Периодизация и особенности западноевропейской средневековой культуры.
Продолжительность: 476 – 16 век
Ø 5-11 в. – ранняя средневековая культура
· Культура варварских государств (5-8 века)
· Каролингское возрождение (8-9 века)
· Оттоновское возрождение (10-11 века)
Ø 11-15 в. – развитая средневековая культура (16век – поздняя)
· Романский стиль (11-12в)
· Готика (12-15в.)
· Европейский ренессанс
ü Проторенессанс
§ Дученто (13 в)
§ Треченто (14 в)
ü Кватроченто (15 в)
ü Чинквеченто (16 в)
§ Высокое Возрождение
§ Позднее Возрождение
v Северное возрождение – в странах севернее Италии (14-16 века)
Особенности:
1. Создаётся при участии Римских традиций (античный фактор)
2. Культура синтеза: античная, варварская, христианская
Религиозное мировоззрение, в центре мироздания – бог. Стремление к универсализму. Символизм. Сочетание разных жанров и стилей. Неравномерное развитие культуры.
Кельтский и германский раннесредневековый эпос. Древнескандинавский эпос и исландские саги.
|
|
Кельтские саги (ирландские саги) – бытовали в устной традиции
народных певцов с III — VIII вв. После VIII в. сделаны первые записи, но они не сохранились. XII в. фиксируется сага, сохранившаяся. Это прозаическое
повествование на кельтском языке с поэтическими вставками. Различается
несколько циклов кельтских саг:
® Уладский цикл саг, в центре которого обращение богатыря Кахулина.
Старшая Эдда – это комплекс стихотворных песен на древнеисландском языке. Их
устное формирование в творчестве эпических певцов завершилось к VIII – IX вв.
Единственный список датируется XIII в. Первая часть – это песни о богах
мифологического содержания. Вторая часть – песни о героях, образы
богатырей-предков.
® Англосаксонский героический эпос – Беовульф, от имени богатыря. Главный сюжет – завоевание Британии. Поэму о Беовульфе относят к 10 веку. Рукопись хранится в Британском музее. З000 стихов, имеет 2 части:
1. Победа Беовульфа над чудовищем Гренделем
2. Воцарение Беовульфа и его гибель
Сам Беовульф – собирательный образ.
Германский эпос
«Песнь о Нибелунгах»
Состоит из 39 песен-авентюр. Сюжеты взяты из эпохи великого переселения народов. Со временем перетерпели христианизацию и феодализацию. Реальные события смешаны с вымыслом. Относят к 5 веку. Сюжет делится на две части: город Вормс, клад Нибелунгов. В основе лежат две эпические песни южногерманских племен. Впервые опубликована в 1767 году.
Скандинавский эпос
Отсутствие влияния феодализации и христианизации
1. Эдды – песни
2. Поэзия скальдов
3. Саги –прозаические произведения
«Старшая эдда» - обнаружена в 17 веке. Записана в 13.
|
|
«Младшая эдда» - трактат Снерри Стурлисона о мифологии
Саги – историко-бытовые произведения, в которых нашли отражения обычаи и верования с присутствием фантастических элементов.
«Сага о Ньяле» - запечатлены расколы между исландскими родами. Ньял – законник Исландии, ставший жертвой родовой мести.
«Сага об Эрике Рыжем» - прсвящена плаваниям Эрика Рыжего
«Саги о норвежских королях»
К мифическим сагам принадлежит большое количество тех, в которых сказания о богах являются переделанными в рассказы о героях давней поры. Такова знаменитая "Вёльсунга" - сага, представляющая много общего с мифом Нибелунгов; сага Рагнара Лодброка - отражение в народной памяти великого переселения народов; саги о первых конунгах Дании и Швеции, знаменитая "Fridhthiofs-Saga" и др. Полуисторические саги напоминают романы, но рассказывают истинные события, обыкновенно маловажные; особенно часто излагают они жизнь известных скальдов-авантюристов (саги Гуннлауга, Эгиля, Кормака и др.) Особенно много этих саг стало появляться с XII в., после изобретения (вернее - усовершенствования) алфавита Т'ороддом и Ари Фрод'и. Благодаря этому алфавиту, развилась и И. историческая сага - лучшее, что представляет Исландская проза.
3. Искусство раннего Средневековья (V – VIII вв.).
Особенности:
v Потеряно светское начало
v Доминирует примитивная варварская техника
v Тяжеловесность произведений
v Различные материалы (кость, дерево и др.)
v Господство языческой мифологии
v Предпочтение ярким цветам
v Орнамент
v Высокий уровень худ.обработки металлов
v Использование миниатюр
Остготы – архитектура развита лучше других видов искусства. Основное сооружение – базилика. Крупнейшая построена в 6 веке в Равенне в честь Теодориха. Мавзолей Теодориха построен в 526-530 годах.
Вестготы
Церковь Сан-Хуан-де-Баньос (провинция Паленсия) – 7 век, удлиненной формы, разделена на несколько частей.
Церковь санта-мария де Наранко (Овьедо) – 848 год, устремлена вверх, удлиненная
Сан Хульяно де Лос Прадо (Овьедо) – 8 век
Лангобарды – во многом подражали римлянам. Филигранный и полихромные стили. Использовали миниатюры.
Базилика Максенция – Рим
Базилика Сант-Апполинаре-ин-Классе (Равенна)
Церковь Сан-Витале в Равенне
Англия и Ирландия – кельтское искусство. Центр – Ирландия. Известна миниатюра и орнамент. Оформляется к 7 веку.
Евангелие из Линдисфарна (конец 7 в) – хранится в британской библиотеке в Лондоне
Келлская книга (800 г) - хранится в Дублине. Много золотого цвета, сложный орнамент.
Художественная обработка крестов. Например, крест около Рутвелла сохранил рунические надписи.
Скандинавия – пристрастие к резьбе по дереву, употреблялся и камень. Развито кораблестроение. Обрабатывали изделия из металла. Создавали брактеаты – амулеты. Имели серебряные монеты. Найдены рунические камни с изображением кораблей и батальных сцен. Ювелирное искусство.
Франки – Высокая техника обработки металлов и развитая архитектура. Резьба по камню и по кости. Основной тип постройки – Базилика.
Крипта Сен-Дени – здесь хранились мощи св.Дионисия
Крипта Сен-Эбрегезиль в Жуарре – тесное, небольшое, мрачное помещение
Баптистерий Сен-Жан Пуатье
4. Каролингское возрождение: просвещение и литература, искусство периода Каролингов
Каролингский Ренессанс (возрождение)— период интеллектуального и культурного возрождения в Западной Европе в конце VIII —середине IX века, в эпоху правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого из династии Каролингов. В это время наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, юриспруденции, а также теологических изысканий. Во время Каролингского возрождения мощный импульс получило развитие средневековой латыни, на основе латинского алфавита возник особый шрифт, каролингский минускул, что обеспечило принятие европейскими нациями общего языка и стиля письма.
|
|
Централизация власти, которую осуществил Карл Великий, а также его личная любовь к учёности сыграли центральную роль в Каролингском возрождении. Каролингское возрождение было тесно связано с военно-политическими и административными задачами, которые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей территории империи, для чего было необходимо подготовить служебно-административные кадры, образованное духовенство. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Райхенау и др.). Центром Каролингского возрождения был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, так называемая «Дворцовая Академия», которой руководил Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт и др.
В период Каролингского возрождения вырос интерес к светским знаниям, «Семи свободным искусствам» (их новое средневековое толкование— применительно к условиям феодально-церковной культуры— стремились дать Алкуин, аббат Фульдского монастыря Рабан Мавр и др.).
Каролингское искусство развивалось на отрезке приблизительно в 100-лет, между 800 — 900. За этот короткий период Северная Европа познакомилась с римским искусством, что подготовило почву для появления готического искусства и искусства Возрождения. В этот период развились книжная миниатюра, скульптура, мозаика и фреска. В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В конце VIIIв. под покровительством Карла Великого в Ахене была организована книгописная мастерская, позже подобные мастерские возникли в других городах его империи— Реймсе, Туре. Из всех работ, выполненными этими мастерскими, наиболее известны «Евангелие Годескалька» (около 781 — 783) и «Утрехтская псалтырь» (IXвек). Эти книги оформлены необычайно красочными миниатюрами, которые поражают яркостью и живостью образов.
|
|
Из пластики этого периода наиболее известна статуэтка «Карл Великий». Наряду с раннехристианской традицией, восходящей к античности, элементами пространства и объёма в монументальной живописи 9 в. наблюдаются черты порывистости, экспрессии.
В архитектуре Каролингского Ренессанса переплелись стили античной, византийской и средневековой архитектур. Это было связано с походами Карла в Италию, где его архитекторы могли познакомиться с опытом строительства базилик, а также украшения колонн и капителей. Вместе с тем, появляются и собственно франкские новшества, например, вестверк. Любовь к многоалтарным храмам с башнями впоследствии была унаследована романским стилем. Из светской архитектуры появляются пфальцы — «путевые дворцы» для временного проживания императора. В них чётко прослеживаются древнеримские традиции.
Из исторических источников известно, что в это время велось обширное строительство, однако до наших дней дошли только немногие сооружения. Среди памятников каролингской архитектуры наиболее сохранны палатинская капелла в Ахене (788 — 805), капелла-ротонда Санкт-Михаэль при Фульдском аббатстве (820 — 822), монастырские ворота в Лорше (около 800). Храмы и дворцы часто украшались внутри мозаиками и фресками.