Креативность (от англ. create — создавать, англ. creative — созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать, на первый взгляд, недостижимой цели, находить выход (выкручиваться) из, казалось бы, безвыходной ситуации, используя обстановку предметы и обстоятельства необычным образом.
По мнению Пола Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.
|
|
Авторами концепция креативности считаются:
Джо Пол Гилфорд,
Пол Торренс,
в нашей стране – Диана Борисовна Богоявленская.
По их мнению, креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.
Вместе с тем многими исследованиями установлено, что корреляции креативности и академической успеваемости очень малы, а личностные качества «идеального отличника» и «творческого человека» полярны.
В экспериментах Д.Гилфорда выявилось, что высокоинтеллектуальные испытуемые могут не проявлять творческого поведения при решении тестов, но не бывает низкоинтеллектуальных креативов.
В исследованиях, проведенных сотрудниками лаборатории психологии способностей ИП РАН, выявлена парадоксальная зависимость: высококреативные личности хуже решают задачи на репродуктивное мышление (к ним относятся практически все тесты интеллекта), чем все прочие испытуемые.
Поскольку креативность противоположна интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (творчество антиадаптивно!), – то на практике возникает эффект неспособности креативов решать простые интеллектуальные задачи.
Наиболее глубокое исследование, касающееся отношений креативности и интеллекта, провела Е.Л. Григоренко (Григоренко Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. канд. диссертации. М., 1989.). Ей удалось выявить, что количество гипотез, порождаемых индивидом при решении комплексной мыслительной задачи, коррелирует с креативностью по методике Е.П.Торренса, а правильность решения положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта по Д.Векслеру.
|
|
Таким образом теоретические соображения и экспериментальные данные позволяют заключить, что креативность и интеллект являются ортогональными факторами, то есть независимы друг от друга. Операционально они противоположны: ситуации, благоприятствующие проявлению интеллекта, противоположны по своим характеристикам ситуациям, в которых проявляется креативность.
В настоящее время не существует методик для диагностики креативности, признанных всеми безусловно, как не существует и однозначности в понимании самого явления креативности. Большинство исследователей сходятся в том, что в основе креативности или творческих способностей лежит дивергентное мышление.
При этом диапазон выбора методик весьма широк — от диагностики конкретных дивергентных интеллектуальных функций и исследования определенных качеств личности до изучения продуктов творческой деятельности и т.п.
Большинство методик, называемых тестами креативности, исследуют не что иное, как различные функции дивергентного мышления, которое является, безусловно, одной из составляющих креативности. Однако в подходах к содержанию и процессу диагностики дивергентных мыслительных функций обнаружены некоторые противоречия.
Во-первых, показатели, оцениваемые в данных тестах, вызывают много сомнений в связи с тем, что недостаточно данных об их статистически установленной валидности и надежности.
Во-вторых, у многих исследователей сомнение вызывает условие ограничения времени при выполнении заданий, поскольку ограничение времени является сдерживающим фактором и может вносить фрустрирующий элемент в процесс актуализации дивергентного мышления.
В-третьих, творческий процесс, который стимулируется предлагаемыми тестами, не может быть актуализирован несколько раз одним и тем же набором стимульного материала, так как происходит привыкание к тестовым заданиям и, как следствие, повторная диагностика становится невозможной. В этой связи необходима разработка нескольких параллельных форм.
Выделив общие взгляды нескольких научных школ по данной проблеме, можно констатировать основные принципы диагностики творческих способностей (слайды № 2 и 3):
1. Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для нас – конвергентное мышление – направлено на поиск из множества решений единственно верного. Многочисленные тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
2. В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи указанных видов креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
3. Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами, причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
|
|
4. Использование различных методик диагностики творческих способностей позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
5. Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
отсутствие ограничения по времени;
минимизация мотивации достижения;
отсутствие соревновательной мотивации и критики действий;
отсутствие в тестовой инструкции жесткой установки на творчество.
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.