АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - воспитание, основанное исключительно на слепом признании авторитетов и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников.
АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (дидактический принцип) - процесс обучения, который стимулирует у учащихся активность и самостоятельность, способствует прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков.
АНАЛИЗ:
1.Метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, наряду с синтезом имеет большое значение в научном познании.
2.Разбор, рассмотрение чего-либо.
АНАЛОГИЯ В ОБУЧЕНИИ - педагогический прием, заключающийся в установлении сходства в каком-нибудь отношении между изучаемыми предметами и явлениями, различными в остальных отношениях.
АНДРОГОГИКА - отрасль педагогической науки, охватывающая теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых. Термин впервые ввел К. Капп в книге о педагогических взглядах Платона (1833 г.).
|
|
АННОТАЦИЯ — краткое разъяснительное или критическое примечание, следующее за библиографическим описанием какого-либо сочинения (на обороте титульного листа книги, на каталожной карточке и т. д.). Развернутая аннотация, сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения книги, статьи или рукописи.
АППЕРЦЕПЦИЯ — процесс восприятия, наблюдения, познания и освоения новых представлений, связывающий содержание новых ощущений с прежним личным опытом и знаниями.
АППЕРЦЕПЦИЯ В ОБУЧЕНИИ — использование зависимости восприятия от прошлого опыта и имеющихся у учащихся представлений и знаний для более точного и глубокого усвоения ими нового учебного материала и возбуждения активного отношения к нему.
АТАКА МОЗГОВАЯ — коллективное, свободное обсуждение проблемы, идеи с возможностью предложения самых нестандартных вариантов.
АТТЕСТАЦИЯ — определение уровня знаний, умений, опыта, деловых качеств с выдачей официального свидетельства (сертификата, диплома и т. п.), указывающего на соответствующую квалификацию.
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ — основанный на одновременном восприятии слухом и зрением.
БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — необходимый общественный уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающей разностороннее развитие и целостную ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования, гражданские и профессиональные становления.
ВЕРБАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, данная в устной, словесной форме (в отличие от документальной, зафиксированной на каком-либо носителе).
|
|
ВИД УРОКА - классификация урока по ведущему на уроке методу (например, развивающий вид урока, проблемный вид урока и т.д.).
ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ - методология проведения совещаний и дискуссий между группами удаленных пользователей с исполнением трансляции изображения в среде Интернет.
ГЕНЕЗИС - происхождение, возникновение.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД - способ исследования природных и социальных явлений, основанных на анализе их развития.
ГИПОТЕЗА - предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - это система норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это новая образовательная модель, цель которой подготовить учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом, правовом государстве, гражданском обществе.
В философском смысле гражданское образование - это вхождение человека в мир общественных отношений, политики и права; овладение гражданскими компетентностями и освоение ценностей, смыслов и механизмов функционирования гражданского общества, политической и правовой систем; обретение собственного образа гражданина; становление духовно-нравственных качеств личности, составляющих содержание гражданственности.
ГРУППИРУЮЩИЙ МЕТОД ОБЪЕДИНЕНИЯ МАТЕРИАЛА (или КОЛЛЕКТИВНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ МЕТОД) - метод изучения исторического материала на основе ключевых тем, идей. Основан был немецким педагогом Бидерманом в 1860 г.
ГРУППОВОЙ МЕТОД - метод управления учебным процессом, когда дидактические задачи, поставленные перед учащимися, решаются в результате парных, групповых, командных действий, комплектование которых обусловлено определённым признаком.
ГУМАНИЗМ - совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, создании благоприятных для человека условий общественной жизни.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) правовым или нравственным нормам.
ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД - способ исследования, изложения, при котором частные случаи логически выводятся из общих положений (из аксиом, постулатов, правил, законов).
ДЕДУКЦИЯ В ОБУЧЕНИИ - форма умозаключения, при которой новое знание о предмете выводится на основании знания общих для данного класса предметов, правил, положений.
ДЕЛОВАЯ ИГРА - один из методов активного обучения. Деловая игра - имитационный процесс, т. е. процесс выработки и принятия решений для определенной ситуации в условиях поэтапного уточнения факторов, анализа информации. Деловые игры условно разделяют на три категории: производственные, исследовательские, обучающие.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД — это такая направленность организации процесса обучения, при которой учащиеся на всех этапах занятия включаются в активную познавательную деятельность, самостоятельно открывают для себя те законы, следствия и другие компоненты научного знания, которые при знаниевом подходе традиционно излагаются учителем.
ДИДАКТИКА — отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и непрерывного обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной и высшей школе и других системах обучения. Важнейшая цель дидактики - раскрытие закономерностей обучения, связей между потребностями общества и конкретными целями, задачами обучения и содержанием образования, их методами, формами, а также достигаемыми результатами. Обобщая многочисленные виды закономерных связей, дидактика формирует принципы обучения, соблюдая которые преподаватель может обеспечить оптимальное построение учебного процесса.
|
|
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА — средства, с помощью которых реализуются цели обучения; подразделяются на материальные и средства нематериального характера (методы и приемы обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности).
ДИСКУССИЯ (как метод обучения) - коллективное обсуждение какой-либо проблемы, темы и т.п., повышающее интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины; вид спора, состоящий в достижении определённой степени согласия.
ДИСТАНЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ (образовательного процесса) - совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ МЕТОД - метод обучения, ставящий своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и индивидуальных способностей обучаемых.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ — это организация учебной деятельности учащихся по условным микрогруппам, члены которых близки (сходны) по способностям, интересам, навыкам и умениям в изучении исторического материала.
|
|
ДОКЛАД - это устный текст, значительный по объёму, представляющий собой публичное развёрнутое, глубокое изложение определённой темы.
ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - дидактический принцип, предполагающий соответствие содержания и методов обучения реальным возможностям обучаемого, уровню его знаний и уровню развития умений и навыков освоения учебного материала, оптимальный выбор объема и сложности учебных задач, а также рациональную технологию обучения, учитывающую индивидуальные особенности обучаемого.
ИГРА ДЕЛОВАЯ - форма деятельности людей, имитирующая те или иные ситуации, одно из средств активизации учебного процесса.
ИГРОВОЙ МЕТОД - метод условно-занимательного обучения, предполагающий создание ситуаций, имитирующих формы деятельности людей и направленный на формирование знаний, умений и навыков; одно из средств активизации учебного процесса.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учеников, уровень развития, их способность к учению.
ИННОВАЦИЯ - есть нововведение, т.е. целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного в другое.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КУРС - совмещение в рамках единого учебного курса событий зарубежной и отечественной истории, позволяющее рассматривать прошлое целостно, в органической связи.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - автоматизированная обучающая система, снабженная интеллектуальным интерфейсом, позволяющим обучаемому в процессе обучения вести диалог, отвечать на вопросы и выполнять задания на естественном языке.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ:
1.Массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.
2.Процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания; принадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
ИНФОРМАЦИОННО-РЕЦЕПТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — объяснительно-иллюстративный способ организации совместной деятельности преподавателя и учащихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют ее в памяти.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В ОБУЧЕНИИ — метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания.
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которое достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями.
КВАЛИФИКАЦИЯ - подготовленность индивида к профессиональной деятельности, наличие у него знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения определенной работы.
КЕЙС-СТАДИ — методика ситуационного обучения, основанная на реальной действительности и требующая от обучаемого поиска некоторого целесообразного решения в предложенной ему практической ситуации. В соответствии с этой методикой кейс (набор) включает описание конкретной практической ситуации с постановкой проблемы (указанием цели исследования), справочную и дополнительную информацию, методические материалы для самостоятельного изучения.
КЛАССНО-УРОЧНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — учебный процесс, при котором ученики группируются по классам и основной формой обучения является урок. Содержание образования в каждом классе определяется учебным планом и программами. Уроки проводятся по твердому годовому расписанию, составленному на основе учебного плана. Место проведения урока - классная комната, учебный кабинет, лаборатория, мастерские.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ — конкретные, хорошо диагностируемые знания, навыки и отношения, необходимые для эффективной деятельности в избранной области.
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - использование компьютеров в учебном процессе для решения следующих задач: индивидуализации и дифференциации обучения; осуществления контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности; осуществления самоконтроля и самокоррекции; моделирования и имитации, изучаемых или исследуемых объектов, процессов и явлений; развития познавательных интересов учащихся; формирования умения принимать решения.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ - совокупность приемов и методов передачи информации обучаемому, контроль восприятия, переработки и использования полученных знаний в реальной жизни с помощью компьютеров.
КОНСУЛЬТАЦИЯ - печатное или устное разъяснение учителя по сложному и актуальному теоретическому или методическому вопросу, проблеме.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ — определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА — одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
КОНФЕРЕНЦИЯ — мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению.
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ — технология обучения, ставящая своей целью максимальное сближение учебного процесса с естественными психологическими особенностями восприятия, переработки и усвоения информации человеком.
КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ — способ повторения учебного материала, при котором материал заучивается в один прием, а повторение следует одно за другим без перерыва.
КОНЦЕПЦИЯ — система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений и процессов, руководящая идея, ведущий замысел.
КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенным способом понимание целей, задач, организации образовательных программ.
КОРРЕКЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ — особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточности учащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.
КУРС ОБУЧЕНИЯ - законченный этап обучения, соответствующий программе определенного учебного заведения; точно очерченный круг знаний, умений и навыков по какому-либо учебному предмету или научной дисциплине.
ЛЕКЦИЯ - метод словесного изложения учебного материала; предполагает целостное раскрытие темы (раздела, курса в целом), анализ конкретных фактов и явлений в их взаимосвязи, обобщении, ясность аргументации и научную доказательность выводов. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, ответы па вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В методике выделяют лекции повествовательные, информационно-диалогические и проблемные.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система образования, основывающаяся на организации взаимодействия учащихся и педагогов, когда созданы оптимальные условия для развития у обучаемых способности к самообразованию, самоопределению, самостоятельности и самореализации. Личностно-ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД - индивидуальный подход к обучаемому как к личности.
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ - направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ - установление взаимосвязи между различными учебными предметами, которые изучаются в учебном заведении.
МЕТОД - способ или образ действия, с помощью которого осуществляется познание, исследование явлений природы и общественной жизни, обеспечивается достижение цели.
МЕТОД «ДЕЛЬФИ», МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА, МЕТОД МОЗГОВОЙ АТАКИ - метод группового обучения и стимулирования познавательной активности, основанный на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблем; участников побуждают к свободному выдвижению идей с их последующим критическим анализом. Штурм - способ овладения крепостью, городом, укреплением. Атака - наиболее решительный момент наступательных действий. «Мозговой штурм» на занятии - это элемент учебного занятия, содержащий ориентировку для учащихся на восприятие сложного, сравнительно узкого вопроса и его разрешение на основе максимального умственного напряжения.
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ — создание идеальной, с точки зрения научных данных, модели организации и условий функционирования педагогического процесса или какой-либо его части. Метод моделирования применяется при разработке учебного плана, организации учебного или производительного труда, программы воспитания и режима.
МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — способ добывания достоверных фактов о реальной действительности знаний, о существующих связях между явлениями и тенденциях их развития, обобщение добытых сведений и их оценка.
МЕТОД ПРОЕКТОВ — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Метод проектов возник во 2-й половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразовательную школу. В 20-х гг. XX в. метод проектов привлек внимание советских педагогов. Он применялся в практике советской школы до 1931 г.
МЕТОД РЕЙТИНГА - определение оценки деятельности какой-либо личности или события. В последние годы начинает использоваться как метод контроля и оценки в учебно-воспитательном процессе.
МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК — комплекс логических и математических процедур, направленный на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных мнений. Серьезным недостатком метода является то, что он не исключает субъективизма в оценке знаний и умений учащихся, ставит результаты оценки в зависимости от личных профессиональных и моральных качеств эксперта.
МЕТОДИКА - совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенному учебному предмету.
МЕТОДИКА В ОБРАЗОВАНИИ — описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность методов, их целенаправленная организация и применение для подтверждения или опровержения гипотезы. Система указанных методов определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ — целенаправленная система методов обучения, обеспечивающая решение задач обучения.
МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА — педагогическая наука (частная дидактика), исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету. Объектом ее исследования является процесс обучения той или иной учебной дисциплине. Методика разрабатывает и предлагает преподавателю определенные системы обучающих воздействий. Эти формы и системы находят свое конкретное выражение в содержании образования, воплощенном в программах и учебниках по каждому учебному предмету, реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения. В системе педагогических наук методика тесно связана с дидактикой и опирается на ее общие положения. Основываясь на принципах воспитания, она раскрывает цели обучения предмету, его значение для развития личности обучающегося.
Для разработки эффективной системы педагогического воздействия методика учебного предмета опирается на данные педагогической психологии, физиологии высшей нервной деятельности, логики, кибернетики (особенно при разработке элементов программного обучения).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА - часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей. Цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся; повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы; обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.
МЕТОДОЛОГИЯ - учение о научном методе дознания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; учение о логической организации и структуре образовательного процесса, подходах к его реализации.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ - способы совместной деятельности воспитателей и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1.Система приемов и способов совместной деятельности учителей и учащихся, обеспечивающая усвоение учащимися содержания образования.
2.Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижение цели воспитывающего обучения.
3.Способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленные на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на их воспитание и развитие в процессе обучения. Преподаватель выступает в роли посредника между знаниями, зафиксированными в опыте человечества, и сознанием учащегося, который не имеет этих знаний; предлагает путь познания, по которому должен идти учащийся; организует определенные пути, способы, приемы усвоения учебного материала. Применение методов обучения организует познавательную деятельность учащегося, позволяет представить картину мира, обеспечивает направление и содержание умственной деятельности, ведет к пониманию закономерностей, создает эмоциональное и умственное направление, формирует качества личности.
.
МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ - схематичное отображение образовательной практики в целом или отдельных ее фрагментов.
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ - схематичное отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом.
МОДУЛЬ (МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ) - функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им; это логически завершённая часть материала, которая заканчивается контрольной акцией (тестом, контрольной работой и т.п.); технология процесса обучения, сущность которой состоит в разделении учебного материала на подгруппы, «функциональные узлы» - значимых действий и операций, которые выполняются учащимися более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения.
МОДУЛЬНЫЙ КУРС - относительно самостоятельный курс по отдельным проблемам и периодам истории, который ученики могут выбрать как дополнительный для удовлетворения своих познавательных потребностей.
МУЛЬТИМЕДИА - система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной компьютерной графикой в едином комплексе.
НАВЫК — умение, доведённое до автоматизма; действие, проявляемое в процессе обучения и направленное на решение практических задач, характеризующееся высокой степенью освоения.
НАВЫКИ В ОБУЧЕНИИ — учебные действия, приобретающие в результате многократного повторения автоматизированный характер. По мере того как учащиеся овладевают знаниями и умениями, в их речи при решении учебных задач появляются элементы автоматизма; элементы умений (сознательные действия) переходят в навыки, которые в свою очередь способствуют совершенствованию умений, а иногда и предшествуют их формированию.
НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ — дидактический принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
НАУЧНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ - один из принципов в профессиональном обучении, параметр качества профессионального образования; означает опору на науку как на источник знаний, отражающих закономерности окружающего мира, влияющих на умственное развитие, позволяющих овладеть современной наукой, техникой, производством, культурой, искусством. Принцип научности проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и в применяемых методах обучения.
ОБРАЗОВАНИЕ — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных цензов; в сфере образовательных технологий - система знаний и ценностных отношений, практических навыков и умений, формирующихся в процессе обучения как результаты личностного, социального и профессионального развития.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ — образовательная система, включающая в себя общие цели и содержание образования, проектирование учебных планов и программ, частные цели руководства деятельностью обучаемых, модели группирования учеников, методы контроля и отчетность, способы оценки процесса обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - это процесс и результат создания (проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности и общества системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений, навыков в соответствии с целями и задачами образования, развития личности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.
ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - система, предназначенная для обучения пользователей. Основывается на использовании искусственного интеллекта и базы знаний. Основной задачей является эффективная передача знаний в зависимости от степени подготовленности пользователей и их способности усваивать полученную информацию.
ОБУЧЕНИЕ - особая социальная деятельность по организации ускоренного усвоения обучаемыми накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования; особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Процесс обучения сопряжён с развитием знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам.
ОБУЧЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОЕ - образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого учебного заведения (колледжа, университета и т.д.). Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий. Обучение дистанционное обеспечивает учащимся гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной деятельности, в том числе и для проживающих в самых отдаленных районах, свободу выбора дисциплин, возможность общения с видными представителями науки, образования и культуры, способствует интерактивному взаимодействию обучаемых и преподавателей, активизации самостоятельной работы и удовлетворению самообразовательных потребностей учащихся.
ОБУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЕ - активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Фундаментом проблемного обучения является выдвижение и обоснование проблемы (сложной познавательной задачи, представляющей теоретический или практический интерес).
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ — образование, содержание которого сформировано на основе предвидения перспективных требований к человеку как субъекту различных видов социальной деятельности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ (ДЕФИНИЦИЯ) — процесс выяснения содержания понятия, т. е. нахождения существенных отличительных признаков предметов, обобщенных в данном понятии; определением (дефиницией) называется и выраженный словами результат этого процесса.
ОЦЕНКА - одобрение или осуждение различных явлений социальной действительности, поступков людей, качеств личности, образа жизни в зависимости от того, какое нравственное значение они имеют. Оценочные суждения люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатии и неприязни, любви и ненависти, посредством различных внешних проявлений и эмоции. В воспитательном значении оценка представляет собой особый метод воздействия на личность и является важным средством воспитания. Оценка - характеристика ценности, уровня и значимости объектов и процессов. Оценка ученика - характеристика его качественного состояния подготовленности. Отметка ученика - это результат оценочного суждения учителя, выраженная баллом.
ПАРАДИГМА - от греческого слова «пример», «образец». Признанное всеми научное достижение, которое в течение определённого времени даёт научному сообществу модель постановки проблем и их решения. Под парадигмой понимается система научных представлений, определяющая вектор развития науки. Педагогическая интерпретация новой парадигмы образования включает такие параметры, как личностная ориентированность, плюралистичность, деятельностный и развивающий характер.
ПЕДАГОГИКА:
1.Совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.
2.Наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления детской личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.
ПЕДАГОГИКА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — направление в современной теории и практике воспитания. Основная тенденция этого педагогического направления - придать образованию личностно-ориентирован-ный характер, преодолеть авторитаризм в воспитании и обучении, сделать процесс освоения учащимися знаний, умений и навыков эмоционально окрашенным.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность педагога по воспитанию, образованию, обучению детей, направленная на их развитие, формирование и воспитание посредством специально организованного педагогического процесса.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — изучение эффективности учебного и воспитательного процесса в школе на основе измерений уровня воспитанности учащихся и педагогического мастерства учителей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — набор технологических процедур, обеспечивающих систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. Педагогическая технология - это не только использование технических средств в обучении (таково было первоначальное понимание педагогической технологии), но и содержательная техника реализации учебно-воспитательного процесса: выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность посредством конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. Педагогическая технология служит конкретизацией методики. Это совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального и/или профессионального опыта в процессе обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — информационные технологии, повышающие эффективность и темпы обучения, основанные на использовании компьютерных, сетевых технологий и дидактических средств.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС — целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.
ПОЛЕМИКА — вид спора, состоящий в победе одной стороны над другой.
ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ - составные части, детали методов обучения, с помощью которых осуществляется практическая реализация методов; элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода, может быть выражен в перечне действий, адекватных специфике изучаемого материала.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компьютеров.
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - система, состоящая из педагогического программного средства и методических рекомендаций по его использованию в учебном процессе.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом регионального компонента стандарта профессионального образования; содержит требования к подготовке студента по результатам изучения конкретной учебной дисциплины и рекомендации по организации образовательного процесса.
РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН - учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта. Рабочий учебный план определяет структуру специального курса и объем времени, необходимый для его изучения; содержит перечень учебных предметов и их объем в часах; определяет график учебного процесса, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (учебной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.
РЕЙТИНГ — это индивидуальный числовой показатель учёбы учащихся (студентов), получаемый на основе учёта результатов усвоения обучаемыми учебных дисциплин с использованием многобалльной системы оценок.
РЕФЕРАТ —один из видов письменной исследовательской работы старшеклассников, основанный на навыках самостоятельности, умения работы с источниками, систематизации и обобщения материала. Один из варрантов итоговой аттестации выпускников основной и полной средней школы по истории.
РЕФЛЕКСИЯ - осмысление индивидом социальных реалий в процессе социализации на основе жизненного опыта; размышление, самонаблюдение, самопознание; обращенность познания человека на самого себя; склонность к самоанализу.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ - тренинговые занятия, в ходе которых имитируются и разрешаются проблемные ситуации, типичные для реального процесса жизнедеятельности людей как носителей определенных социальных функций.
САМООБРАЗОВАНИЕ — образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении. Наиболее распространенной формой самообразования является чтение и изучение литературы.
САМООБУЧЕНИЕ — процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА:
Вид учебной деятельности, выполняемой учащимися без непосредственного контакта с преподавателем. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, парной, коллективной.
СЕМИНАР — одна из групповых форм учебных занятий, смысл которого заключается в приобретении, распространении и частичной реализации знаний с привнесением в этот процесс компонентов научного исследования.
СЕТЕВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ — вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании сетей телекоммуникации для обеспечения студентов учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между преподавателем, администратором и обучаемым.
СИНТЕЗ — это способ познания объекта посредством объединения в целое частей и свойств, выделенных в результате анализа.
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ — единая образовательная система, трактующая образование как пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Система позволяет представить процесс развития личности, ее становление в виде «лестницы», каждая ступень которой отмечает последовательное движение человека к все более высоким достижениям в своем образовательном уровне. «Лестница» может быть представлена следующими ступенями: грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет.
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ — система основных положений (принципов), определяющих содержание, формы и методы обучения.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — все объекты и процессы, которые служат источником учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.
СТИЛЬ ОБУЧЕНИЯ — индивидуальная система форм, методов, приемов, используемых обучающим в процессе деятельности. Включает манеру поведения, характер общения с учащимися и другие индивидуальные особенности, влияющие на успешность выполнения задач и полноту достижения поставленных целей.
СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА — совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы. Компоненты: целевой, содержательный, операционно-де-ятельностный, оценочно-результативный.
ТЕЗИСЫ — это сжато сформулированные основные констатирующие положения текста.
ТЕМП ОБУЧЕНИЯ - степень скорости, с которой развивается учебный процесс, выполняется программа и усваивается учащимися учебный материал.
ТЕРМИН — слово или сочетание слов, обозначающие понятие, применяемое в науке, технике, ижусстве и т. д.; первоначальный смысл слова.
ТЕСТ — стандартизированное задание, по которому проводят испытания, применяемое педагогами и психологами для определения уровня развития, способностей, волевых качеств и других сторон личности.
ТЕСТИРОВАНИЕ — метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ — комплекс разнообразных светотехнических и звуковых пособий и аппаратуры, используемых в учебном процессе. Различают следующие виды технических средств: светотехнические или экранные, звукотехнические и средства программированного обучения.
ТЕХНОЛОГИЯ — совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется производственный процесс. Важнейший компонент технологии - последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций), каждое из которых основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности; в сфере образовательных технологий - процесс достижения определенных результатов по применению исходного состояния субъекта/ объекта посредством использования свойственной конкретной области деятельности совокупности методов, средств, способов.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ — совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий.
ТРЕНИНГ - разнообразные игры и упражнения, собранные в единый комплекс, нацеленный на выполнение конкретных дидактических задач.
УРОК - система организаторской, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учащихся, направленная на достижение целей и задач обучения и воспитания. В методике обучения истории и обществознания применяется чаще всего типология уроков по главным дидактическим целям: вводный, изучение нового материала, комбинированный, повторительно-обобща-юший, итогового повторения и контрольный.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
УЧЕБНИК - непериодическое издание, излагающее основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с целями и задачами обучения, установленными программой, методикой и требованиями дидактики. Школьный учебник - это массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учётом их возрастных и иных особенностей.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ - учебное издание, официально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК) - совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий, методических изданий, аудиовизуальных средств обучения и т. д.), представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике; является дидактическим средством управления подготовкой специалистов. Перечень документов, входящих в учебно-методический комплекс: учебная программа по дисциплине; рабочая учебная программа; методические указания по основным видам учебных занятий, проводимых на кафедре; график самостоятельной работы студентов; перечень специализированных аудиторий и карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ:
1.Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины, ее раздела, части или по методике воспитания.
2.Вид учебника, специально предназначенного для обучающегося, которому приходится выполнять письменные работы в системе дистанционного образования.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН - нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
ФОРМА УРОКА (ОБУЧЕНИЯ) — классификация урока или другой совместной деятельности учителя и учащихся, на основе особого способа организации, определённого порядка, режима (консультация, игра, экскурсия, семинар и др.).
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА В ОБУЧЕНИИ (П. Ф. Каптерев) - такая форма обучения, при которой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя (например, сократическая беседа).
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандарте уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом, которое обязан выбрать учащийся. Примерное соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.
ЭКЗАМЕН - одна из форм заключительной проверки знаний, умений, навыков обучающихся, при завершении определённого этапа обучения. Экзамены впервые появились в Китае в период правления династии Хань (220-206 гг. до н. э.).
ЭКСПЕРИМЕНТ - научный опыт, отличающийся от обычного наблюдения строгим контролем над условиями опыта; способ познавательной деятельности в науке, состоящий в активном воздействии на исследуемое явление путем преобразования (комбинации и варьирования) или изоляции тех или иных условий его существования.
ЭКСПЕРТНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА - обучающая программная система; являясь средством представления знаний, способна в рамках диалога с пользователем объяснить ход рассуждений при решении задачи в виде, понятном обучаемому. Экспертная обучающая система обеспечивает: пояснения к стратегии и тактике решения задач при диалоговой поддержке процесса решения; контроль уровня знаний, умений и навыков с диагностикой ошибок по результатам обучения и оценкой достоверности контроля; автоматизацию процесса управления самой системой в целом.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА - экспертное суждение, выраженное в количественной или в качественной форме (лучше, хуже, больше, меньше и т. п.). Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки, осуществляемые с помощью специальных методик.
ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ — класс систем искусственного интеллекта, способных получать, накапливать, корректировать знания из некоторой предметной области (предоставляемые в основном экспертами), выводить новые знания, решать на основе этих знаний практические задачи и объяснять ход решения. Экспертные системы моделируют поведение человека, выступающего экспертом в конкретных предметных отраслях, и используются при диагностике и лечении заболеваний, химическом анализе и синтезе, тестировании и отладке программ для ЭВМ, прогнозе погоды, проектировании в управлении, экономике, биологии, юриспруденции и т. д.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК — это программное средство учебного назначения, дающее возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера; электронный учебник должен содержать три составляющие: информационную - для предъявления учебной информации; практическую - для отработки заданий, с помощью которых закрепляются полученные знания диагностирующую - для контроля знаний; к электронному учебнику могут подключаться дополнительные или расширенные компоненты (объемный глоссарий, мощная поисковая система).
ЭССЕ — один из типов заданий с «открытыми ответами»; прозаический этюд, содержащий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете в произвольной, непринуждённой форме.
Глава 3. Схемы по дисциплине «Теория и методика обучения праву»
1. Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
Методика обучения праву |
Это научная дисциплина, осуществляющая отбор юридического материала в школьный учебный предмет «Право» иразрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе. Методика обучения праву позволяет совершенствовать образовательный процесс. |
| |||||||||
| |||||||||
|
Цели правового обучения |
—повышение уровня правовой культуры общества; —воспитание гражданина, способного отстаивать и защищать свои и чужие законные интересы, формирование его активной гражданской позиции; —формирование навыков правомерного поведения, уважения законов страны и международного права; —формирование нетерпимости к насилию, войнам, преступлениям; изучение национальных и демократических традиций и ценностей, на базе которых происходит совершенствование права или формирование его новых установок и проч. |
Учащиеся должны: | ||||
Знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, вы-полнять их; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; стремиться быть организованным и дисциплиниро-ванным | Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относиться к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обя-занности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав | Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать; стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным | Иметь представление о Конституции РФ, знать государ-ственные символы РФ, понимать следующие слова: «закон», «конституция», «гражданин», «государство» | Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими. |
2. Роль методики обучения праву в
системе школьного образования страны
Учебные навыки —навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию); —умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы; —умение оценить свое и чужое поведение; —умение работать с книгой; —умение систематизировать знания. |
3. Основные концепции правового образования
Правовоеобучение |
процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах страны, но и применять эти знания в практической деятельности. |
4. Учебная литература по праву и планирование
правового обучения в школе
Учебные пособия. Так называют литературу для учеников, которую можно использовать в учебном процессе: хрестоматии, содержащие извлечения из источников права прошлого и современности, книги для чтения, в которых подобран правовой материал по отдельным темам из литературных, публицистических и других произведений, и проч. |
Методическая литература. Такие книги адресованы учителям, методистам, студентам и всем, кто интересуется проблемами обучения праву. |
Правовые словари. Некоторые из них адресованы ученикам, другие же — юристам, преподавателям. |
Наглядные средства обучения. К ним относят слайды, видео-фильмы по праву, транспаранты. |
5. МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ
Методы | ||
Методы стимулирования и мотивации учебной познавательной деятельности. | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. | Методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. |
1. Объяснительно-иллюстративный. | Его сущность состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а ученики воспринимают, осознают и фиксируют в памяти правовую информацию. |
2.Репродуктивныйметод. | Системой логически взаимосвязанных вопросов учитель права организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности |
3.Методпроблемного изложения. | При организации правовых занятий учитель ставит определенную проблему, сам ее решает и показывает путь решения, предлагая образцы научного познания правовых явлений. |
4.Частично-поисковый, или эвристический метод | При применении этого метода учитель права ориентирует школьников на выполнение отдельных шагов поиска ответа на проблемный вопрос или задание. |
5.Исследовательский метод. | Он обеспечивает творческое применение знаний, способствует овладению методами научного познания. Развивает интерес к предмету. |
6. О методических приемах правового обучения
Методический прием |
Это частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права. |
Анализ- это мысленное расчленение определенного целого явления на отдельные его составляющие |
Синтез предполагает обратное: создать на базе отдельных элементов образ целого |
7. Наглядность в обучении праву
Технические средства обучения (ТСО). Различные аудиозаписи, компьютерные компакт-диски, кинофильмы при правильном использовании на уроках права значительно улучшают процесс обучения. |
Предметная наглядность может быть обеспечена учебными экскурсиями в суд, нотариальную контору или в адвокатское бюро. |
Изобразительная наглядность. Например, учебные карти- ны, изображающие судебное разбирательство дела в эпоху сред- невековья, позволят разобраться школьникам в особенностях процессуального права прошлого и сопоставить его с нормами современного законодательства |
Условно-графическую наглядность. Сюда мы отнесем схематичные рисунки, диаграммы, схемы, графики, которые включены в учебники и пособия по праву, создаются детьми или учителем в процессе работы над темой и проч. При этом данный вид наглядности может быть еще классифицирован на: — символическую наглядность; — схематическую наглядность. |
8. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПО ПРАВУ.
Учебное занятие по праву и основные требования к нему
Учебное занятие по праву |
Комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности. |
Учитель права | обучаемые | юридическое содержание учебных курсов | система методов, приемов, средств обучения | цель и результат |
1. Знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция. 2. Педагогическое и методическое мастерство: а) умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым обучаемым; б)умение создать благоприятный психологический климат входе занятия, который бы способствовал выработке у учеников положительной установки на обучение; в) обладание юмором, умением ответить на любые вопросы. 3.Речь (ее темп, дикция, интенсивность, образность и эмоциональность, а также юридическая грамотность). 4.Стиль взаимоотношений учителя с учеником 5.Внешний вид педагога имеет большое значение в правовом обучении. | 1.Активность и самостоятельность в освоении юридического материала. 2.Уровень учебных умений и навыков. 3.Навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам). 4.Степень дисциплинированности и организованно-сти обучаемых. | 1.Научность правовой информации, ее достоверность. 2.Доступность материала определенному адресату. Мат-риал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых. 3.Актуальность изучаемых правовых понятий и их непос-редственная связь с жизнью. 4.Наличие новизны изучаемой правовой проблемы. 5.Оптимальность объема предложенной юридической ин-формации. | 1.Рациональностьи эффективность использования времени на уроках права. 2.Учет того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток 3.Наличие и эффективность использования наглядности и технических средств обучения праву. 4.Уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия. 5.Эффективность контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности. 6.Степень эстетического воздействия занятия на обучаемых. | 1.Степень конкретности, четкости, лаконичности постав-ленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должна быть конкретной и достижимой. 2.Необхо- димо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школь-ников. |