Рекомендуемые темы выпускных квалификационных работ

1. Аграрная политика на Урале в 1940-1953гг.

2. Аграрная политика советского государства в 1953-1964гг. (на примере БашкирскойАССР).

3. Афганская война глазами участников.

4. БашкирскаяАССР в годы Великой Отечественной войны.

5. Башкирия в период новой экономической политики.

6. Башкиры северо-западного Башкортостана: территория и расселение.

7. Бестужевские высшие женские курсы.

8. Блокада Ленинграда.

9. «Большая нефть» в Башкирии.

10. Великая Отечественная война в мемуарах (историко-психологический аспект).

11. Внешнеполитический курс Советского государства в 1964-1985гг.

12. Внешняя политика Н.С. Хрущева. Карибский кризис 1962 г.

13. Внешняя политика СССР в 1950-1960-ые гг.

14. Внешняя разведка СССР в годы «холодной войны».

15. Военно-патриотическая, печатная пропаганда в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны.

16. Военно-стратегические операции СССР в годы Великой Отечественной войны

17. Война в Афганистане 1979-1989 гг.

18. Вооружение воина южно-русской степи X-XII вв.

19. Восстание Черного орла.

20. Вотчинное право башкир в отечественной историографии.

21. Голод в СССР в 1946-1947гг.: происхождение и последствия.

22. Государственная деятельность А.Н. Косыгина.

23. Государственная политика по отношению к эвакуированному населению в Башкирии в годы Великой Отечественной войны.

24. Деятельность органов власти по мобилизации рабочего класса на победу в годы Великой Отечественной войны.

25. Женские лица в работе государственных учреждений.

26. Женщины Башкортостана в годы Великой Отечественной войны.

27. Живопись XIX в.

28. Живопись Башкортостана во второй половине XX века.

29. Живопись второй половины XVIII – первой половины XIX в.

30. Жилищное строительство в БашкирскойАССР в 1964-1985гг.

31. Земское ополчение в России (1812-1814 гг.)

32. И.В. Сталин – человек и политик.

33. Индустриализация в БашкирскойАССР.

34. Интеллигенция Башкортостана в годы Великой Отечественной войны.

35. Ислам в городской среде.

36. Историография Великой Отечественной войны в трудах башкирских ученых.

37. Историография истории Башкирии в период феодализма.

38. Историография истории края периода кантонной системы управления.

39. Историография периода «хрущевской оттепели» в трудах башкирских ученых.

40. Историография развития сельского хозяйства в 1964-1985гг.

41. Историография трудового подвига советского крестьянина (1941-1953гг.).

42. Историография трудового подвига советского крестьянина (1953-1964гг.).

43. История развития молодежного движения и организаций русского зарубежья 20-30-х гг. XX века.

44. История создания ядерного оружия в СССР (1939 – 1949 гг.).

45. Источники по вооружению, тактике и боевому искусству татаро-монгол и русских дружинников в XIII веке.

46. Кавказская война 1817-1864 (Имамат Шамиля).

47. Коллективизация в БашкирскойАССР.

48. Колхозная деревня в условиях Великой Отечественной войны.

49. Колхозное движение на северо-западе Республики Башкортостан.

50. Контрразведывательная и специальная деятельность органов госбезопасности СССР на оккупированной советской территории (1941-1944 гг.)

51. Концентрационные лагеря Второй Мировой войны.

52. Крестьянская реформа 1861 годав России.

53. Культура СССР в период оттепели (конец 1950-х - 1960-е гг.).

54. Культурные и религиозные учреждения в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).

55. Л.Д. Троцкий: политический портрет.

56. Личность Александра II.

57. М.М. Сперанский - новый тип государственного деятеля.

58. Марийское население северо-западного региона Башкортостана XIX – XX вв.

59. Материально-техническая оснащённость русской армии в период первой мировой войны.

60. Международные отношения СССР с европейскими государствами накануне и во время Второй мировой войны.

61. Мемуары С.Ю. Витте как источник политической истории России начала XX века.

62. Милиция в годы Великой Отечественной войны.

63. Мобилизация людских ресурсов на фронт в годы Великой Отечественной войны.

64. Молодежь Башкирии в период Великой Отечественной войны.

65. Н.С. Хрущев: человек и политик.

66. Нюрнбергский процесс.

67. Образование политических партий в конце XIX - начале XX вв.

68. Организационно-производственная школа и российское сельское хозяйство первой трети ХХ века (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Челинцев и др. по выбору).

69. Особенности перевооружения русской армии в период Великой Отечественной войны.

70. Особенности перевооружения русской армии в период Великой Отечественной войны.

71. Отечественная историческая наука первой четверти XX в.: борьба научных направлений.

72. Отечественная наука, культура, образование в условиях «перестройки».

73. П.А. Столыпин – одинокий реформатор.

74. Партизанские движения в период Великой Отечественной войны.

75. Первые полеты в космос.

76. Писатели и краеведы о Башкортостане в XIX в.

77. Повседневная жизнь дворянствой усадьбы в первой половине ХIХ века.

78. Повседневная жизнь купечества Уфимской губернии в конце XIX - начале XX вв.

79. Позитивизм и неопозитивизм в современной исторической науке.

80. Политическая деятельность С.Ю. Витте.

81. Политические репрессии 30-х годов XX века

82. Положение советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны.

83. Положение советских военнопленных в годы Великой Отечественной войны.

84. Примардиализм как научное течение в современной этнографии.

85. Промышленность Башкирии в годы Великой Отечественной войны.

86. Развитие машиностроения Башкирии в 30-ые годы XX века.

87. Реформирование СССР в 1953-1964 гг.

88. Россия глазами иностранных путешественников в новое время.

89. Русская Америка: открытие и освоение.

90. Русская армия в первой мировой войне.

91. Русская православная церковь в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

92. Русско-азиатская торговля в крае.

93. Русское дворянство накануне и в период первой мировой войны.

94. Сельское хозяйство в годы Великой Отечественной войны.

95. Система школьного образования на Южном Урале в середине 1950-1960гг.

96. Советская внешняя разведка в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.).

97. Советская культура в 1964-1980 гг.

98. Советский кинематограф в 1960-1970-ых гг.

99. Советский кинематограф и плакат в годы Великой Отечественной войны.

100. Советско-китайские отношения в 20-30-е годы XX века.

101. Советско-германские отношения в 20-х гг. XX в.

102. Современная конфессиональная ситуация на северо-западе Башкирии.

103. Социальная политика в годы «хрущевской оттепели» (на примере БашкирскойАССР).

104. Социальная политика в годы Великой Отечественной войны (на примере БашкирскойАССР).

105. Социальная политика российского государства в послевоенное время на Южном Урале 1945-1953гг.

106. Социальное положение и быт населения в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

107. Сперанский: новый тип государственного деятеля.

108. Спецпереселенцы на Урале (1920 – 1930-ые гг.).

109. Средневековый тюркский эпос и влияние на него истории.

110. Становление и развитие нефтяной промышленности Башкирии в 30-е годы XX века.

111. Театр XVIII в.

112. Трудовой и ратный подвиг молодежи в Башкирии в годы Великой Отечественной войны.

113. Участие выходцев Башкирии в партизанском движении Великой Отечественной войны.

114. Формирование и деятельность парламентаризма в России в начале XX века.

115. Ход и итоги коллективизации БашкирскойАССР (на примере северо-западных районов Республики).

116. Школьное образование в Башкортостане в годы Великой Отечественной войны.

117. Эвакуированное население в Башкортостане в годы Великой Отечественной войны: опыт выживания.


ЗАДАЧИ СТУДЕНТА И РОЛЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Выпускная квалификационная работа должна содержать разработку наиболее актуальных проблем по избранной исторической специальности, соответствующей современному состоянию отечественной и зарубежной историографии, учитывать региональный фактор, степень разработанности выбираемой проблемы в научно-исторической литературе.

Написанию выпускной квалификационной работы предшествует преддипломная курсовая работа. Ей придается большое значение, так как она выступает подготовительным этапом ВКР. Объем курсовой работы на 4 курсе должен составлять не менее 45 страниц машинописного текста. В преддипломной работе студент максимально разрабатывает доступную ему источники и литературу по теме, намечает основные направления будущего исследования. Возможно также подробное изучение одного из аспектов будущей квалификационной работы. К примеру, при работе над темой ВКР «Партизанские движения в период Великой Отечественной войны» на 4 курсе изучению можно подвергнуть либо всю тему целиком, намечая будущие контуры выпускной работы, либо изучить первый этап партизанского движения (июнь 1941- май 1942гг). Преддипломная курсовая работа подлежит защите, во время которой создается рабочая атмосфера, близкая по сценарию защите ВКР.

В последующем до 80-90% работы должно войти в содержание выпускной квалификационной работы.

Студенту необходимо не только изучить подробно выявленную литературу и источники, но и критически проанализировав их, сделать самостоятельные выводы по изучаемым проблемам своего выпускной сочинения.

За своевременность и качество выполняемой выпускной работы непосредственную ответственность несет студент. Основная задача научного руководителя заключается в постановке проблемы для изучения, стимулировании поиска новых подходов и методов научного исследования, в развитии самостоятельности, творческого подхода и поэтапном анализе выполняемой студентами выпускной работы. Кроме того, назначенный кафедрой научный руководитель:

– устанавливает студенту календарный график выполнения работы в первом варианте или отдельных ее глав, частей, параграфов, сроки представления готовой работы на кафедру и к защите (ПриложениеЕ, см. стр.26);

– определяет дни консультаций (не реже одного раза в 1-2 недели), беседует со студентами о ходе работы, возникших проблемах и затруднениях;

– проверяет выполнение студентом исполняемой работы по разделам, главам, частям, параграфам и в целом всей работы;

– дает письменный отзыв на работу.

Непосредственно само написание выпускной работы обычно начинают с составления плана, который представляется научному руководителю и с учетом сделанных им замечаний корректируется и уточняется. Хорошо продуманный план, преимущественно включающий детальный набросок введения, основной части и заключения, позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу.

После получения окончательного варианта ВКР научный руководитель выступает в качестве эксперта. Научный руководитель подписывает работу и составляет письменный отзыв (Приложение Г, см. стр. 24), в котором всесторонне характеризует качество ВКР, отмечает положительные стороны работы, особое внимание обращает на имеющиеся отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления ВКР к защите. При этом руководитель не выставляет оценку за работу, а только рекомендует или не рекомендует ее к защите в ГЭК.

В отзыве руководителя отражаются следующие положения:

– соответствие содержания работы заданию и выбранной теме;

– актуальность, обоснованность темы;

– степень самостоятельности при работе над ВКР, инициативность, умение подбирать и обобщать практические исходные данные;

– умение работать с литературой, в том числе иностранной, умение делать выводы из имеющейся информации;

– степень усвоения полученных знаний, способность использования этих знаний в самостоятельной работе, профессиональная грамотность изложения материалов, качество и необходимость приведенного в работе иллюстративного материала;

– достоинства и недостатки, обнаруженные руководителем в ВКР;

– возможность практического использования работы или ее отдельных положений;

– соответствие ВКР требованиям, предъявляемым к квалификации специалиста по соответствующей специальности;

– рекомендация допуска ВКР к защите.

Научный руководитель выносит начальную рекомендацию о возможности продолжения обучения выпускника в аспирантуре, об участии в конкурсе выпускных квалификационных работ, а также по их внедрению и публикации.

В установленные кафедрой сроки, выпускная квалификационная работа, подписанная руководителем, представляется на внешнюю рецензию. Направление на рецензию выдается на кафедре и возвращается туда же с заполненными сведениями о рецензенте. Выбор рецензента осуществляется кафедрой. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты, работающие в организациях, имеющие большой практический опыт в соответствующей области деятельности и являющиеся специалистами по проблемам, рассматриваемых в выпускной квалификационной работе. Рецензентами также могут быть специалисты соответствующих научных учреждений, преподаватели других вузов.

Подпись рецензента заверяется печатью организации, предприятия или учреждения. Рецензия составляется в соответствии с ПриложениемД(см. стр.25)и отражает следующие вопросы:

– актуальность темы ВКР;

–- соответствие содержания ВКР теме работы;

– знание студентом новейших разработок в выбранном им направлении;

– полнота, глубина и обоснованность решений поставленных задач;

– достоинства и недостатки работы;

– возможности практического использования ВКР или ее отдельных положений;

– правильность изложения материала и оформления работы, качество иллюстративного материала;

– рекомендуемая оценка работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»);

– другие вопросы по усмотрению рецензента.

Каждое из положений рецензии должно быть доказательно и основано на материалах ВКР. При необходимости рецензент может ссылаться на положения ВКР для доказательства обоснованности своих выводов.

Студент должен ознакомиться с содержанием рецензии до защиты ВКР, выписать для себя замечания рецензента для того, чтобы суметь ответить на эти замечания во время защиты.

Научный руководитель помогает студенту подготовить доклад для выступления на защите ВКР перед Государственной аттестационной комиссией.

Защита выпускной квалификационной работы происходит следующим образом:

Первый этап. Студент делает доклад продолжительностью не более 10 мин, в котором лаконично раскрывает цель и задачи работы, ее актуальность, кратко излагает основное содержание работы, делая особый акцент на выводах.

Второй этап. После выступления студент отвечает на вопросы, задаваемые членами ГАК или другими присутствующими на открытой защите преподавателями, студентами и т.д.

Третий этап. Выступление рецензента по выпускной работе.

Четвертый этап. Выступление других лиц, пожелавших высказаться по существу прозвучавшего доклада студента.

Пятый этап. Заключительное слово студента, в котором он определяет свое отношение к замечаниям, сделанным в отзыве и рецензии, и может кратко высказаться по другим вопросам.

Выпускная работа студента оценивается членами ГАК по четырехбалльной системе на закрытом заседании. Решение ГАК оформляется протоколом, в котором записываются вопросы, заданные студенту; особое мнение председателя ГАК или ее членов; оценка, полученная студентом за выпускную работу. Выставленные оценки оглашаются председателем ГАК. После успешной сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы студенту присваивается квалификация по специальности и выдается диплом государственного образца.

Государственная аттестационная комиссия, учитывая мнение рецензента, и оценивает выполненную студентом выпускную квалификационную работу, в соответствии со следующими критериями.


СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:

На титульном листе должно быть отражено:

- наименование учебного заведения, факультета, кафедры, дисциплины, по которой написана работа;

- фамилия, имя и отчество студента;

- название темы выпускной работы;

- Ф.И.О., должность, ученое звание научного руководителя;

- допуск к защите, заверенный зав. кафедрой;

- название города, в котором находится учебное заведение;

- год написания работы.

Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы (ПриложениеБ, см. стр.21).

СОДЕРЖАНИЕ:

- Как правило, содержание помещается на одной странице.

- Содержание включает наименование всех глав и параграфов (если они имеются) с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала главы (параграфа). При этом знак «§» не ставится

Образец оформления содержания выпускной работы (ПриложениеВ, см. стр.23).

ВВЕДЕНИЕ:

- обоснование актуальности избранной темы;

- обоснование хронологических рамок исследования;

- обоснование территориальных рамок исследования;

- обоснование методологических принципов исследования;

- историографический анализ литературы;

- источниковедческий анализ опубликованных и архивных источников;

- цель и задачи исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

- В основной части работы, разбитой на главы и параграфы или тематические разделы, должны быть отражены результаты исследования, сделаны обобщения и выводы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

- Заключение должно содержать краткие выводы по результатам проведенной работы и теоретические обобщения.

УКАЗАТЕЛЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ:

- Название архивных учреждений

- Название общественных организаций

- Название государственных организаций и т.д.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

- Схемы, таблицы, диаграммы, плакаты, афиши и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

- является органической частью выпускной квалификационной работы и помещается после заглавий: «УКАЗАТЕЛЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СОКРАЩЕНИЙ», «ПРИЛОЖЕНИЯ»;

- позволяет студенту документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, иллюстраций, цитат, фактов, текстов разнообразных документов);

- характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

- представляет самостоятельную ценность, как справочный аппарат; каждый документ (монография, статья, опубликованный источник и т.д.), включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями: ГОСТ 7.1–2003. Библиографическая Запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;ГОСТ 7.82–2001. Библиографическое описание электронных ресурсов; ГОСТ 7.83–2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; ГОСТ 7.80–2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;ГОСТ 7.76–96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения; ГОСТ 7.11–78. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании; ГОСТ 7.12–77. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании;

- каждая библиографическая запись получает порядковый номер, начинается с красной строки и дается в алфавитном порядке. В рубрике «ЛИТЕРАТУРА» алфавитное расположение дается по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана.


Основные рубрики, составляющие раздел

«СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: