Экспрес-методика идентификации класса организации

Как было показано ранее, принадлежность организации к тому или иному классу определяется двумя группами признаков: уровнем задач, к выполнению которых фирма привлекает свой персонал, и спектром потребностей, учитываемых фирмой при взаимодействии с персоналом. Методика идентификации включает в себя две частные методики: оценки значений классификационных признаков и принятия решения по значениям этих признаков.

Для оценки значений признаков можно воспользоваться стандартной процедурой анкетирования персонала, попросив его ответить на следующие вопросы:

1. В выявлении и решении каких проблем организации Вы принимаете участие? Все ответы, которые Вы считаете правильными, подчеркните.

1.1 своего рабочего места, делаю то, что предписано и так, как предписано;

1.2. принимаю участие в выявлении и решении проблем своей рабочей группы, подразделения;

1.3. принимаю участие в выявлении и решении проблем всей организации, в выработке или обсуждении миссии, целей, организационных ценностей.

2. Считаете ли Вы, что организация:

1.2 предоставляет Вам возможности для удовлетворения материальных потребностей;

1.3 заботится о Вашей безопасности на рабочем месте и помогает обезопасить Вашу жизнь в будущем (создаёт ощущение безопасности и надёжности, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе);

1.4 заботится о том, чтобы Вы могли уважать себя за то, что Вы делаете и как делаете, и чтобы другие уважали Вас за это, поощряет за содействие формированию и поддержанию благоприятного психологического климата, наказывает за деструктивное поведение;

1.5 стимулирует развитие чувства социальной ответственности у персонала, стремление быть полезным социальному окружению (потребителю, организации, региону и т.д.), пропагандирует значимость социально ответственного поведения, наказывает за игнорирование интересов социального окружения;

1.6 создаёт условия и стимулы для постоянного развития и совершенствования на индивидуальном, групповом и общеорганизационном уровне.

В каждом подпункте второго вопроса предлагаются следующие варианты ответов: а) нет; б) скорее нет, чем да; в) скорее да чем нет г) да. Экспертов при этом просят подчеркнуть правильный, по их мнению, вариант ответа. В конце анкеты они должны указать свою должность или должностную категорию (рядовой работник, руководитель младшего звена, руководитель среднего звена, руководитель высшего звена). В группе экспертов должны быть по возможности пропорционально представлены все категории персонала.

Статистическая обработка результатов, проводимая традиционными методами, должна выполняться раздельно по каждой должностной категории, а затем по всей группе экспертов. В ходе обработки необходимо подсчитать значения частных показателей: Умисс – процент опрошенных, подчеркнувших все три варианта ответа на первый вопрос; Уподр – выделивших только первые два варианта; Урм – только первый вариант; Пматер+матер-) - процент опрошенных, давших благоприятный (неблагоприятный) ответ на врпос 2.1; Пбезоп+безоп-) – на вторую часть вопроса; и так далее – показатели Пэгоист+эгоист-), Псоц+соц-), Празв+ разв)

Для повышения надёжности идентификации в дополнение к анкетированию следует выяснить у экспертов, знают ли они миссию и цели организации на ближайший год, ближайшие 2-3 года и попросить сформулировать их. По результатам дополнительного опроса можно скорректировать значения первой группы частных показателей. Кроме того, при благоприятных ответах на все подпункты второго вопроса целесообразно оценить результат усилий организации, направленных на учет потребностей различного уровня иерархии и формирование (коррекцию) потребностей высших уровней. Сделать это можно, например, при помощи процедуры выявления мотивационного ядра, изложенной в [3], или исследования системы ценностей персонала, персонала по мнению руководства, руководства по мнению персонала с помощью методики, которая приведена в одном из следующих разделов книги. Ещё один важный источник информации о результативности усилий организации – документация (нарушения трудовой и технологической дисциплины, текучесть кадров, описание системы стимулирования, темы общих собраний, их количество, претензии потребителей, и т.п.).

Решение о принадлежности организации к тому или иному классу принимается при помощи таблицы 2.

Значения Кj в этой таблице вычисляются по формуле:

Кj = 0,5 (X1,j + 0,2 ), где

j – номер класса организаций, то есть номер столбца в таблице;

i – номер строки.

Облик организации характеризуется профилем (Пк), в котором в той или иной мере отражены черты каждого класса.

Пк = {R1, R2, R3}, где

Rii / (К1 + К2 + К3).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: