План лекции.
1. Основные понятия народа.
2. Субъект и объект народного воспитания
3. Функции воспитания
4. Методы народного воспитания
5. Коллективные и индивидуальные формы воспитания.
Этнопедагогический подход, по словам Г.Н.Волкова, предполагает рассмотрение педагогического процесса как естественно-исторического процесса. При этом воспитание, как всеобщая и вечная категория, выступает естественной формой деятельности и поведения. В системе этнопедагогики народная педагогика выступает как своего рода общественное самосознание народа и отражает взаимосвязь основных факторов, функций, методов и средств народного воспитания. Их анализ ведется на основе обобщения отдельных поступков людей и поведения народа в целом.
Рассматривая воспитательные системы различных народов и сравнивая их с чувашскими традициями воспитания, Г.Н.Волков выделил 10 основных этнопедагогических проблем, определяющих ту или иную систему воспитания. К ним он относил:
1. Основные понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, учение, приучение).
2. Ребенок как объект и субъект воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники и друзья, чужие и посторонние дети, детская среда).
3. Функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному).
4. Факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово).
5. Методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение, упражнение, пожелание и благославление, заклинание, клятва, просьба. Совет, намек, одобрение, укор, упрек, уговор, запрет, угроза, проклятие, брань, побои).
6. Средства воспитания (традиции, обычаи и обряды, устное народное творчество, игры, народные ремесла, народная медицина).
7. Идея совершенства человеческой личности и взаимосвязь сторон воспитания (добрая мысль, доброе слово, добрый характер, умница и красавица, добрый молодец, три добра и т.д.).
8. Организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
9. Педагогическая роль коллективных форм жизнедеятельности людей (семья и род, племя, народ, человечество).
10. Народные воспитатели (родители, старшие дети, уличные и общинные
педагоги, безымянные, неизвестные, малоизвестные педагоги, их деятельность и мысли).
Итак, исходя из этого, данные пункты являются опорными в воспитательной системе каждого народа, а основное своеобразие каждой из них заключается в смысловом содержании. Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.
Народ хотел видеть в каждом ребенке комплекс социально-этических качеств. В основе народной педагогики лежит триада «ум – доброта – трудолюбие».
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества. Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т.д. Эти первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями, умениями и навыками, передавались ему в процессе совместной деятельности с взрослыми. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад и сельская община, и социальная среда. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к поколению шло становление народной культуры.
Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др., передавался и опыт нравственного поведения.
Правила обучения и воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-разрешения, передаваясь от поколения к поколению, оттачивались, конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания народа.
В древнерусских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках и пословицах, утверждалась мысль о том, что человек, воспитаем и обучаем, что самое ценное человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество. Поведение зависит от знания, а связующим звеном между знанием и поведением выступает воспитание.
Так постепенно, от века к веку шло становление народной педагогики, традиционной культуры воспитания, которая включает:
1. Совокупность системы знаний об идеале человека как цели воспитания;
2. Совокупность идей, позволяющих осуществлять обучение и воспитание детей;
3. Средства и факторы обучения и воспитания, включающие все элементы народных культур.
Стоит отметить еще один немаловажный факт. В различных этнических группах деятельность, направленная на формирование национального характера, стереотипов поведения, этнического самосознания, поставлена сильнее или слабее. Это зависит, главным образом, от силы социального контроля, выраженном в общественном мнении. Именно на этот факт должен опираться социальный педагог в своей работе, направленной на формирование духовно-нравственной культуры личности.
Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было, и нет необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – длянарода. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства.
Таким образом, ведущая роль этнопедагогики – достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Основу этнопедагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы, отраженные в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики.
Вопросы к зачету по курсу
«Этнология»
5 курс, 10 сем. ПП к.фил. н., доцент Базымина Е.В.
1. Становление этнологии как науки за рубежом.
2. Развитие отечественной этнологии.
3. Объект и предмет этнологии.
4. Методы этнологии.
5. Место этнологии в системе наук и ее связи с другими областями знаний.
6. Концепции этноса в работах отечественных исследователей.
7. Лингвистическая классификация народов мира.
8. Антропологическая классификация народов мира.
9. Классификация народов мира по хозяйственно-культурным типам.
10. Историко-этнографические области Земли.
11. Источники этнологических исследований.
12. Этнические процессы и их классификация.
13. Типы этнических общностей.
14. Прикладные аспекты этнологии: роль этнологических знаний в разрешении этнических конфликтов.
15. Культура: ее сферы и функции в концепциях этнологии.
16. Проблемы этнического самосознания.
17. Природная среда и этнос.
18. Основные направления и школы в этнологии (эволюционизм, диффузионизм, функционализм и др.).
19. Основоположник российской этнологииН.Н. Миклухо-Маклай: биография, полевые работы, научное наследие.
20. Л.Я. Штернберг и В.Г. Богораз-Тан как полевики-этнографы и теоретики.
21. Характеристика понятий «этнология» и «этнопедагогика».
22. Этнопедагогическая система народного воспитания: субъект и объект народного воспитания.
23. Этнопедагогическая система народного воспитания: функции воспитания.
24. Этнопедагогическая система народного воспитания: методы народного воспитания.
25. Этнопедагогическая система народного воспитания: коллективные и индивидуальные формы воспитания.
Февраль 2015г.
Эстетическое воспитание старшеклассников в условиях Центра т дополнительного образования детей (из опыта работы).Топычканова
Нравственное воспитание младших школьников на материале художественных текстов во внеклассной работе ЧЧЧЧЧ
Развитие познавательного интереса старших школьников в факультативной работе.Ивашинин.