Душа и ум

Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самыепотрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот Сервантеса, князь Мышкин в "Идиоте" Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в "Муму" Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царствонебесное? Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите.Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты.Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем, он невольно отвлекает душу от ее главного дела.И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в нашзвериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И ониобречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди,потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно онилучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире -- творитьдобро. А если это так, они-то и были самыми умными людьми -- умом сердца.В таком случае слава и уму писателей, создавших образы этих людей, какзнак преклонения перед ними, как знак несуетности и ненапрасности своегоума. {634} 1995 --------


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: