Память и научение

Научение можно определить как способность изме­нять поведение на основании прошлого опыта, а память -как способность вспоминать прошлый опыт на осознанном и неосознанном уровне. Память и научение неразрывно свя­заны друг с другом и представляют собой две стороны еди­ного процесса.

Существуют две основные формы научения - неассо­циативные и ассоциативные. Неассоциативные формы - габитуацию и сенситизацию - можно отнести к наиболее элементарным формам научения, которые характерны для всех животных. При неассоциативных формах научения организм учится реагировать на один определенный стимул.

Неассоциативные формы научения

Габитуация (привыкание) представляет собой посте­пенное снижение амплитуды ответа на монотонно повто­ряющийся стимул. Примером такого научения может слу­жить постепенное отвыкание человека вздрагивать при силь­ных шумовых или световых стимулах (низко летящий само­лет, шум города, взрывы, гром, молнии). Следует отметить, что габитуация в отношении болевого стимула практически не действует. С нейрофизиологической точки зрения угаса­ние реакции основано на торможении ориентировочного рефлекса (рефлекса "что такое?"), поскольку повторяющийся стимул не несет в себе информации и может быть игнориро­ван. Нейроны выделяют все меньше и меньше нейромедиа-тора и ответ снижается по силе.

Сенситизация - это процесс, совершенно противопо­ложный габитуации, который заключается в постепенном увеличении силы ответной реакции при действии повторяю­щегося стимула. Для того, чтобы произошла сенситизация, необходимо, чтобы стимул вызывал неприятную, болевую или тревожную реакции, которые свидетельствовали бы о жизненно важном для организма действии стимула. Приме­ром сенситизации у человека может служить реакция пробу­ждения у матери, которая на фоне малозначащего шума, ино­гда довольно громкого, слышит плач своего ребенка и мгно­венно просыпается.

Таким образом, габитуация и сенситизация - это эле­ментарные формы научения, при которых организм не нуж­дается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями. Наоборот, такая ассоциация необходима для классического павловского условного рефлекса и оперантного (инструментального) условного рефлекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: