Маршрутная схема изучения дисциплины

Преподаватель: Зачиняева Е.Ф.

Кафедра: Педагогической психологии

Школа педагогики

Дисциплина: Психолингвистика

Специальность: Логопедия

Курс: IV, 7 семестр

Учебный год: 2013-2014

Название модуля, даты Название темы Самостоятельная работа студента
09.09.13 16.09.13 23.09.13 30.09.13 Лекция № 1 Тема: Определение психолингвистики как науки Семинарское занятие № 1 Тема: Общие сведения о психолингвистике Лекция № 2 Тема: Соотношение языка и речи как двух основных составляющих психики человека Семинарское занятие № 2 Тема: Соотношение языка и речи как двух основных составляющих психики человека 1. Подготовиться к экспресс-опросу:
  • Определение психолингвистики
  • Вклад различных ученых в создание психолингвистики
2. Законспектировать основные психолингвистические идеи В. Гумбольдта, А.А. Потебни, И.А. Бодуэна де Куртенэ, А. Куссмауля, Ф. де Соссюра, Л.В.Щербы - стр. 31 - … [2]. 3. Изучить параграфы 2 и 3 по учебному пособию В.П.Белянина и составить список вопросов (10) к прочитанному материалу [12]. 4. Составить глоссарий к данной дисциплине (список терминов в приложении). 1. Подготовить конспект работы Л.В. Щербы «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [7]. 2. Изучить дополнительный материал (Седов, Глухов о парадигме), подготовиться к обсуждению. 3. Изучить статью М.Б. Елисеевой «Классификация речевых ошибок детей с ОНР», уточнить понятия «референциальный, экспрессивный стили» [13]. 4. Подготовиться к экспресс-опросу:
  • Определение языка как системы и речи как деятельности. Языковая способность.
  • Языковые единицы. Их наиболее важные признаки.
  • Иерархическая структурная организация языка
  • Определение понятий «парадигматическая» и «синтагматическая система языка».
07.10.13 14.10.13 21.10.13 28.10.13 Лекция № 3 Тема: Теория речевой деятельности Семинарское занятие № 3 Тема: Теория речевой деятельности Лекция № 4 Тема: Теория речевой деятельности Семинарское занятие № 4 Тема: Теория речевой деятельности   1.Подготовиться к экспресс-опросу:
  • Определение речевой деятельности
  • Признаки речевой деятельности
  • Виды речевой деятельности
2. Изучить главу 3 монографии А.А. Леонтьева «Основы психолингвистической теории» и составить аннотацию по ее содержанию на 2 страницы (шрифт - 12, межстрочный интервал - 1).
  1. Подготовиться к экспресс-опросу:
    • Единицы речевой деятельности
    • Функции речи
  2. Подготовиться к обсуждению вопросов (на основе предложенных материалов в папке к семинару 4):
    • Отличия языка животных и человека
    • Обязательные и факультативные функции языка.
  3. Законспектировать статью М.А. Виноградовой «Особенности функций и форм речи у заикающихся дошкольников в трудных ситуациях речевого общения» [15].
  4. Познакомиться с текстом «Речевые навыки и умения», соотнести с методикой формирования речевых навыков и умений у детей с речевыми нарушениями, выписать основные характеристики речевых навыков и умений.
11.11.13 18.11.13 25.11.13 Лекция № 8 Тема: Виды и формы речевого высказывания Семинарское занятие № 8 Тема: Виды и формы речевого высказывания Лекция №5 Тема: Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности   1. Подготовиться к экспресс-опросу: · Основные формы внешней речи. 2. Изучить главу «Программы изучения разговорной речи», подготовиться к обсуждению [14]. 3. Подобрать в интернете дополнительную информацию о полилоге. 4. Подготовиться к терминологическому диктанту по глоссарию
02.12.13 09.12.13 16.12.13 23.12.13 30.12.13 Семинарское занятие № 5 Тема: Внутренняя речь как особый вид речевой деятельности Лекция № 6 Тема: Модель механизма порождения речевого высказывания Семинарское занятие № 6 Тема: Модель механизма порождения речевого высказывания Лекция № 7 Тема: Модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания Семинарское занятие № 7 Тема: Модель процесса восприятия и понимания речевого высказывания Необходимый минимум:
  • Конспект
  • Экспресс-опрос
  • Устный ответ -2
  1.Подготовиться к экспресс-опросу:
  • Особенности внутренней речи
2. Изучить статью Л.С. Выготского «Мысль и слово» в соответствии с предложенным планом. 3. По каждой части статьи выполнить кластер. 4.Представить схему порождения речи, предложенную Л.С. Выготским [1]. 1. Подготовиться к экспресс-опросу:
    • Этапы порождения речи по Леонтьеву А.А.
2. Составить графическую схему модели Леонтьева А.А. 3. Подготовить конспект главы «О механизмах построения связного грамматически оформленного высказывания» из работы Т.В. Ахутиной «Нейролингвистический анализ динамической афазии» [11]. Ответить на вопросы: - почему логопеду важно знать механизмы речи? - 3 уровня программирования речи (желательна схема); -какие компоненты речепроизводства описываются в статье Т.В. Ахутиной? 4. Составить таблицу «Нарушение уровней порождения речевого высказывания при различных видах речевой патологии» на примере дислалии, ринолалии, дизартрии, алалии, афазии 1. Подготовиться к экспресс-опросу:
  • Этапы восприятия речи по Цветковой Л.С.
и Жинкину Н.И. 2. Изучить главу 6 монографии А.А. Леонтьева «Основы психолингвистики», тезисно выписать основные выводы, подготовиться к обсуждению – текст знать хорошо. 3. Познакомиться с текстом В.П. Белянина (см. материалы для студентов).

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982-1984. – Т.2.

2. В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М., 2006. С. 33-41.

3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2003.

4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979.

6. Психолингвистика / Под ред. А. М. Шахнаровича. – М., 1976.

7. Психолингвистика в очерках и извлечениях / под ред. Головенкиной (уточните год издания и инициалы)

8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., 2000.

9. Чистович Л.А. Речь. Артикуляция и восприятие. – М., 1965.

10. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. — М., 1974

11. Ахутина Т.В. «Нейролингвистический анализ динамической афазии»

12. Белянин В.П. Психолингвистика. – М., 2004.

13. М.Б. Елисеева Классификация речевых ошибок у детей с ОНР // журнал «Логопед», 2006 – 1. – диск на кафедре.

14. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – есть электронный вариант.

15. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. Выходные данные М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2001 Объем 256 c. – в фондах ДВГУ.

16. Баскакова И.Л. Глухов В.П. Практикум по психолингвистике / Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: