регистрации интернет-магазинов", Постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь от 22.05.2009 N 19/30"Об утверждении Инструкции о порядке учета и отчетности по отпуску, реализации и использованию древесины на корню и в заготовленном виде в Республике Беларусь", Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 15.01.2007 N 2 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения, перемещения и торговли на территории Республики Беларусь алкогольных напитков с поврежденными акцизными марками (за исключением находящихся под таможенным контролем)", Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 30.03.2009 N 21 "О некоторых вопросахформирования инновационного фонда Министерства торговли Республики Беларусь в 2009 году", Постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 23.12.2004 N 54 "О некоторых вопросах защиты прав потребителей", можно сделать вывод о том, что Министерство торговли является отраслевым органом, т.к. его деятельность распространяется только на одну определённую отрасль, т.е. свою компетенцию оно осуществляет только в сфере торговли.

В противоположность таким органам органы межотраслевой компетенции выполняют отдельную(ые) функцию(и) в отношении неподчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемые в виде координации. К ним относятся часть министерств, государственных комитетов и некоторые отделы, управления местных исполкомов.

Например, в Приказе Комитета государственного контроля Республики Беларусь«Об утверждении порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности установлено» от 28 октября 2008 г. № 94: «Утвердить прилагаемый Порядок составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности» [26].

В свою очередь в данном Порядке определено: координационные планы составляются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании сводных планов проверок, представляемых государственными органами; контролирующие органы проводят плановые проверки; также указан порядок этих плановых проверок [27].

К органам хозяйственного руководства относятся управления (администрации) объединений (концернов), администрации государственных предприятий, учреждений. Они призваны осуществлять хозяйственное управление, непосредственно управлять теми, кто создает материальные блага, оказывает услуги, осуществляет подготовку специалистов. Компетенция таких органов имеет свои особенности, обусловленные стоящими перед ними задачами, основным их предназначением [1, c.276 - 277].

Например, в Приказе Белорусского Государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром» «Об утверждении технического кодекса установившейся практики» от 17 марта 2009 г. № 102 определено: «Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2009 г. технический кодекс установившейся практики "Нормы расхода сырья и материалов, предельно допустимые нормативы потерь и отходов при производстве алкогольной, слабоалкогольной, пивоваренной и безалкогольной продукции. Порядок разработки, согласования и утверждения". Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника управления научно-технического развития, капитального строительства и инвестиций Шустова И.П.». Из этого можно сделать вывод о том, что Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром» является органом хозяйственного руководства, т.к таким образом он непосредственно управляет теми, кто создаём материальные блага, оказывает услуги, осуществляет подготовку специалистов [21].

5) По порядку разрешения подведомственных вопросов органы государственного управления делятся на коллегиальные и единоначальные.

Коллегиальными органами являются Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии, наделенные государственно-властными полномочиями (административная комиссия, комиссия по делам несовершеннолетних), Совет Безопасности, Правление и Совет директоров Национального банка. Комиссии, имеющие консультативный характер, к рассматриваемым органам не могут относиться, поскольку являются вспомогательными [1, c.277].

Например, в части 1 статьи 2 Положения «Об административной комиссии» от 21 сентября 2001 г. № 1396 определено: «Административная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, который образуется и осуществляет функции в соответствии с настоящим Примерным положением, решениями местных исполнительных и распорядительных органов и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь» [15].

Единоначальными органами являются министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, Администрация Президента, Управление делами Президента, Комитет государственного контроля, отделы и управления местных исполкомов, администрации объединений (концернов), предприятий, учреждений. Все они значительную часть вопросов своей компетенции решают единоначально. Для них это основная форма работы [1, c.277].

Например, в части 3 пункте 11 Постановления Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы Министерства иностранных дел» от 31 июня 2006 г. № 978 определено: «Решения коллегии оформляются протоколами и реализуются, как правило, постановлениями МИД и приказами Министра. В случае разногласий между Министром и членами коллегии решение принимает Министр, докладывая о нем в Совет Министров Республики Беларусь. Члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции». Из этого можно сделать вывод о том, что Министерство иностранных дел является единоначальным органом государственного управления, т.к. решения принимаются и проводятся в жизнь непосредственно Министром иностранных дел [16].

Между тем, следует подчеркнуть, что коллегиальных и единоначальных органов в чистом виде практически не существует, за исключением комиссий. В коллегиальных органах применяется единоначальная форма работы, а в единоначальных -- коллегиальная. Но такие формы работы не являются для них основными» Единоначальное решение вопросов в коллегиальных органах способствует разгрузке коллегий от вопросов, не требующих выявления мнения широкого круга людей, специалистов. Коллегиальность в единоначальных органах (коллегий министерств, различные советы) помогает руководителям (министрам, председателям государственных комитетов, руководителям администрации предприятий, учреждений) более правильно и квалифицированно решать вопросы. В отдельных случаях коллегиальные органы, созданные в единоначальных, наделены правом решать отдельные вопросы: например, ученый совет, ректорат высшего учебного заведения, совет факультета [1, c.277 - 278].

6) По источнику финансирования органы государственного управления делятся на госбюджетные и хозрасчетные.

Первые финансируются из средств государственного бюджета. К ним относятся: Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Конституционный суд Республики Беларусь, Генеральная Прокуратура Республики Беларусь и др.

Вторые содержатся за счет отчислений от прибыли предприятий, входящих в их состав (управления объединений (концернов), или за счет предприятия, организации, управленческим звеном которой он является. К ним можно отнести администрации исполкомов (местные бюджеты) [1, c.278].

В качестве вывода можно указать следующее: существует множество видов органов государственного управления; органы государственного управления могут быть разделены на виды по следующим критериям:

- по масштабу деятельности прежде, т.е. территории, на которую могут распространяться полномочия органа;

- по отношению к другим организациям;

- по порядку образования;

- по характеру компетенции;

- по порядку разрешения подведомственных вопросов;

- по источнику финансирования.

38. Правовое положение членов жилищного кооператива.

Гражданину или юридическому лицу, принятым в члены жилищного кооператива, на основании решения общего собрания членов кооператива (конференции) предоставляется жилое помещение в домах жилищного кооператива в соответствии с размером внесенного паевого взноса. Данные решения являются основанием вселения в жилые помещения в домах жилищного кооператива. Владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение жилым помещением осуществляются на основании членства в жилищном кооперативе (ст. 124 ЖК).

Члену (членам) жилищного кооператива принадлежит право на пай (ст. 125 ЖК). Порядок и условия внесения паевого взноса членом кооператива определяются уставом кооператива. Пай может принадлежать одному или нескольким гражданам либо юридическим лицам, т. е. быть их общей собственностью.

Член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

На отношения собственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полностью выплаченного паевого взноса хотя бы одним членом жилищного кооператива распространяется действие гл. 6 ЖК «Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников» (ст. 129 ЖК).

Нормы о разделе жилого помещения в доме жилищного кооператива содержатся в ст. 127 ЖК, согласно которой такой раздел между лицами, имеющими право на пай, допускается в случае, если каждому из таких лиц может быть выделено изолированное жилое помещение или имеется техническая возможность переустройства и (или) перепланировки неизолированных помещений в изолированные жилые помещения. Споры о разделе жилого помещения в доме жилищного кооператива разрешаются в судебном порядке.

Члену жилищного кооператива и проживающим совместно с ним членам его семьи предоставляется право по взаимному согласию и с предварительным уведомлением правления кооператива разрешить проживание в жилом помещении, находящемся в их пользовании, временным жильцам в порядке и на условиях, предусмотренных для проживания таких жильцов в помещениях, предоставленных гражданам по договору социального найма (ст. 126 ЖК).

В соответствии со ст. 128 ЖКчлен жилищного кооператива, не выплативший полностью паевого взноса, вправе с согласия проживающих совместно с ним членов своей семьи и правления кооператива сдать часть занимаемого им жилого помещения в доме жилищного кооператива, а в случае временного выбытия – все указанное жилое помещение внаем за плату.

Жилищный кооператив в порядке, установленном его уставом, вправе сдать внаем за плату освободившиеся жилые помещения, которые находились во владении членов кооператива, вышедших или исключенных из жилищного кооператива, до приема в кооператив новых членов.

Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива осуществляется по правилам сдачи в поднаем жилых помещений, предоставленных по договору социального найма (ст. 128 ЖК).

Основания прекращения членства в жилищном кооперативе перечислены в ст. 130 ЖК. Это:

1. выход члена кооператива;

2. исключение члена кооператива;

3. ликвидация юридического лица, являющегося членом кооператива;

4. ликвидация жилищного кооператива;

5. смерть гражданина, являющегося членом жилищного кооператива.

Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Член жилищного кооператива может быть исключен из кооператива на основании решения общего собрания его членов (конференции) в случае грубого нарушения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных ЖК или уставом жилищного кооператива.

В случае смерти члена жилищного кооператива его наследники имеют право на вступление в члены данного кооператива по решению общего собрания его членов (конференции).

Как предусматривает ст. 131 ЖК, в случае смерти члена жилищного кооператива преимущественное право на вступление в кооператив имеет его супруг при условии, что он имеет право на часть пая.

Наследник члена жилищного кооператива, имеющий право на часть пая и проживавший совместно с наследодателем, имеет преимущественное право на вступление в члены кооператива в случае, если у супруга наследодателя такое право отсутствует или супруг отказался от вступления в члены кооператива.

Наследник члена жилищного кооператива, не проживавший совместно с наследодателем, имеет преимущественное право на вступление в члены кооператива в случае, если вышеуказанные граждане отсутствуют или отказались от своего преимущественного права на вступление в члены жилищного кооператива.

Член семьи, проживавший совместно с наследодателем и не являющийся его наследником, имеет преимущественное право на вступление в члены жилищного кооператива при условии внесения им паевого взноса, отсутствия указанных выше трех категорий граждан, а также в случае, если супруг либо проживавшие совместно с наследодателем другие наследники члена жилищного кооператива не имеют преимущественного права на вступление в члены кооператива либо откажутся от вступления в его члены.

Согласно ст. 132 ЖК члену жилищного кооператива, не выплатившему полностью паевой взнос и исключенному из кооператива, выплачивается сумма его пая в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива. Срок такой выплаты не может быть более чем два месяца со дня принятия кооперативом решения об исключении члена кооператива.

Член жилищного кооператива, не выплативший полностью паевой взнос и исключенный из кооператива по основаниям, указанным в ч. 3 ст. 130 ЖК, а также проживающие совместно с ним члены его семьи утрачивают право пользования жилым помещением и обязаны освободить его в течение двух месяцев со дня принятия кооперативом решения об исключении такого члена из кооператива. В случае отказа освободить жилое помещение данные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения (ст. 133 ЖК).

В случае сноса дома по основаниям, предусмотренным ЖК, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные ст. 32 (обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд) и 86 (порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома) ЖК соответственно для членов жилищного кооператива, выплативших пай и не выплативших пая.

39. Создание и деятельность ТСЖ.

Согласно ст. 135 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья - это некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества. Оно является юридическим лицом с момента государственной регистрации, имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества. В соответствии со ст. 136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.

Товарищество собственников жилья может быть создано при объединении:

1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

2) нескольких расположенных близко друг к другу зданий, строений или сооружений - жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.

Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. В строящихся многоквартирных домах товарищество собственников жилья может быть создано лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах (ч. 1 ст. 139 ЖК РФ). Решение о создании товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах принимается на общем собрании граждан, указанных в ч. 1 ст. 139 ЖК РФ, которое проводится в порядке, установленном ст. 45 - 48 ЖК РФ. Государственная регистрация товарищества собственников жилья в строящихся многоквартирных домах осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.

Согласно ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе:

1) заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества;

2) определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели;

3) устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;

4) выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;

5) пользоваться предоставляемыми банками кредитами в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством;

6) передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги;

7) продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу.

В случаях если это не нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, товарищество собственников жилья вправе:

1) предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме;

2) в соответствии с требованиями законодательства в установленном порядке надстраивать, перестраивать часть общего имущества в многоквартирном доме;

3) получать в пользование либо получать или приобретать в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельные участки для осуществления жилищного строительства, возведения хозяйственных и иных построек и их дальнейшей эксплуатации;

4) осуществлять в соответствии с требованиями законодательства от имени и за счет собственников помещений в многоквартирном доме застройку прилегающих нему выделенных земельных участков;

5) заключать сделки и совершать иные отвечающие целям и задачам товарищества действия.

В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов.

В соответствии со ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано:

1) обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества;

2) заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества;

3) выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору;

4) обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме;

5) обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

6) обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

7) принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

8) представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.

40. Правовое положение членов ТСЖ.

Глава 14 ЖК определяет правовое положение членов Товарищества собственников жилья. Согласно ст. 143 ЖК членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Таким образом, для того чтобы стать членом Товарищества собственников жилья, собственнику жилого помещения достаточно подать заявление о приеме его в товарищество. Лица, приобретающие помещения в многоквартирном доме, в котором создано ТСЖ, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения. Членство в Товариществе собственников жилья прекращается с момента подачи заявления о выходе из числа членов товарищества или с момента прекращения права собственности члена товарищества на помещение в многоквартирном доме.

Статья 144 ЖК определяет структуру органов управления ТСЖ, которыми являются общее собрание членов товарищества и правление.

Высшим органом управления ТСЖ является общее собрание его членов, которое созывается в порядке, установленном уставом товарищества. К компетенции этого органа относятся:

1. внесение изменений в устав товарищества;

2. принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3. избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4. установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5. образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6. принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7. определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8. утверждение годового плана финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9. рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10. принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11. определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12. принятие решений о сдаче в аренду, залоге или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13. другие вопросы, предусмотренные ЖК или иными федеральными законами.

Уставом Товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания его членов также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов Товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции его правления (ст. 145 ЖК).

Порядок организации и проведения общего собрания членов Товарищества собственников жилья определен ст. 146 ЖК, в соответствии с ч. 1 которой уведомление о проведении такого собрания направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого оно созывается, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Данное уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания. Общее собрание не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня.

Правомочия общего собрания членов Товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со ст. 45 ЖК и уставом товарищества. Общее собрание правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Решения общего собрания по вопросам, отнесенным ЖК к компетенции общего собрания в соответствии с п. 2, 6, 7, 12 ч. 2 ст. 145 ЖК (принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества, о получении заемных средств, определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества, принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме), принимаются не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей.

Общее собрание членов ТСЖ ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом Товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном жилом доме и решаемых вопросов (ст. 146 ЖК).

Согласно ст. 147 ЖК исполнительным органом Товарищества собственников жилья является его правление, которое осуществляет руководство деятельностью товарищества. Оно вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов Товарищества собственников жилья.

Правление Товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года. Оно избирает из своего состава председателя товарищества. Правление подотчетно общему собранию членов товарищества.

Заседания правления Товарищества собственников жилья созываются председателем в сроки, установленные уставом товарищества. Заседание правления признается правомочным при участии в нем большинства его членов. Решение правления Товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

В обязанности правления входят:

1. соблюдение товариществом законодательства и требований устава Товарищества собственников жилья;

2. контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3. составление годовых смет доходов и расходов товарищества и отчетов о его финансовой деятельности, представление их общему собранию товарищества для утверждения;

4. управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5. наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6. заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7. ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8. созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9. выполнение иных вытекающих из устава Товарищества собственников жилья обязанностей (ст. 148 ЖК).

Председатель правления Товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Он обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для них обязательно.

Председатель правления действует без доверенности от имени Товарищества собственников жилья, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием его членов, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда (ст. 149 ЖК).

К числу органов Товарищества собственников жилья относится также ревизионная комиссия (ревизор), которая в соответствии со ст. 150 ЖК избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В ее состав не могут входить члены правления товарищества. Ревизионная комиссия избирает из своего состава ее председателя.

Ревизионная комиссия (ревизор) Товарищества собственников жилья выполняет следующие обязанности:

1. проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2. представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3. отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

В собственности Товарищества собственников жилья может находиться движимое имущество, а также недвижимое имущество, находящееся внутри или за пределами многоквартирного дома.

Согласно ч. 2 ст. 151 ЖК средства Товарищества собственников жилья состоят:

1. из обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

2. доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества;

3. субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

4. прочих поступлений.

На основании решения общего собрания членов Товарищества собственников жилья в товариществе могут быть образованы специальные фонды, расходуемые на предусмотренные уставом цели. Порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов товарищества.

Правление Товарищества собственников жилья имеет право распоряжаться средствами товарищества, находящимися на счете в банке, в соответствии с финансовым планом товарищества.

В соответствии со ст. 152 ЖК для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью, а именно:

1. обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме;

2. строительством дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме;

3. сдачей в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.

На основании решения общего собрания членов ТСЖ доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные гл. 14 ЖК и уставом товарищества.

41. Структура и размер платы за жилье и коммунальные и услуги. Основания и порядок предоставления субсидий и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Статья 154 ЖК определяет структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги, вносимую лицами, пользующимися жилыми помещениями по различным основаниям.

Плата, вносимая нанимателем жилого помещения по договору социального найма или по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включает в себя:

1. плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3. плату за коммунальные услуги.

Плата, вносимая собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

плату за коммунальные услуги.

Собственники отдельных жилых домов самостоятельно несут расходы по их содержанию и ремонту. Поэтому плата таких лиц за жилье сводится исключительно к оплате коммунальных услуг.

Непосредственно оплата за коммунальные услуги включает в себя оплату за:

1. холодное и горячее водоснабжение;

2. водоотведение;

3. электроснабжение;

4. газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);

5. отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади.

Размер платы за пользование жилым помещением государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо ЖСК, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Малоимущие граждане, занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Категории граждан, которые имеют право на получение субсидий.

Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют следующие граждане:

1. пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

2. наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

3. члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

4. собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

3) Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На одну семью предоставляется одна субсидия. Срок предоставления субсидии составляет 6 месяцев. При представлении документов с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

42. Формы управления многоквартирным домом.

Жилищный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты устанавливают право и одновременно обязанность собственников помещений в многоквартирном доме участвовать в управлении домом, в выборе эксплуатационных и ремонтных организаций с целью защиты своих прав и интересов. Для этого нужно выбрать форму управления многоквартирным домом.

Многие считают, что присутствие на общих собраниях собственников не обязательно. Однако для того, чтобы не возникало ситуаций, когда в вашем доме принято решение, например, об увеличении размера платы за жилье и коммунальные услуги, присутствовать на них все-таки необходимо — тогда можно будет повлиять на общее решение. Кроме того, в настоящее время нередки случаи использования председателями ТСЖ полномочий в личных целях. Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания жильцов, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг жильцам.

Собственники должны выбрать способ управления многоквартирным домом, подходящий именно им. Жилищным кодексом Российской Федерации предоставлено три варианта управления многоквартирным домом:

- непосредственное управление самими собственниками помещений в многоквартирном доме;

- управление с помощью созданного ТСЖ, ЖК или ЖСК;

- управление управляющей организацией.

Органом управления многоквартирным домом всегда является общее собрание собственников помещений в этом доме. Именно через общее собрание решаются все вопросы, связанные с управлением домом, начиная от выбора способа управления и заканчивая решением мелких вопросов.

К компетенции общего собрания относится:

- принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;

- принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;

- принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;

- выбор способа управления многоквартирным домом.

Голосование по всем вопросам осуществляется большинством голосов. Простое большинство означает, что по данному вопросу проголосовало положительно больше половины присутствующих на собрании голосов. Квалифицированное большинство — две третьих от числа присутствующих на собрании. Решения, принятые общим собранием, оформляются в виде протокола.

Для того чтобы решение имело юридическую силу, необходимо наличие следующих условий:

- решение оформлено протоколом очередного или внеочередного общего собрания собственников помещений;

- решение принято по вопросу, включенному в повестку дня соответствующего собрания;

- решение принято с соблюдением обязательных правил о квалифицированном или простом большинстве голосов, необходимых для принятия решения;

- решение доведено до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке;

- решение принято по вопросу, относящемуся к компетенции общего собрания.

Статья 45 Жилищного кодекса Российской Федерации - общее собрание собственников имеет силу, если на нем присутствовали собственники, обладающие половиной от общего числа голосов в данном многоквартирном доме. Количество голосов определяется пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. Иначе говоря, чем больше площадь вашей квартиры, тем больше ваша доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме и тем большим количеством голосов вы будете обладать на общем собрании собственников.

Общее собрание собственников может проходить в очной и заочной форме. К сожалению, не всегда возможно проконтролировать процесс принятия того или иного решения в случае, если человек отсутствовал во время проведения общего собрания либо если собрание проходило в заочной форме. Однако в любом случае, всякое решение общего собрания, будь оно проведено в очной либо в заочной форме, обязательно должно быть оформлено протоколом. Поэтому, узнав о принятии какого-либо решения без вашего участия либо при вашем голосовании «против», вы всегда можете потребовать предоставления вам протокола общего собрания собственников для ознакомления.

В случае, если вам покажется, что принятием того или иного решения нарушены ваши права и свободы, вы можете обжаловать данное решение и признать его недействительным. Сделать это возможно в пределах шестимесячного срока с момента, когда вы узнали или должны были узнать о принятии соответствующего решения. Однако стоит обжаловать решение общего собрания собственников только в том случае, если ваше голосование повлияет на результаты голосования в целом, либо ваши права и свободы нарушены в существенной степени, либо принятым решением вам причинены убытки. В противном случае суд оставит решение, принятое на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, без изменений.

43. Порядок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: