Краткие выводы

Ведущий принцип биологического направления в культурологии состоит в замене изучения исторических факторов развития культур биологическими. Продолжением этого направления можно считать и концепции психологизма, поскольку они фиксируют внимание на такой характеристике биологической стороны человека и общества, как их психология. Среди основных идей биологизаторских направлений в культурологии могут быть выделены следующие тезисы.

• Культура выступает как продукт расово-антропологических факторов.

• Неравенство рас (для белых расистов высшей выступает белая раса, для сторонников «негритюда» — черная раса) обусловливает, в свою очередь, неравенство созданных ими культур.

• Культурные стереотипы поведения людей определяются преимущественно биологической наследственностью людей.

Для концепций культурно-антропологического психологизма свойственны следующие характеристики.

• Благодаря единству происхождения и среды обитания все индивиды одного народа обладают одним и тем же народным духом.

• Главную роль в развитии культуры играет система психологических сил, важнейшей среди которых является воля, волевые импульсы.

• Элементарным социальным отношением в системе культуры является передача или попытка передачи верования или желания. В качестве основных звеньев механизма такой передачи выступают психическое заражение, внушение, подражание.

• В конце 20-х—начале 30-х годов XX века некоторые идеи психоаналитического направления своеобразно преломились в направлении «Культура-и-личность», предметом изучения которого стало взаимодействие культуры и личности, бытие личности в культуре и характеристика личности как субъекта культуры.

• Общий предмет направлении «Культура-и-личность» — анализ того, как действует, мыслит и чувствует индивид в условиях различного культурного окружения. Исследуются также процессы инкультурации, анализируется значения детства для особенностей функционирования взрослой личности, выявляются специфические типы личности, определяющие характер той или иной культуры.

Литература

1. Белых А.А. Культурология: Антропологические теории культур. — М., 2000. — Разд. I. Гл. 3, 4. Разд. III. Гл. 1.

2. Белик А.А. Психологическое направление в этнологии США. От исследований «Культура-и-личность» к психологической антропологии // Этнология в США и Канаде. — М.,1989.

3. Велик А.А. Расизм или гуманизм? // Расы и народы: Ежегодник. — М., 1989.

4. Вундт В. Проблема психологии народов. — М., 1912.

5. Гофман А.Б. Элитизм и расизм // Расы и народы: Ежегодник. — М., 1977.

6. ГуревичП.С. Культурология. — М., 2000.

7. Лебон Густав. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995.

8. Лебон Густав. Психология социализма. — СПб.: Макет, 1995.

9. Лурье С.В. Историческая этнология. — М., 1997.

10. Никишенков А.Н. Прикладные исследования в западной социальной / культурной антропологии // Этнографическое обозрение. — 2000. — №5. — С. 17 - 29.

11. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.,1994.

12. Садохин А.Л. Этнология.— М., 2001.

13. Социальная психология. — М., 1975.

14. Тард Г. Социальная логика. — СПб.: Социально- психологический Центр, 1996.

15. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. — М, 1978.

16. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. — М.,1985.

17. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию // Шпет Г.Г. Сочинения. — М.,1989.

Контрольные вопросы

1. Назовите основателей «расово-антропологического» взгляда на культуру.

2. В чем видели причину многообразия культур последователи биологического способа изучения культур?

3. Объясните причины распространения расистских теорий.

4. Покажите сущность концепции «негритюда».

5. Раскройте предметную область исследований «психологии народов».

6. Охарактеризуйте исследовательскую программу М. Лацаруса и X. Штейнталя.

7. Какое место отводится психологическим факторам в теории Л. Уорда? Покажите эти факторы.

8. Покажите основные формы межгруппового взаимодействия, с помощью которых, по мнению основателей «групповой психологии», передается внутрикультурная информация.

9. Почему термины «направление «Культура-и-личность» и «психологическая антропология» могут употребляться как равнозначные?

10. Как определяет основные проблемы психологической антропологии Хсю?

11. Какие основные части культуры выделяются Дж. Хонигманом?

12. Каково содержание понятия «модель культуры» в психологической антропологии?

13. Назовите основные направления исследований психологической антропологии.

Глава 8

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУР

В начале XX в. продолжением психологического направления в изучении культуры стала психоаналитическая концепция культуры. Эта концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, однако до сих пор распространена в качестве эффективного теоретического инструмента объяснения культуры в целом и самого широкого спектра ее проявлений. Ее влияние обнаруживается в содержании многих других направлений современного социально-культурологического знания.

Более того, психоаналитические сюжеты стали характерными для современной постмодернистской культуры, они широко используются в художественной литературе, живописи, кинематографе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: