Оперантные условные рефлексы

Оперантные условные рефлексы, открытые Э. Торн-дайком и называемые также инструментальными рефлексами или "методом проб-и-ошибок", представляют собой второй важный способ ассоциативного научения. В отличие от клас­сического условного рефлекса, который основан на ассоциа­ции условного и безусловного стимулов, оперантный услов­ный рефлекс формируется в результате возникновения связи (ассоциации) между стимулом и результатом ответной ре­акции. Если ответная реакция положительная (поощритель­ная), то это закрепляется в виде усиливающейся мотивации повторить действие и получить поощрение. Классическим примером этого может служить крыса, у которой в "центр удовольствия" вживлен стимулирующий электрод. Случайно нажав рычаг включения стимула и получив удовольствие, крыса научается повторять это действие. Наоборот, если электрод вживлен в "центр наказания", то после первого же нажатия на рычаг стимуляции крыса более никогда не на­жмет на него. Оперантные рефлексы являются активной формой научения и играют важную роль в поведении челове­ка, особенно в раннем возрасте. Принцип оперантного обу­чения лежит в основе лечения алкогольной зависимости. Больному дают попробовать алкогольный напиток (на вкус и запах) и затем вводят апоморфин - средство с мощным рвот­ным действием. В результате возникает временное или ус­тойчивое отвращение к алкоголю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: