Предполагаемые Методы решения проблем репродуктивного поведения подростков в России

Для уменьшения негативных последствий раннего вступления в половую связь требуется организация информирующих и консультирующих служб, повышение уровня образования и медицинской грамотности населения, увеличение количества медицинских

служб, обращение в которые было бы доступным и приемлемым для подростков. Также важное значение имеет половое воспитание Только в результате проведения данных мер, репродуктивное поведение подростков приобретет осознанный характер, пособствующий формированию здоровой нации.

Проблема репродуктивного поведения приобрела в последнее время социальный характер. Возросла роль социально–экономических факторов, как причины нарушения здоровья подростков. Поведенческие установки подростков характеризуются увеличением у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение. На возраст 15–19 лет приходится существенный подъем заболеваемости, в т.ч. социально–значимых заболеваний: наркомании, сифилиса, ВИЧ–инфекции и др. В нашей стране недостаток информации и отсутствие у молодежи знаний, связанных с сексуальным поведением, делают проблематичным разработку конкретных мер по повышению мотивации к ответственному сексуальному поведению, принятию решений о репродуктивном и контрацептивном выборе. Очевиден недостаток подготовленных специалистов, как среди медиков, так и среди учителей и социальных педагогов, способных заниматься сексуальным воспитанием и умеющим работать именно с подростками. По данным Савельевой И.С. (2004 г.), в 60% случаев занятия с подростками проводят неподготовленные кадры.

Помимо ограниченности ресурсов, улучшению ситуации, по мнению большинства специалистов, препятствуют разрозненность мероприятий по охране репродуктивного здоровья разных ведомств, сохранение традиций формализации профилактической деятельности, инертность медицинской общественности, слабое информационное обеспечение действий по снижению абортов.

Существующая система охраны здоровья детей оказалась сегодня не готова решать вновь появившиеся специфические проблемы подростков. Последствия рискованного поведения, проблемы репродуктивного здоровья сегодня не могут быть успешно решены в рамках действующей системы медицинской помощи подросткам.

В России система работы молодежных социальных служб, готовых оказывать медико–педагогические, социально–правовые и психологические услуги по формированию здорового стиля жизни, сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подрастающего поколения находится пока только в стадии становления.

В целом, вопрос сексуального просвещения в школах — самый нерешаемый во всем мире, как в США, так и в России: нигде школьная администрация не хочет допускать специалистов - репродуктологов в учебные классы, даже в выпускные, мотивируя свое нежелание тем, что «чем больше дети будут знать о безопасном сексе, тем больше им будут заниматься». Администрация школ при поддержке священнослужителей отвергает даже безобидные программы валеологии как науки о здоровье в целом.[7]

Установлено, что фактором успешного использования контрацепции является открытость общества по вопросам сексуальности: при одинаковой сексуальной активности подростков уровень беременности в США в 7 раз выше, чем в Нидерландах. Объясняется эта разность тем, что в Нидерландах вопросы, связанные с сексуальностью, могут вполне свободно и открыто обсуждаться в семье, школе, в средствах массовой информации и между самими подростками. В результате уровень подростковых беременностей и ИППП в стране постоянно снижается. И, наоборот, в обществах, где открытое обсуждение проблем сексуальности является «табу», молодым людям трудно получить информацию относительно того, как предотвратить нежелательную беременность и ИППП.

Немаловажным аспектом является отношение к некоторым ее вопросам различных политических и религиозных организаций, которые протестуют против легализации абортов и применения вспомогательных репродуктивных технологий и оказывают давление на законодательные органы. Так, на Филиппинах члены парламента, выступающие против абортов, хотели принять указ о смертной казни для тех, кому делают аборт и производящему аборт. В декабре 1997 г. Польский парламент еще раз рассматривал антиабортный закон, выступая за строгое запрещение абортов, однако Конституционный трибунал отклонил его. В США помимо борьбы за запрещение абортов пытаются ограничивать распространение контрацепции и других репродуктивных технологий, прикрываясь религиозными мировоззрениями.

Реальными путями снижения уровня абортов, как показывает практика, являются приоритеты образования. Коллегия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 2003 году подтвердила, что просвещение подростков — безальтернативный путь снижения числа абортов в России. Поэтому аборт представляет собой комплексную проблему, решение которой зависит от усилий многих специалистов.

Правительство, гуманитарные, общественные организации, а также средства массовой информации призваны играть в этом определенную роль.

Следуя указанному решению Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития, в частности, «...Проведение информационных и образовательных мероприятий, особенно среди подростков и молодежи, по формированию ответственного отношения к своему здоровью и репродуктивному поведению, снижению потребности в искусственном прерывании беременности и сохранении репродуктивного здоровья», с одобрения ректора Российского университета дружбы народов профессора В.М. Филиппова, силами кафедры акушерства и гинекологии с курсом перинатологии разработана система постоянного образования студенток первых курсов факультетов Университета по программе «Профилактика, ранняя диагностика и лечение нарушений репродуктивного здоровья студенток РУДН».

В соответствии с этой программой на всех факультетах университета в программу занятий первых курсов включена тема «Репродуктивное здоровье». Именно студенты, в отличие от школьников, являются той аудиторией, которая доступна для репродуктивного просвещения, где не действуют запреты школьных учителей, родителей и других противников просвещения молодежи. Более того, будущие учителя, инженеры, ученые — национальная элита, руководители коллективов — в последующем сами станут если не пропагандировать, то не препятствовать широкому просвещению школьников, учащихся средних специальных учебных заведений и учебных заведений системы профтехобразования, одному из наиболее важных разделов жизнедеятельности человека — репродуктивному здоровью. Иначе получится как в бывшем учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности человека»: там более 200 страниц посвящено техногенным катастрофам и 15 страниц — «семейному ориентированию». Мы не знаем, какое число школьников попадет в техногенные катастрофы, но убеждены в необходимости для 99% реализовать основную биологическую функцию человека — воспроизводить себе подобных. Вот поэтому к настоящему времени нет ни одной формы деятельности, направленной на сохранение репродуктивного потенциала, не приносящей пользы обществу, государству, семье и отдельно взятому человеку.[8]

Как будет развиваться демографическая ситуация в Российской Федерации, зависит в первую очередь от экономического положения страны и социальной политики государства. Станет ли исключением современный демографический кризис, покажет будущее. Пока Россия находится на начальных его стадиях, а прогнозировать в условиях быстро меняющейся ситуации чрезвычайно трудно. Однако указать исторический этап эволюции рождаемости, на котором Россию застал социально-экономический и политический кризис, уже сейчас можно и необходимо. Это тем более важно, что по всем признакам Россия не просто переживает кризис — она проходит через этап глубокого переосмысления своей истории, самопознания сущности своей культуры и поиска ответов на жизненно важные вопросы.[9]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: