Проблемные задания

1. Существует точка зрения, согласно которой предлагается выделять три части культуры: материальную, духовную и интеракциональную, поскольку и материальные, и духовные культурные ценности созданы в процессе совместной деятельности людей, т.е. в результате интеракции [2].

При этом указывается, что в каждой из частей культуры целесообразно различать внешний и внутренний аспекты: внешний имеет вербальный и невербальный способы кодирования, а внутренний представляет собой не что иное, как «укоренённость» соответствующего элемента культуры в ценностной системе, актуальной для соответствующей культуры.

Выскажите свое отношение к приведенной точке зрения. Какое наполнение имеет внутренний и внешний аспекты, если характеризуют коммуникативную культуру?

2. Каким искажениям подвергаются в зарубежных изданиях славянские имена - людей, стран, городов, географических объектов и т.д.! Как вы считаете, может быть, стоит «потребовать» от представителей иных культур произносить и писать слова славянского происхождения по законам славянских языков? Какие закономерности межкультурной коммуникации будут при этом нарушены?

Приведите примеры «за» и «против» этой точки зрения.

3. Почему говорят: «Человек – это стиль»? Почему каждое художественное произведение на одну и ту же тему неповторимо? Докажите или опровергните данное высказывание.

4. В Китае существует отчетливая дифференциация для выражения понятия «Я» в зависимости от того, идет ли речь о гордости, самоутверждении или самоуничижении.

Скажите с какими трудностями сталкиваются китайцы в европейском культурном ареале? Предположите свои рекомендации для китайцев, которые хотят быстрее и успешнее адаптироваться к европейским культурным традициям.

5. Можно ли признать межкультурным общение между поколениями дедов и внуков? Ваши аргументы «за» и «против».

6. Известно, что жестика, мимика, проксемика представляют собой своеобразные субсистемы в определенной культуре. Следует ли тогда изучать эти субсистемы подобно тому, как изучаются системы иностранных языков?

Надо ли владеть инокультурными невербальными кодами так же адекватно, как и языковым кодом? Аргументируйте свой ответ.

7. Можно ли, опираясь на постулаты теории межкультурной коммуникации, объяснить, почему, несмотря на реальность наличия значительного количества барьеров, межкультурное взаимодействие все -таки имеет место вот уже на протяжении многих веков?


Вопросы для углубленного изучения

1. Слово «культура» имеет несколько значений:

§ возделывание, обрабатывание, разведение, уход;

§ воспитание, образование, развитие;

§ поклонение, почитание.

Приведите примеры для иллюстрации соответствующих значений. Могли бы вы привести иллюстрации изобразительного характера (скульптуры, картины, и т.д.)?

Верно ли утверждение о многозначности слова «культура» для русского языка? Можно ли считать объяснение семантики слова в толковом словаре определением научного термина? Вашим аргументы «за» и «против».

2. А.М. Панченко, размышляя о культуре сегодня, определяет культуру как «противостояние безобразному во всех областях». Он добавляет: «Мы утеряли веру, обычай общения с родственниками, свою одежду, кухню, искусство. История, в конце концов, это не только Парад Победы или блокада Ленинграда. История – это то, что я привык делать, как есть, как вести себя, это жизнь такого обыкновенного обывателя, как я» [9].

Поясните мысль А.М. Панченко. Согласны ли вы с его мнением? Почему?

3. Вам хорошо известна басня И.А. Крылова «Демьянова уха». Какие особенности культуры может обнаружить в данном художественном произведение внимательный специалист по межкультурному общению?

Подумайте и научно прокомментируйте действия Демьяна и его гостя.

4. Поразмышляйте, зачем представителю русской деловой культуры требуются знания о собственной культуре?

5. Степень прямоты во взаимоотношениях между людьми – готовность без обиняков высказывать свою точку зрения на любой предмет независимо от характера и условий общения, способность выражать антипатию и симпатию к собеседнику и т.д. – может также служить характеристикой деловой культуры. Согласны ли вы с этим?

Можно ли дифференцировать культуры по критерию «вежливость - грубость», «искренность- лживость»?

Почему в русской культуре часто говорят: «Сор из избы не выносят»? Проиллюстрируйте ваши рассуждения примерами.


ТЕМА 4. Вербальное и невербальное деловое общение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: