Краткие выводы

В качестве вывода по лекции целесообразно привести основополагающий тезис статьи С.Е. Рыбакова: «Для трудов крупных отечественных теоретиков был характерен дух научного творчества, основанный на глубоком знании исследуемого материала. Вовсе не «догматизм» и приверженность пресловутой «марксистско-ленинской идеологии», а широчайшая эрудиция, свобода творчества и стремление постичь «суть вещей» — главное в трудах С.П. Толстова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, Ю.В. Бромлея, В.И. Козлова, С.А. Арутюнова, Ю.И. Семенова».

Литература

• Актуальные проблемы изучения истории отечественной этнологии и антропологии XX века; Тез. симпозиума, 1 июня 2000 г. / Под ред. Тумаркина Д. Д. — М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 2000.

Басилов В.Н. Традиции отечественной этнографии // Этнографическое обозрение. — 1998. —№2. — С. 18—45. Труды ученых Ин-та этнологии и антропологии РАН, 1990 - 1998: Темат. библиогр. указ. / Ин-т этнологии и антропологии. — М., 1999.

Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Уч. пособие. — Л.: ЛГУ, 1974.

Кузнецов А.М. Антропология и антропологический поворот современного социального и гуманитарного знания // Личность. Культура. Общество. — М., 2000. —Т. 2. — Вып. 1(2).—С. 49-67.

• Лурье С.В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997.

Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе:

концептуальные различия // Общественные науки и современность. — 1997. — №2. — С. 146- 160.

• Репрессированные этнографы. Вып. 1 / Сост. и отв. рук. Д.Д. Тумаркин. — М.: Вост. лит., 1999.

Рыбаков С.Е. Судьбы теории этноса. Памяти Ю.В. Бром-лея // Этнографическое обозрение. — 2001. — № I.

• Советская этнографическая школа // Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. — М.: Наука, 1998. — С.116-122.

Токарев С.А. История русской этнографии (Дооктябрьский период). — М.: Наука, 1966.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте основные этапы развития этнографического знания в России.

2. Покажите, почему XVIII век занимает особое место в развитии российской этнографии.

3. Какую роль в развитии этнографических (этнологических) знаний сыграло Российское географическое общество?

4. Охарактеризуйте социально-антропологические концепции Н.Н. Миклухо-Маклая и Д.Н. Анучина.

5. Покажите основные этапы развития исследований советской этнографической школы.

6. Охарактеризуйте вклад в развитие этнологических знаний акад. Ю.В. Бромлея.

7.Покажите основные направления исследований современной российской этнологии и социальной (культурной) антропологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: