Средствами в физической культуре называют совокупность
предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми с целью физического совершенства. [24;28]
В настоящее время выделяют следующие группы средств физической культуры:
§ физические упражнения;
§ естественные силы природы;
§ гигиенические факторы;
§ специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;
Идеомоторные, психогенные и аутогенные средства.
Из всего перечня представленных выше средств физической культуры, самым специфичным и наиболее широко используемым средством, является физическое упражнение.
Физические упражнения, которые исторически выделились из трудовой, боевой и бытовой деятельности (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.), принято называть естественными. Специально же созданные в процессе развития теории и практики физической культуры упражнения называют аналитическими (на снарядах, с предметами и др.).
Л.П. Матвеев определяет физические упражнения как двигательную активность человека, организованную в соответствии с закономерностями физического воспитания. К примеру, бег или ходьба являются средствами физического воспитания, когда преследуются и решаются задачи обучения и развития физических способностей. [27]
|
|
Выполнение физического упражнения всегда направлено на решение той и иной двигательной задачи. Одна и та же задача может быть решена несколькими способами.
Те способы выполнения двигательных действий, при которых двигательная задача решается с относительно большей эффективностью, называют техникой физических упражнений.
Одним из специфических средств формирования техники естественных движений у учащихся младших классов являются физические упражнения.
Л.Д. Глазырина выделяет общеразвивающие упражнения, как ценные средства формирования естественных движений. Обучение основным положениям рук, ног, туловища способствуют укреплению двигательного аппарата, создают представление о направлении, амплитуде, напряжении, ритме, темпе движений, формируют умение дифференцировать пространственные, силовые и временные характеристики движений. [41]
Для более успешного освоения техники легкоатлетических упражнений применяют специально-подводящие упражнения. Они включают элементы и связки основных легкоатлетических упражнений. Выполняют их как подводящие к освоению целостной техники или ее частей, как укрепляющие или совершенствующие навык. [42,27;21,86]
Для этого часто используются предметные ориентиры, которые являются регуляторами направления и ограничителями движения. Например, в беге для выработки широкого бегового шага используют бег по «широкой лестнице», в метании мяча, для формирования умений выполнять бросок по дугообразной траектории используют броски через вертикальное препятствие.
|
|
При обучении отдельным элементам, или целостному двигательному действию используются имитационные упражнения. Упражнения этой группы опираются на свойственную способность ребенка к подражанию. Они должны как можно больше соответствовать координационной структуре данного движения или его части. Образы, соответствующие характеру разучиваемого движения, помогают создавать о нем правильное зрительное представление.
Так при обучении правильной работе рук во время бега ученикам предлагают вообразить, что левая рука? гриф скрипки, а правая?смычок. Левая рука движется вперед-назад, а правая как бы поперек левой (как при игре на скрипке), но кисть правой руки не должна пересекать плоскость симметрии.[23].
Возникающие при использовании имитаций положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, что способствует закреплению двигательного навыка, улучшению его качества.
На этапе начального освоения техники легкоатлетических упражнений полезно и необходимо в качестве основного средства физического воспитания младших школьников использовать подвижные игры.