Жанровая система русского фольклора

Фольклор и его специфика.Система жанров ф.Былины, пословицы,поговорки,загадки,сказки:жанровое своеобразие.

УНТ откр-ет собой мир словесного иск-ва. В уч. и исслед-ской лит-ре кроме термина УНТ употр-ся и др.: нар. тв-во, нар. поэзия, нар. словестность, феольклор (в первые введен англ. историком Томсом в 1846 г.). Фольклор – народная мудрость (лат.). Изучением фольклора занимтся фольклористика. Ф. совмещает в себе разные виды искусств (музыка, языческие и христианские обряды и традиции) Ядром Ф. является слово. Ф. – синтетическое явление. Одно из важнейших качеств Ф. – устный характер его бытования. Ф. – коллективный вид тв-ва. Традиционность в Ф. – правила, рамки, которые надо обязательно соблюдать.

Жанровая система русского фольклора.

а)1 – обрядовая поэзия. Выделяются обрядовые комплексы, связанные с календарным циклом и хоз-землед. деятельностью человека. 2 – Обрядовые комплексы, связанные с жизнью человека(бытовые) – рождение, именование, инициация(док. взросления), свадебный обряд, повтор предыдущ. для детей, похороны. 3 – Обрядовые комплексы, связанные с физ, моральным состоянием человека и со всем, что живёт в его доме(заговоры). б)1 – Необрядовая поэзия. Эпос(былина, сказка, баллада) и несказочные(легенда, предание, быль, духовные стихи). Лирика(лирическая песня) Драма(народная драма): зазывание балагенных дедов, театр Петрушки. в) Малые Ф. жанры (частушка, пословица. колыбельная, поговорки, потешки).

Былина – эпические произведения о богатырях и их необыкновенных подвигах. Особенность былин – содержание воспринимается как исторических факт. Но Б. – искусство доисторическое. оно отражает не факты, а историческое сознание народа. Историческое содержание в былинах, является признаком эпоса. Классификация по тематике: воинские, героические. По содержанию: сказительские, повествовательские и сюжетно-повествовательские. Главное содержание Б. – борьба людей с врагами. Б. начинаются с запева. Далее идёт зачин (изложение событий) После – исход (концовка) Изложение событий разбивается на несколько эпизодов. Особенность Б. – действие разворачивается линейно и последовательно. Исход в былине очень краткий. Он заключает в себе краткую констатацию факта. Развитие былинного эпоса тесно связано с историей народа. Эпическое творчество, уходящее своими корнями в более древние эпохи испытывает сильное влияние мифологии.

Пословицы - формула нар. мудрости. Заключения и выводы п-цы универсальны. В.И. Даль, предисл. к сб. «Посл. рус. народа»: «Посл.- цвет нар. ума, самобытной стати, житейской нар. правды, своего рода судебник никем не судимый». В посл. - длит. опыт ист. и быт. жизни народа, его идеологии, морали. Многие посл. имеют филос. х-р, отраж. пространств., врем., прич.-следств. отнош-я: «Где цветок, там и медок», «Где дым - там и огонь». Посл. дают советы, в них высоко ценится чел. ум, стремление к знаниям: «Где ум, там и толк», «Без муки нет и науки». Посл. - ист. память народа, «Добрыня крестил мечом, а Путята - огнем», «Пропал как швед под Полтавой», «Голодный француз и вороне рад», «С миру по нитке – Гитлеру веревка», «Велик был союз наш, да не научились дорожить дружбою народов». Посл. раскр. шир сем. отношения, взаимосвязи м/чел-ком и общ-м, м/отд-ми сословиями и классами: «Свекор - гроза, а свекровь выест глаза», «Богатый бедному не брат», «Хозяин - всему дому голова». В посл. всегда противопост-ся труд и лень: «Труд чел-ка кормит, а лень портит». В посл. лицемерие, власть денег, расчет и т.д.: «В душу влезет, а за грош продаст». Терм. «посл.» вошел в обиход с кон. 17-го в., первонач. обознач. какое-либо краткое изреч-е или высказ-е. До конца 17-го в., посл. чаще наз-сь притчами.

Поговорки близки к посл. Им присуща краткость, поэтич. выразит-сть. Даль: пог. - это складная, короткая, ходячая в народе, но не полной пословицы, речь. Отл. от посл. (Аникин, Пермяков, Лазутин): посл. - заверш. суждение, законч. предлож-е, пог. – эл-т суждения или образное изречение. Народ: «Пог. - цветок, а посл. - ягодка». Иногда пог. можно «дорастить» до посл.: «Не все коту маслениться» (будет и великий пост), «Пусти козла в огород» (Он всю капусту обдерет) (но не всегда есть в этом необх-ть. Нар. язык включает и др. меткие поэтич. высказ-я: прибаутки, пустобайки, присловия, скороговорки, др. образные речения, кот-е делают наш язык исключит-но богатым. Ф-ции посл. - дать обобщения и выводы, пог.- украсить разг. речь. Многие пог. - для эмоц. хар-ки людей (внутр. и внешн.): «Толст как бочка», «Труслив как заяц». Пог. оценивают д-вия и поступки: «Как на огне», «Вертится как на шиле», «Бьется как рыба об лед». Посл. и погов. широко исп. Крылов, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Салт.-Щедр., Маяковский, Шолохов. Часто в посл. и пог. употр-ся сравнения: «Каково лето, таково и сено», «Ходит именинником». Для посл. хар-ны параллелизмы и антитезы: «Ржа ест железо, а печаль - сердце». Смысл нек. посл. и пог. выражен метафор-ки: «Хорошо медведя в окно дразнить», «Сарафан за кафтаном не бегает». Большую роль в посл. и пог. играют звук. повторы: рифмы, ассонанс, аллитерация: «Один и дома горюет, а двое и в поле воюют». Складность достигается их ритм. орг-ей (Вознесенский, Мартынова, Лазутин, Штокман). Накопл. огромн. мат-ал: сб. Даля (лучш. сб., свыше 30 тыс. ед-ц). Даль впервые предл. в основу кл-ции. положить тематич. принцип, испол-ся по сей день (Княжевич, Снегирев, Рыбникова).

Сказка – жанр необрядового фольклора. Самый древний жанр в фольклоре. Жанр эпический, повествовательный. С. - произведение, которое имеет установку на вымысел. Изначально, сказка не была забавой. Сказка – то, что сказывают. Самый известный собиратель и издатель сказок – А.Н. Афанасьев. Он разделял сказки на: 1 – С. о животных; 2 –С. новелестические; 3 – С. волшебные. Сейчас классификация сказок изменилась. Выделяют: 1 – С. кумулятивные; 2 - С. волшебные; 3 – С. о животных; 4 – С. авантюрные; 5 – С. бытовые; 6 – С. новелестические; 7 – С. сатирические; 8 – С. детского драматического жанра; 9 – Анекдоты, небылицы.

Загадка -совр. живой жанр ф-ра. Квятковский (поэтич. словарь): «Загадка - замысловат. поэтич. выраж-е, в кот. признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде»: «Ни огня ни света, а огнем горит» (золото), «Есть и корешок, есть и шляпка, а не гриб» (зонт). Назв. от слова «гадати, угадывати», т.е. выявлять неизвестного. Возн. в глуб. древности (Афанасьев, Буслаев, Худяков, Садовников и др.) Бытовались, записывались заг. преимущественно в крест. среде, поэт. речь в них идет чаще всего о предметах обихода крест.-земледельца, о жив-х и птицах, о явл-ях природы. Есть, правда, заг., отбраж. городскую среду, но их сравнительно мало. Особенно много заг. о ч-ке. Кл-ция по тематике (Садовников, Рыбникова, Аникин, Митрофанова): 1) природа и Вселенная: «Чего в сундук не запереть?» (свет); 2) чел-к: «Две печки, одно полотенце» (нос); 3) год и время: «Вчера было, сегодня есть и завтра будет» (время); 4) жив. мир: «Бочка стонет, ворчата пьют» (свинья и поросята); 5) раст. мир: «Летом холодит, зимой согревает» (дерево); 6) хоз. деят-ть и дом: «Что из избы не вытащишь?» (печь); 7) предметы и понятия дух. к-ры: «Грамоты не знаю, а весь век пишу» (карандаш); 8) заг.-шутки: «Под чем заяц лежит?» (под ушами). Отгадка обязательна. По композиции: 1) заг.-вопросы: «Какую ленту в косу не вплетешь?» (пулеметную); 2) заг.-диалоги: «-Черная? - Нет, красная. - А почему она белая? - Потому что зеленая» (красная смородина); 3) заг.-рассказы: «В середине - баня, в носу - решето, на голове - пуговица, одна рука, да и та па спине» (чайник); 4) заг.-суждения: «Иду, иду, а конца не найду» (кольцо). В осн. ритмичны, но существуют и прозаич. заг. Запись и изуч-е заг. нач. т. с 19-го в. 1861 г. - Худяков «Великорус. загадки», 1876 г. - Садовников «Загадки рус. народа». Больш. вклад - М.Н.Рыбникова.

2. Важнейшие особенности древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве».

Древнерусская литература –XI - XVII века. Черты: 1) церковность (книжн. к-ра возникла после принятия на Руси христ-ва в 988 г.) 2) поучительность 3) лит-ра была рукописной 4) Отс-е вымысла, след-е фактам. 5) идеализация (образы идеальн. людей: святых, воинов, верных жён). 6) анонимность (авторы и не предполагали, что можно написать своё имя) 7) историчность 8) единство мироощущения. Основные темы: красота и величие родины, защита её от врагов, прославл-е ратного подвига, осуждение предательства. Этапы разв-я: 1) лит. Киевской Руси (11- н.13вв.); 2) лит. периода феод. раздроб-ти и борьбы за объед-е северо-вост. (Влад.-сузд.) Руси (к.13 -16 вв.); 3) лит. создания и развития центр. рус. гос-ва (к.16 – 17 вв.). Жанры: 1) ораторское красноречие («Слово о законе и благодати Иллариона», «Слово Кириллы Туровского», 2) агиография («Житие Феодосия Печерского», «Житие Протопопа Аввакума») 3) хождения («Путешествие игумена Даниила») 4) поучения («Поуч. Вл. Мономаха»). А также: «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Повесть о Куликовской битве», повесть «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Слово о полку Игореве»…

“Слово” – светск. пр-е, относ. к периоду 2-й пол. 11 – 12 вв), заверш. эп. л-ры Киевского периода. Ист. основа - 1185 г., поход Игоря Святославича на половцев. Время напис-я, имя авт. неизв-ны. «Сл.» дошло до нас в ед. списке, обнаруженном в кон. 18 в. в Яросл. губернии Мусиным-Пушкиным.

Сюжет: нач-ся «Сл.» с размышл-й автора, с сопоставл-я манеры автора с манерой баяна (певцом 11-го в.), затем гов-ся о замысле Игоря отправ-ся на половцев, пот. о солн. затм., далее - сообщение о встрече 2-х братьев -Игоря и Всеволода, опис-е движ-я войск, сообщ-е о 1-й стычке с половцами, опис-е ночёвки в степи (мотив смертн. чаши, симв-ка-3 дня и 3 ночи).

Образы: В «Слове» представлены судьбы рус. людей разного сословного уровня и разных удельных княжеств. Наиболее крупно обрисованы образы князей Игоря, Святослава, Всеволода, Всеслава и княгини Ярославны. Князь Игорьхрабр. и смелый воин, он разделяет все тяготы походной жизни с воинами св. дружины; с высоко развитым чувством собств. дост-ва, он считает, что лучше в битве пасть, чем быть в плену; но тщеславен, хочет в одиночку завоевать славу. Несмотря на личную храбрость, упорство, он терпит поражение в битве с половцами. Князь Игорь - чел-к чести и благородства. Спася брата Всеволода, он попадает в плен. Враждебн. сила - половцы. Для «Слова» характерно не только то, что это эпопея о поражении, но особенно и то, что герой не погибает. Но вместе с тем Игорь, испытав посрамление и тем самым как бы, «претерпев вре­м. смерть (плен, «рабство»), возр-ся снова». Всеволод – мужествен. и отважн. В «Сл.» есть 1 крупный план - подвиги Всеволода. Но, отдавая должное подвигам Игоря и Всеволода, автор с горечью говорит о вине их перед рус. Землей, кот. страдает от междоусобиц. Для того «Сл.» и зак-ся пораж-ем Игоря, чт. показать, что подобный набег, подобное решение - не первое в истории. Это проявление самовластия, идущее поперек блага гос-ва. Главн. идейн. задачи: 1) осужд-е междуусобиц; 2) показ важности единения. Огр. внимание – полоцк. князю Всеславу Чародею. Он окруж. таинств. ареалом, у него необычные способности: ловкость, хитрость, удив. быстрота движения. Даже овеянный легендарной славой Всеслав Чародей страдал от междоусобиц. Траг. картина битвы на р. Немиге - подтверждение бессмысленности братоубийственной борьбы. Автор устами Святослава Киевского осуждает князя Ярослава, уклонившегося от выступлений про­тив половцев в 1184 году и в марте 1185 года. Но прежде всего необходимость единения сил обосновывается на примере поражения Игоря. Образ Святослава идеализирован, ему принадлежит «золотое слово». В нем Святослав - великий и мудрый политик, обращ-ся к удельным князьям с призывом объединиться против половцев, отомстить за рус. землю. Образ Ярославны - жены князя Игоря - нац. симв. жен. верн-ти. Посвящ. ей строки наполнены теплотой и нежностью, пронизаны мягким лиризмом. Её плач по мужу - скорбная песнь не только по мужу, но и по всем рус. воинам. Это одно из самых поэтичных мест «Слова», написанное в народно-поэтичном ключе, с обращением к силам пр-ды, плач близок языч. заклинаниям славян.

Черты: «Слово» своеобразно и несо­поставимо с другими произв-ми по своим художественным достоинствам. Его уникальность - в стилевом разнообразии: в поэме соседствуют героико-поэтическое описание битвы и вещий сон, риторический призыв и лирический плач, диалог и исторический экскурс. Изображение реальной природы символично (свет, тьма, солнце, месяц, море, реки, тучи, лисицы, орлы, соколы, галки, лебеди, гуси, кречеты, вороны, сороки, дятлы, гоголи, чаицы, черняди - все живут своей жизнью и в то же время являются символом). Худ. дост-ва - высо­кий патриот. пафос. Автор создал пр-е, яв­ляющееся страстным и взволнованным размышлением об исто­рии и судьбах Отечества, призывом к обороне его от внешних врагов и к прекращению внутренних распрей. Худ. зрелость «Слова» явилась одним из главных поводов для сомнения в его древности.

«Слово о полку Игореве» - это лиро-эпическое произведе­ние. Сопоставление символики «Слова» с символикой эпосов раз­ных стран Европы и Востока выявило значительное сходство символики «света» и «тьмы», солнечной символики, символики «золота». Несомненны в «Слове» и лирические элементы: силь­ный элемент авторского присутствия, высокий удельный вес «размышления по поводу событий. Кроме того, в «Слове» имеется элемент публицистический, выразившийся в яркой поли­тически злободневной направленности произведения, его глав­ном идейном содержании - призыве к единству действий перед лицом внешней опасности. Особенность публицистичности «Слова о полку Игореве» заключается в ее историческом харак­тере.

Исторический характер публицистичности «Слова» в том, что «нынешнее» время сопоставляется в нем с прошлыми собы­тиями русской истории. Причем «Слово» не идеализирует про­шлое, показывая и негативные явления: наряду с воспоминания­ми о могуществе «старого Владимира» (Владимира Мономаха) автор с горечью рассказывает о «крамолах» Олега Святославови­ча деда Игоря, начавших эпоху княжеских распрей, приведших к ослаблению Руси перед лицом половецких набегов.

Поражение Игоря - горе великое для всей Руси. Условие для успешной защиты Русской земли - это единство князей.

Автор «Слова о полку Игореве» следует лучшим традициям русской общественной мысли, еще более заостряя вопрос о необ­ходимости объединения. В призыве к князьям вступиться за «землю Русскую» автор «Слова» устами Святослава называет князей поименно (по именам он обращается к 12-ти князьям), подчеркивая тем самым персональную ответственность каждого за судьбу родины.

В конце поэмы автор воздает славу не только князьям, но и их воинам, «Слово» - нар. достояние. Образ рус. земли объединяет 3 части поэмы в патриот. песнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: