Было также замечено, что алкоголь является причиной большого числа самопроизвольных абортов и мертворождений

Все это заставило начать серьезное и планомерное изучение влияния алкоголя на эмбриогенез человека. В настоящее время алкоголь признан особо опасным "добровольным" тератогенным фактором.

Опрос с целью выяснения точки зрения общественности на проблему борьбы с пьянством, проведенный в свое время центром по изучению обещственного мнения Института социологических исследований АН СССР в 15 городах всех союзных республик показал, что по поводу принятых в 1985 году новых законов о борьбе с пьянством и алкоголизмом неодобрение высказал лишь один процент опрошенных. А это значит, что мнение, согласно которому потребление алкоголя не вредит организму, достаточно широко распространено. Более того, каждый десятый опрошенный считает, что употребление спиртных напитков в разумных пределах даже полезно, новый закон хороший, отличный даже закон, но не "про нас" писан - мы-то меру знаем. Однако обратимся к истории.

ЧТО ДУМАЛИ ОБ АЛКОГОЛЕ ДРЕВНИЕ

В древнем мире отношение к пьянству было весьма терпимым. Законы редко осуждали пьянство. Но все же, по свидетельству Диогена Лаэртского, архонт Солон (архонт - высшее должностное лицо в древнегреческих полисах; в Афинах времен Солона коллегия архонтов состояла из 9 человек) постановил, что "если застигнут пьяным архонта, наказание - смерть". Питтак из Метйлены требовал с пьяного за проступок двойную пеню; эта мера была вызвана тем, что в краях, где родился этот закон, было много вина, а также тем, что "пьяные в большинстве случаев отличаются большей наглостью, чем трезвые".

Сенеке принадлежит прекрасное возражение тем, кто считает, что можно пить "с умом". Сенека пишет: "А если ты какими-то доводами доказываешь, будто мудрец, сколько бы ни выпил вина, не собьется с правильного пути, даже если начнет буйствовать, то можешь строить и такие умозаключения: мудрец не умрет, выпив отравы, не заснет, приняв снотворное, а проглотив чемерицу, не извергнет сверху и снизу все, что будет у него в утробе. Нет, если ноги у него заплетаются и язык тоже, то какие у нас основания думать, что он частью пьян, а частью трезв?"

Однако таких последовательных противников пьянства в античной литературе не так уж много. Как свидетельствует М.Монтень, даже среди стоиков есть такие, которые советуют иногда выпивать. Аристотель же высказал недоумение по поводу закона Питтака: по мнению Аристотеля, пьяные должны были бы вызывать к себе снисхождение.

Нет смысла, наверное, сейчас перечислять всех древних авторов, которые писали о вине. Повторимся лишь, что у древних мотив осуждения пьяниц встречается достаточно редко: скажем, Сенека приводит в качестве примера имена некоторых государственных деятелей, предававшихся этому пороку, что, впрочем, не всегда мешало их деятельности.

Может и не стоило бы обращаться к античной истории, если бы не одно обстоятельство. На фоне снисходительного отношения к пьянству вообще четко просматривается понимание необходимости воздерживаться от вина в тех случаях, когда желательно зачатие.

Легендарный спартанский законодатель Ликург, живший в IX-VIII веках до нашей эры, много сделавший для государственного устройства своей родины, чрезвычайно важное значение придавал здоровому супружеству и особо оговаривал, что жених "должен приходить к невесте не пьяный, не размякший, но трезвый и как всегда пообедавший за общим столом".

Платон в своих "Законах" пишет, что пить небезопасно для человека, серьезно относящегося к браку. "И жениху, и невесте следует в этом отношении быть разумными, ведь потомство должно произойти от наиболее разумных родителей. Поскольку почти неизвестно, в какую ночь - или день - с помощью бога будет зачат ребенок, бракосочетание не должно совершаться, когда тело отяжелело от вина. Тот, кто пьян, не владеет собой и не годится для воспроизведения потомства, ибо все неизгладимо отпечатлевается в душе и теле ребенка, и дети могут родиться плохими во всех отношениях".

Даже Гиппократ, часто включавший вино в состав лекарственных средств, настаивает: "Когда женщина будет чувствовать себя в добром здравии и ей надо пойти к мужу, она сделает это натощак; муж ее не должен быть пьян, он примет холодную ванну и соответствующую пищу". В другом месте Гиппократ снова возвращается к этой теме: мужчина остережется перед зачатием быть пьяным; если же зачатие было совершено пьяными родителями, то у детей могут возникнуть священная болезнь (эпилепсия), идиотизм, нервно-психические расстройства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: