Мой дорогой Гнусик!
Весьма досадно было узнать, что твой подопечный обратился. Не тешь себя
надеждой, что избежишь положенного наказания (хотя я уверен, что в минуты
успеха ты не тешишь себя надеждами). Надо спасать положение. Не нужно
отчаиваться -- сотни людей, обратившихся взрослыми, побыли в стане Врага,
исправились, и теперь они с нами. Все привычки подопечного, и душевные, и
телесные, льют воду на нашу мельницу.
Один из великих наших союзников в нынешнее время -- сама церковь. Пойми
меня правильно. Я говорю не о той самой Церкви, которую мы видим объемлющей
пространство и время, укорененной в вечности, грозной, как полки со
знаменами. Это зрелище, признаюсь, способно устрашить самых смелых
искусителей. Но, к счастью, та Церковь невидима для людей. Твой подопечный
видит лишь недостроенное здание в псевдоготическом стиле на неприбранном
строительном участке. Войдя же внутрь, он увидит местного бакалейщика с
елейным выражением лица, а тот предложит ему лоснящуюся маленькую книжку,
где записано содержание службы, которое никто толком не понимает, и еще
книжечку в потертом переплете, содержащую искаженные тексты разных
религиозных песнопений, в большинстве своем плохих и напечатанных к тому же
мелким шрифтом. Когда он сядет на свое место и оглядится, он увидит как раз
тех соседей, которых он избегал.
Тебе следует в полной мере их использовать. Пусть его мысли
перескакивают со слов "Тело Мое" к лицам и обратно. При этом, конечно,
никакого значения не имеет, что за люди сидят на скамейках. Ты, может быть,
знаешь, что кто-то из них -- великий воин в стане Врага. Неважно. Твой
подопечный, слава нашему отцу, от природы глуп. Если только кто-то из них
плохо поет, носит скрипучие сапоги, нелепо одет или отрастил двойной
подбородок, твой подопечный легко поверит, что в религии этих смешных и
нелепых людей должно быть что-то смешное и нелепое. Как ты знаешь, сейчас в
голове подопечного обитает представление о "христианстве", которое он
называет "духовным", но это сильно сказано. Его голова забита хитонами,
сандалиями, доспехами, босыми ногами. Тот простой факт, что люди, окружающие
его в церкви, одеты по-современному, стал для него (разумеется,
бессознательно) настоящим камнем преткновения. Не давай этому камню выйти на
поверхность и не позволяй подопечному спрашивать себя, какими же он желал бы
видеть прихожан. Следи за тем, чтобы все его представления были посмутнее:
потом в твоем распоряжении будет целая вечность, и ты сможешь развлекаться,
наводя в нем ту особую ясность, которой отличается ад.
Максимально используй разочарование и упадок, которые неминуемо
настигнут его в первые же недели по обращении. Враг попускает это
разочарование на пороге каждого человеческого дела. Оно появляется, когда
мальчик, зачарованный историей Одиссея, начинает учить греческий. Оно же
появляется, когда влюбленные поженились и учатся жить вместе. Во всяком
человеческом деле есть переход от мечтаний к действительности. Враг идет на
риск, связанный с этим разочарованием, так как лелеет надежду, что эти
отвратительные маленькие создания станут его свободными приверженцами и
служителями. Он вечно называет их "сыны", с упорным пристрастием унижая весь
духовный мир неестественной любовью к двуногим. Не желая лишать их свободы.
Он отказывается силой вести их к целям, которые поставил перед ними. Он
хочет, чтобы они "шли сами". Здесь-то и кроются наши возможности. Но помни,
что здесь же скрыта и опасность для нас. Уж если они пройдут благополучно
через период сухости, они будут меньше зависеть от своих эмоций и искушать
их станет труднее.
До сих пор я писал тебе так, словно люди, сидящие на соседних скамьях,
не дают никаких разумных поводов к разочарованию. Когда же твой подопечный
знает, что дама в нелепой шляпке -- страстная картежница, а человек в
скрипучих сапогах -- скряга и вымогатель, твоя задача много легче. Ты просто
мешай ему думать: "Если я, такой, какой я есть, могу считать себя
христианином, почему недостатки моих соседей по скамье
доказывают, что их религия -- просто лицемерие и привычка?" Ты
спросишь, возможно ли, чтобы столь очевидная мысль миновала его? Возможно,
дорогой Гнусик, вполне возможно! Обращайся с ним поразумнее, и это просто не
придет ему в голову У него еще нет прочной связи с Врагом, а потому нет
истинного смирения. Сколько бы он ни говорил о своей греховности, даже на
коленях, все это -- лепет попугая. В глубине души он еше верит, что оказал
большую честь нашему Врагу, когда обратился, и думает, что выказывает
большое смирение, ходя в церковь вместе с ограниченными, скучными людьми.
Удерживай его в таком состоянии как можно дольше.
Твой любящий дядя Баламут.