Научение можно определить как способность изменять поведение на основании прошлого опыта, а память -как способность вспоминать прошлый опыт на осознанном и неосознанном уровне. Память и научение неразрывно связаны друг с другом и представляют собой две стороны единого процесса.
Существуют две основные формы научения - неассоциативные и ассоциативные. Неассоциативные формы - габитуацию и сенситизацию - можно отнести к наиболее элементарным формам научения, которые характерны для всех животных. При неассоциативных формах научения организм учится реагировать на один определенный стимул.
Неассоциативные формы научения
Габитуация (привыкание) представляет собой постепенное снижение амплитуды ответа на монотонно повторяющийся стимул. Примером такого научения может служить постепенное отвыкание человека вздрагивать при сильных шумовых или световых стимулах (низко летящий самолет, шум города, взрывы, гром, молнии). Следует отметить, что габитуация в отношении болевого стимула практически не действует. С нейрофизиологической точки зрения угасание реакции основано на торможении ориентировочного рефлекса (рефлекса "что такое?"), поскольку повторяющийся стимул не несет в себе информации и может быть игнорирован. Нейроны выделяют все меньше и меньше нейромедиа-тора и ответ снижается по силе.
|
|
Сенситизация - это процесс, совершенно противоположный габитуации, который заключается в постепенном увеличении силы ответной реакции при действии повторяющегося стимула. Для того, чтобы произошла сенситизация, необходимо, чтобы стимул вызывал неприятную, болевую или тревожную реакции, которые свидетельствовали бы о жизненно важном для организма действии стимула. Примером сенситизации у человека может служить реакция пробуждения у матери, которая на фоне малозначащего шума, иногда довольно громкого, слышит плач своего ребенка и мгновенно просыпается.
Таким образом, габитуация и сенситизация - это элементарные формы научения, при которых организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями. Наоборот, такая ассоциация необходима для классического павловского условного рефлекса и оперантного (инструментального) условного рефлекса.