Введение

Уровень рождаемости, складывающийся на той или иной территории в тот или иной период времени и измеряемый хорошо известными в демографии показателями (общий и суммарный коэффициенты рождаемости, специальный коэффициент рождаемости и др.), является функцией двух переменных. Одна из них - это демографическая структура, т. е. распределение населения по полу, возрасту, брачному и семейному состоянию. Другая переменная - это репродуктивное поведение, выражением которого в демографии являются среднее число детей в семье и среднее число детей, рожденное женщиной за всю ее жизнь. Под репродуктивным поведением понимается система действий и отношений, опосредующих рождение определенного числа детей в семье (а также вне брака). Очень важно изучать репродуктивное поведение так как с помощью этого можно определить основные направления социальной политики в области стимулирования рождаемости. Ускоренное физическое развитие молодежи, стремление ее как можно быстрее войти в социальной мир взрослых происходят на фоне все большего признания прав подрастающего поколения, расширения возможностей участия молодых людей во всех сферах жизни общества. В условиях либерализации половой морали, ослабления воспитательной функции семьи и образовательных учреждений, при фактическом отсутствии воспитательно-образовательных программ по вопросам пола и сексуального поведения, полоролевая социализация детей и подростков превратилась в стихийный процесс. Серьезной проблемой становится негативное воздействие средств массовой информации на ребенка в вопросах пола и межполовых взаимоотношений, коммерциолизированной массовой молодежной культуры, слабости и неразвитости всей социальной сферы страны, в том числе системы образования.

Подростковый возраст чрезвычайно важен в физиологическом, нравственном, психическом и социальном становлении человека. В последние годы появилось много сообщений об отрицательном влиянии социально-экономических преобразований адаптационных нагрузок на ценностные ориентиры, физическое и половое развитие, состояние психологического и социального здоровья подростков.

Нарастают неблагоприятные демографические процессы, падает рождаемость, ухудшается состояние общего и репродуктивного здоровья детей и подростков, в том числе девочек - будущих матерей.

В практическом здравоохранении термин «подростковый период» определяет возраст от 15 до 18 лет. В этот период у подростков возникают многие медицинские проблемы. Они связаны с физиологическими и психологическими особенностями организма на этом этапе развития. Наиболее значимые из них: процессы роста и формирования телосложения по женскому или мужскому типу, проявление сексуальной активности, появление выраженной психологической зависимости от сверстников, возникновение хронических заболеваний, возможность появления болезней, обусловленных сексуальным поведением (заболеваний, передаваемых половым путем).

Более того, на фоне низкой медицинской информированности и санитарно-гигиенической культуры ухудшение здоровья у современных подростков идет более интенсивно и по большему числу заболеваний, в том числе ухудшается и ситуация с репродуктивным здоровьем молодежи.

Согласно многим литературным источникам, подростков нельзя отнести к той части населения, для которых и само здоровье и информация о его сохранении не представляют значимой ценности. Разные исследователи приводят данные многочисленных опросов: от 65 до 92% подростков и молодежи считают здоровье и его поддержание одним из самых значимых приоритетов. Вопросы репродуктивного здоровья волнуют молодых людей в еще большей степени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: