Аналитическое исследование культуры К. Юнга

Карл Густав Юнг (1876—1961)— выдающийся представитель психоаналитического направления в изучении культур. Единственный сын швейцарского пастора, он с детства отличался жаждой чтения, но вместе с тем в детстве его посещали сверхъестественные видения и фантазии. После окончания Базельского университета получил медицинскую степень по специальности психиатрия. Образованность Юнга произвела глубокое впечатление на Фрейда, и с 1907 г. они стали работать вместе. В 1910 году Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 году между двумя учеными произошел разрыв по причинам, как личного характера, так и в результате теоретических расхождений. К.Г. Юнг писал в связи с этим: «Сексуальная теория невроза, выдвинутая Фрейдом, базируется на истинном и фактическом принципе. Однако ошибка ее состоит в односторонности и ограниченности исключительно этим принципом»1.

Интерес к исследованию культуры, в частности, к ее мистическим аспектам, Юнг продемонстрировал уже во время обучения в университете. Его первой самостоятельной работой, в которой предпринята попытка формулирования собственного взгляда на конкретную культурологическую проблему, стала докторская диссертация «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902). Сравнивая состояние медиумического транса, галлюцинации и помрачения рассудка, К. Юнг приходит к выводу о наличии сходных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных движений и у больных людей. По его мнению, у этих людей к их собственному голосу присоединяется другой, идущий как бы из глубин сознания. При этом в отличие от сознания больных сознание творцов может осваивать то содержание, которое происходит из глубин подсознания. В процессе такого овладения они придают этому содержанию религиозную или художественную форму. У выдающихся людей имеется интуиция, «далеко превосходящая сознательный ум». Такие люди улавливают некие «праформы», всплывающие в их сознании спонтанно и обладающие способностью воздействовать на внутренний мир личности. Впоследствии этот термин был заменен понятием «коллективное бессознательное».

Юнг выработал свой аналитический способ исследования культур: аналитическую психологию — своеобразный вариант культурологии. Основные отличия теоретической концепции К. Юнга от классического психоанализа культуры могут быть сведены к следующим положениям.

Таблица 3

Различие психоаналитических концепций


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: