Младенец и маленький ребенок чувствуют страх непосред-
ственно и ведут себя в полном соответствии с этим чувством.
Но по прошествии времени даже внешние проявления страха
могут стать предметом порицания со стороны невротических
родителей («Перестань рыдать. Ты же знаешь, что тут нечего
бояться»), и ребенок начинает отрицать и вытеснять страх, ко-
торый занимая свое место в первичном резервуаре, усиливает
напряжение. Этот вытесненный страх означает, что человек
теряет способность действовать прямо и адекватно своим чув-
ствам. Он должен отныне изобретать объекты страха (негры,
солдаты и т.д.) для того, чтобы сфокусировать и упорядочить
свои чувства, чтобы облегчить напряжение. Только в том слу-
чае, если мы заставим страдающего неврозом пациента прочув-
ствовать, но ни в коем случае не вытеснить свой первичный
страх, мы сможем помочь ему понять устрашающее его чувство.
Здесь находится та точка, где мы вводим пациента в его страх и
выводим его оттуда, чтобы он смог пережить свою первичную
|
|
боль.
Исследование, о котором сообщил в «Psychology Today»
(июнь, 1969) Мартин Зелигман как раз посвящено идее ранне-
го потрясения. Зелигман, среди прочего, приводит описание
опыта РЛ. Соломона, в котором собак связывали и били элек-
трическим током. После этого собак помещали в двухкамер-
ную клетку, где они могли научиться избегать удара током, про-
сто перепрыгнув через низкий барьер, разделявший клетку (в
одной пол проводил ток, в другой — нет). Было обнаружено,
что если собаку вначале били током в связанном виде, когда
она не могла избежать этого, то потом в поведении этого жи-
вотного наблюдалась странность — в последующих экспери-
ментах, когда у собаки была возможность прекратить боль, всего
лишь перепрыгнув через разделительный барьер, она, тем не
менее, оставалась на месте, пока ее не вытаскивали силой. Дру-
гие собаки, которые не подвергались первичному воздействию
тока в связанном виде (то есть, не были беспомощны) легко
научились избегать боли, прыгая через барьер. Во многих от-
ношениях маленький ребенок накрепко привязан к безвыход-
ной ситуации, когда получает травму, и очень похож на ту свя-
занную собаку. Ребенок точно также не может ничего сделать с