Крым в древние и средние века

Древнейшими обитателями Крыма, известными нам по ассирийским и античным источникам, были киммерийцы (XII в. до н. э.). В середине VII в. до н. э. часть киммерийцев была оттеснена скифами из степной полосы в предгорье и горы Крыма, где они образовали компактные поселения.

Здесь же, в предгорном и горном Крыму, а также на Южном берегу, обитали тавры. От тавров и происходит древнее название горной и прибрежной части Крыма – Таврия, Таврида. До наших дней сохранились остатки укрепленных убежищ и жилых построек тавров, их кромлехи – кольцеобразные ограды из вертикально поставленных камней – и таврские гробницы – «каменные ящики».

Новый период истории Таврики начинается с захвата Крыма скифами. Этот период характеризуется качественными изменениями в составе самого населения. Данные археологии показывают, что после этого основу населения северо-западного Крыма составляли народности, пришедшие из Приднепровья.

   

В VI – V вв. до н. э., когда в степях хозяйничали скифы, на побережье Крыма основали свои торговые колонии выходцы из Эллады. Памятью о себе они оставили названия важнейших городов древности. Так, Пантикапей, или Боспор (современная Керчь), и Кафа (Феодосия) были построены колонистами из древнегреческого города Милета (Херсонес), расположенный в пределах нынешнего Севастополя.

   

В первой половине V в. до н. э. на берегах Черного моря возникают два самостоятельных греческих государства. Одно из них – демократическая рабовладельческая республика Херсонес (полуостров) Таврический, в состав которого входили земли западного Крыма. Херсонес укрывается за мощными каменными стенами. Он был основан на месте таврского поселения греками из Гераклеи Понтийской. Другое – Боспорское автократическое государство, столицей которого стал Пантикапей («путь рыбы»). Акрополь этого города находился на горе Митридат, а неподалеку археологи раскопали знаменитые курганы Мелек-Чесменский и Царский. Внутри этих курганов обнаружены каменные склепы – уникальные памятники боспорской архитектуры.

   

Греческие колонисты привезли на берега Киммерии-Таврики свое искусство строить корабли, выращивать виноград, оливковые деревья и другие культуры, воздвигать прекрасные храмы, театры, стадионы. В Крыму возникают сотни греческих поселений – полисов. Античные греки создают великие историко-литературные памятники о Крыме.

К концу III в. до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском сарматов. Скифы были вынуждены перенести свою столицу на реку Салгир (вблизи Симферополя), где возник Неаполь Скифский, он же Неаполис (название греческое).

Скифское государство в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами, которые появились здесь (по преданию), из Скандинавии примерно в начале III в. Пребывание в крымских степях готов продолжалось сравнительно недолго. Под мощным натиском гуннов в IV в. н.э. они были вынуждены уйти в гористые места Крыма, где постепенно смешались с потомками тавро-скифов. К историческим памятникам того периода относятся так называемые пещерные города, расположенные вБахчисарайском районе и в зоне Севастополя.

   

Таким образом, население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов.

Во второй половине IV в., началось вторжение азиатских варваров – гуннов. Около 370 г. гунны разгромили города Боспорского государства и, перейдя по льду Керченский пролив, напали на Пантикапей.

Начиная с IV в. в степной полосе Крыма преобладающее положение заняли тюркоязычные племена. Смешение тюрков и угров с прежним населением полуострова привело к образованию новых народов и новых этнических объединений. Возникла новая этнографическая карта Крыма.

После распада Римской империи (VI в.) Крым попадает в сферу влияния Византии. Византийский император Юстиниан I (527–565), стремясь упрочить свои позиции в Тавриде и оградить византийские владения на побережье от степняков-кочевников, превращает Херсонес в мощную крепость, на южном берегу Крыма сооружает новые крепости – Алусту (Алушта) и Горзувиты (Гурзуф). На подступах к Херсонесу через горный Крым он воздвигает мощные укрепления: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп, Инкерман, Чуфут-Кале и другие.

   

Во второй половине IX в., после ослабления Хазарского каганата, в Крым проникают угры – мадьяры. В конце VIII – начале IX вв., после возникновения государства Киевская Русь, киевские князья, преследуя политические цели, которые были связаны с торговлей, организуют походы в Крым, на южное побережье. Славянская колонизация достигает Керченского пролива.

Христианство известно в Крыму сразу же после его возникновения в Киевской Руси. В 988 г. (по другим источникам – в 989 г.) князь Киевской Руси Владимир, заняв Корсунь, принял здесь официальное крещение (оглашение) и отныне стал принудительно вводить христианство на Руси. Однако киевские князья, направляя силы и энергию на объединение славянских земель Приднепровья и борьбу с кочевниками, постепенно утратили позиции в Таврике. Если при Владимире Красное Солнышко Крым, по словам Карла Маркса, принадлежал Руси, то в XII в. большая часть полуострова стала половецкой (кыпчаковской). Имя кыпчаков еще в XIX в. носили 23 крымские деревни. Название горы Аю-Даг (Медведь-гора) многие исследователи возводят к половцам. Оттуда же – знаменитый Артек (от имени Артык или Артук – сына половецкого хана).

   

Впервые монголо-татары проникли в Крым в 1223 г. Они разрушили Судак, который в то время был самым богатым из торговых центров Крыма. Положение покоренных народов полуострова стало чрезвычайно тяжелым. Золотоордынские завоеватели обложили их непомерно тяжелой данью – ясаком, вывозили рабов и продавали в другие страны.

После завоевания монголами Таврии в первой половине XIII в. они в ряде мест вошли незначительным слоем в состав правящей феодальной элиты Крыма. В блистательном и многоязычном Солхате (Старый Крым) была построена мечеть, и к середине века Солхат стал политическим центром и средоточением восточной культуры на полуострове. Здесь находилась ставка наместника золотоордынского хана, отсюда шло распространение мусульманства среди татар в Крыму. После распада Золотой Орды остатки татаро-монголов в Крыму подверглись влиянию тюркской речи и были тюркизированы. Тогда Мангуп был столицей самого крупного государства средневековой Таврики – княжества Феодоро.

   

Мангуп был одной из самых крупных крепостей средневекового Крыма (90 га) и при необходимости принимал под защиту значительные массы населения. В июле 1475 г. Мангуп был осажден турками-османами. Ворвавшись в город, турки истребили почти всех жителей, разграбили и сожгли Мангуп. На землях княжества был образован турецкий кадылык (округ). Мангуп был расположен на вершине одноименной горы вБахчисарайском районе. Кроме цитадели на городище сохранились боевые пещерные казематы, остатки мощных оборонительных стен и башен, княжеского дворца, жилых усадеб, большого храма. Это грандиозный памятник.

Захватив в XV в. Таврику, турки с помощью итальянских специалистов создали на Перекопе мощную крепость Ор-Капу. С этого времени у Перекопского вала появилось второе имя – Турецкий. С конца XV в. турки и татары в Крыму постепенно переходят от кочевых форм хозяйства к оседлому земледелию.

Основным занятием крымских татар (так их стали называть гораздо позже) на юге было садоводство, виноградарство, табаководство. В степных районах Крыма у них было особенно развито животноводство, прежде всего разведение овец и коней, кожевенное производство.

В средние века, расположенный на перекрестке важнейших торговых путей, Крым играл видную роль в международной торговле. Товары шли в Украину, Россию, Польшу, Константинополь, Сирию, Иран, на Кавказ, в Хорезм.

До присоединения Крыма к России вся торговая и другая экономическая жизнь полуострова сосредотачивалась на восточном побережье вокруг сначала генуэзской, а после захвата Крыма турками – османской Кафы. Тогда Кафа была центром турецких владений на северном берегу Черного моря.

С 1575 по 1637 гг. запорожские и донские казаки совершили около 20 походов по Черному и Азовскому морям. В 1628 г. 4-тысячное казацкое войско под предводительством гетмана Дорошенко прорвалось в Крым. В 1630 г. казаками был разгромлен Карасубазар (Белогорск), а в 1637 г. донские казаки при участии запорожцев захватили турецкую крепость Азов.

   

После присоединения Екатериной II Крыма к России (в апреле 1783 г.) он стал не только большим портом для международной торговли, но и основным местом отдыха высшей русской знати. На полуострове началось строительство новых городов – Симферополя и Севастополя. В Крым приезжали на отдых и проживали здесь высшие чины и титулы государства Российского: Потемкин, Воронцов, Юсупов, Александр III и многие другие.

Все мы знаем великолепие Ливадийского, Воронцовского, Массандровского и десятков других дворцов и храмов, построенных ими. Присоединение Крыма к России в 1783 г. не означает, что только с этого времени здесь появилась русская культура. В Тавриде еще со времен господства Дешт-и-Кыпчаковской (Большой) орды (XII в.) проживали русские торговые люди и ремесленники. В Москве в XII – XIII вв. они торговали привезенными из Крыма и через Крым из других земель товарами на рынках в так называемых «Сурожских рядах».

Возвращался через Крым в Россию и останавливался у земляков в Кафе в 1472 г. тверской купец Афанасий Никитин, автор повести «Хождение за три моря». Ряд столетий Черное море арабскими историками и географами именуется «Русским морем», а Керченский пролив – «Устьем русской реки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: