Программа по социально-педагогической профилактике девиантного поведения подростков (в условиях общеобразовательной школы) 1 страница

Данное исследование проводилось в г. Улан-Удэ на базе МАОУ СОШ №8 с 1 по 21 мая 2014 года.

Основная цель исследования:

Рассмотреть социально-негативные проявления подростков и изучить процесс социально-профилактической работы по предупреждению девиантного поведения подростков. Собранные данные будут использоваться для разработки программы направленной на первичную и вторичную профилактику правонарушений среди несовершеннолетних, которую может предложить Центр социальной помощи семье и детям.

Задачи исследования:

1. Определить необходимость проведения профилактической работы

2. Разработать программу по социально-педагогической профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте

Методы исследования:

1. Анкетирование девиантных подростков.

2. Анализ документации.

Результаты исследования проанализированы и представлены в виде текста.

Учитывая актуальность проблемы изучения профилактики девиантного поведения подростков, нами проведено исследование, целью которого является изучение процесса социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения.

В начале исследования было сделано предположение о том, что организация профилактики девиантного поведения может быть достигнута при следующих условиях:

-комплексной, всесторонней работе всех специалистов общеобразовательной школы (завуч по социальной работе, завуч по воспитательной работе, психолог, классный руководитель, инспектор ОДН)

-выявление причин, факторов, провоцирующих девиантное поведение подростков.

-анализ результатов изучения мнений родителей, всех специалистов, а также самих подростков.

-составление программы по профилактике девиантного поведения подростков с учетом выявленных особенностей.

В нашем исследовании мы рассматриваем подростков с девиантным поведением.

Мы проанализировали профилактическую деятельность МАОУ «СОШ №8 г. Улан-Удэ». Основные направления работы в школе определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Основной целью работы является социализация личности ребенка в современных условиях. Решаются задачи формирования социально-активной личности, формирования у подростка знаний и опыта социально-полезной деятельности. Главными специалистами, занимающимися вопросами воспитания, коррекции поведения детей являются: завуч по социальной работе, завуч по воспитательной работе, классный руководитель и психолог.

В работе с подростками используются индивидуальные беседы, консультации с учащимися, посещение уроков, работа с семьей. С целью профилактики девиантного поведения проводятся мероприятия по возрастным группам. В отчете завуча по социальной работе перечислены формы профилактической деятельности: на каждого ребенка составляется индивидуальная карта, совместно с классными руководителями и психологом школы проводится диагностика, которая показывает уровень развития и адаптации подростка.

У специалистов школы возникают трудности в работе с семьей подростка с девиантным поведением, так как родители этих детей очень редко посещают школу.

В течение всего учебного года каждый день проводится рейд по всеобучу, который выявляет, сколько детей и какого числа не присутствовало на занятиях и по каким причинам, проводится анализ причин непосещения школы учащимися. По итогам каждой четверти совместно с зам. директора по УВР, с зам. директора по ВР проводятся малые педсоветы, с приглашением детей и их родителей. Проводится тематическое общешкольное родительское собрание «Профилактика негативных явлений в школьной среде». Проводится работа по вовлечению детей группы риска в кружки, секции. Школьникам группы риска оказывается социально – педагогическая помощь.

Однако профилактика правонарушений реализовывается не в полном объеме, так как родительская общественность пассивна в работе по данному направлению. Сотрудники школы считают, что должно быть тесное сотрудничество между школой, семьей и инспектором ОДН с целью профилактики девиантного поведения.

Проведя анализ работы школы, мы можем предложить следующую методику: стратегию изменения поведения. В основе ее лежит несколько компонентов: использование фактора страха, отвлечение внимания, повышение информированности, убеждение, формирование позитивных навыков. План работы по методике состоит из 5 этапов.

Мы провели анкетирование подростков с девиантным поведением, обучающихся в МАОУ СОШ №8 г. Улан-Удэ.

Целью анкетирования является: выявление особенности образа жизни подростка, его ценности, особенности его взаимоотношения с родителями и сверстниками. В исследовании мы использовали анкету, разработанную учёными Тольяттинского государственного университета И.В Цветковой,, Е.С.Аллахвердиевой, Е.И. Агарковой,А.О. Безбородовой. (Приложении 1)

В анкетировании (анонимном) приняли участие 20 подростков в возрасте 12 - 17 лет.

По полученным результатам анкетирования мы сделали следующие выводы:

68% подростков по дaнным о составе семьи воспитываются в полной семье, а 32% подростков проживaют в неполной семье.

Согласно результaтaм исследовaния, мaтериaльное положение своей семьи как «среднее» определяют 47% учaщихся, 35% опрошенных оценили уровень мaтериального блaгосостояния своей семьи «ниже среднего», a лишь 5 % живут в семьях с мaтериaльным положением «выше среднего», и они чaще всего не имеют мaтериальных проблем. Неблагоприятное материальное положение у 7 % опрошенных респондентов.

По итогам aнкетировaния 38 % опрошенных учится нa хорошо и отлично. 64 % респондентов учaтся преимущественно нa тройки и «двойки».

Представления подростков о наиболее важных жизненных ценностях показали, что 86 % опрошенных считают главной жизненной ценностью здоровье, 82 % -образование; 78 % - хорошие отношения в семье; 76 % - хороших и верных друзей; 72 % - материальный достаток; 56 % - интересную работу; 42% - хороших, здоровых, умных детей; 54 % - собственное жилье.

Как видим, «материальный достаток» и сегодня остается одним из самых важных для подростков критериев жизненного успеха, но по популярности он отстает от таких критериев, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению современной молодежи, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 74% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «отсутствие болезней» и «нормальное развитие организма», набравшие 64 и 66 процентов голосов, соответственно. Это значит, что здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, это, прежде всего, здоровье физическое. Результат кажется вполне логичным, ведь если у человека нет заболеваний и он физически силен, значит, он здоров.

Более половины школьников, участвовавших в исследовании, отметили, что в понятие «здоровье» они вкладывают «хорошее психическое состояние, положительное эмоциональное состояние» (54%) и «отсутствие вредных привычек» (52%). А что касается высоких нравственных, моральных качеств человека, его комфортного пребывания среди окружающих, то только 8 % респондентов вкладывают эти категории в понятие «здоровье».

Итак, по мнению опрошенных, здоровье - это, прежде всего, здоровье тела (физическое здоровье), затем здоровая психика и, в последнюю очередь, здоровье - это душевные качества, нравственность.

Подавляющее число опрошенных - 84% - оценили свое здоровье на «отлично» и «хорошо»; 12 % - удовлетворительно. Слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания - 4% от участвовавших в исследовании. 58 % опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни, 42 % так не считают.

Между тем, только 16 % подростков ответили, что не употребляют спиртных напитков; ещё 28 % - употребляют несколько раз в год; остальные - несколько раз в месяц (36%) и раз в неделю и чаще (20 %).

Большинство опрошенных - курящие (94 %); курящих иногда, при случае - 4%, не курит - 2 %.

100% ребят наркотиков не пробовали.

Таким образом, большинство подростков нормально относятся к табакокурению, распитию спиртных напитков. Также искажено представление о здоровом образе жизни.

Мы задали вопрос, с каким настроением ученик обычно идет в школу, для того, чтобы оценить психологическую комфортность пребывания их в школе. В хорошем настроении, с удовольствием обычно идут в школу лишь 30% учащихся. Без интереса, в силу необходимости посещают школу 42% респондентов, а 28% ходят в школу, чтобы отбывать «учебную повинность».

Важный показатель морально-психологического климата в школе - оценка отношений в классе.Лишь 24 % учащихся считает свой класс дружным и сплоченным. 40% респондентов в целом удовлетворены отношениями в классе, но не считают его сплоченным. 26 %учеников отмечает, что класс разделен на обособленные группы. 10% участников опроса отметили, что отношения в классе напряженные, часто бывают конфликты.

Лишь 34 % респондентов отметили, что с большинством учителей у них хорошие, доверительные отношения. 36% учеников характеризуют свои отношения с учителями как сугубо деловые. У 20% нет контакта и взаимопонимания с учителями, а 10% респондентов отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию.

Вызывает тревогу семейная ситуация детей. 48 % считают отношения в семье конфликтными, ещё 30% ответили, что у них в семье каждый сам по себе; 22 % считают отношения в семье доверительными.

В трудной ситуации к родителям обратились бы лишь 24 % детей, к учителю - 4 %, к психологу - 4; к социальному педагогу 6 %. Большинство детей обратились бы за помощью к другу - 62 %.

В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере (98 %) или посещать дискотеки, гулять по городу в компании сверстников - 56%.

Одной из задач исследования было выявить, каким подростки видят своё будущее, чувствуют ли, что у них в жизни есть перспективы, ведь только на позитивном отношении подростков к жизни можно строить профилактическую работу

Более половины опрошенных (56 %) составили группу оптимистов, которые уверены, что все будет хорошо. 42% респондентов составляют группу реалистов, они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят. Лишь 2% (что очень радует) составляют пессимисты, которым представляется всё безрадостным (особых надежд на лучшее нет).

Итак, большинство опрошенных с оптимизмом смотрит в будущее.

Таким образом, части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ. У таких подростков мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.

Вопрос о том, с каким настроением ученик обычно идет в школу, был задан для того, чтобы оценить психологическую комфортность пребывания учеников в школе. С удовольствием, в хорошем настроении обычно идут в школу лишь 28% учащихся. Без особого интереса, в силу необходимости посещают школу 44% респондентов, а 28% ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность».

Оценка отношений в классе - важный показатель морально-психологического климата в школе. Лишь 24 % учащихся считает свой класс дружным и сплоченным. 40% респондентов в целом удовлетворены отношениями в классе, но не считают его сплоченным. 26 %учеников отмечает, что класс разделен на обособленные группы. 10% участников опроса отметили, что отношения в классе напряженные, часто бывают конфликты.

Лишь 34 % респондентов отметили, что с большинством учителей у них хорошие, доверительные отношения. 36% учеников характеризуют свои отношения с учителями как сугубо деловые. У 20% нет контакта и взаимопонимания с учителями, а 10% респондентов отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию. Вызывает тревогу семейная ситуация детей. 48 % считают отношения в семье конфликтными, ещё 30% ответили, что у них в семье каждый сам по себе; 22 % считают отношения в семье доверительными. В трудной ситуации к родителям обратились бы лишь 24 % детей, к учителю - 4 %, к психологу - 4; к социальному педагогу 6 %. Большинство детей обратились бы за помощью к другу - 62 %. В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере (98 %) или посещать дискотеки, гулять по городу в компании сверстников - 56%. Одной из задач исследования было выявить, каким подростки видят своё будущее, чувствуют ли, что у них в жизни есть перспективы, ведь только на позитивном отношении подростков к жизни можно строить профилактическую работу. Более половины опрошенных (56 %) составили группу оптимистов, которые уверены, что все будет хорошо. 42% респондентов составляют группу реалистов, они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят. Лишь 2% (что очень радует) составляют пессимисты, которым представляется всё безрадостным (особых надежд на лучшее нет).

Итак, большинство опрошенных с оптимизмом смотрит в будущее. Таким образом, проведенное нами анкетирование выявило, что каждый третий подросток проживает в неполной семье, многие живут в семьях с низким материальным достатком. Большинство детей имеют низкие показатели успеваемости.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                                                   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow