Критерии оценивания на экзамене:
3 – безупречное знание вопросов № 1,3,6,13,16,19 + наличие всех письменных работ;
4 – безупречное воспроизведение материала лекций; студент демонстрирует полное понимание излагаемого материала;
5 – материал лекций подкрепляется текстами изученных монографий.
1. Определение психолингвистики как науки. Предмет, объект, задачи психолингвистики. Связь с другими науками. Значение для логопедии.
2. Краткие исторические сведения о становлении психолингвистики как отдельной отрасли научного знания.
3. Соотношение языка и речи как двух составляющих психики человека.
4. Определение языка как «системы общественно выработанных средств» осуществления речевой деятельности. Процессуальный подход к изучению системы языка.
5. Структурно-классификационный подход к изучению языка. Языковые единицы.
6. Уровневое строение языка. Определение понятий «парадигматическая» и «синтагматическая система языка». Какие закономерности внутреннего строения системы языка они отображают?
|
|
7. Определение речевой деятельности как одного из видов деятельности человека.
8. Сформулируйте основные постулаты психолингвистической теории, изложенные А.А. Леонтьевым в книге «Основы психолингвистики».
9. Особенности общего строения речевой деятельности. Основные фазы речевой деятельности, их характеристика.
10. Характеристика основных видов речевой деятельности.
11. Операциональная структура речевой деятельности. Определение понятий «речевое действие» и «операция». Основные речевые действия и виды операций, реализующих речевую деятельность. Определение понятий «навык» и «умение». Охарактеризуйте речевые навыки.
12. Охарактеризуйте основные функции речи.
13. Внутренняя речь как вид речевой деятельности. Назовите и охарактеризуйте основные специфические качества внутренней речи по концепции Л.С. Выготского – А.Р. Лурии – А.А. Леонтьева.
14. Особенности формирования внутренней речи в онтогенезе (взгляды Ж. Пиаже, Л. Выготского).
15. Теория Н.И. Жинкина об особых кодах внутренней речи и кодовых переходах.
16. Модель порождения речевого высказывания, разработанная А.А. Леонтьевым (этапы и составляющие их операции). Раскройте основные положения психолингвистической модели порождения речи, разработанной А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной.
17. Модель порождения речевого высказывания, разработанная Л.С. Выготским (этапы и составляющие их операции).
18. Психолингвистическая характеристика процесса восприятия и понимания речевого высказывания.
19. Модель восприятия и понимания речевого высказывания по Л.С. Цветковой.
20. Виды внешней устной речи.
21. Психолингвистическая характеристика письменной речи.