Артур Янов

Младенец и маленький ребенок чувствуют страх непосред-

ственно и ведут себя в полном соответствии с этим чувством.

Но по прошествии времени даже внешние проявления страха

могут стать предметом порицания со стороны невротических

родителей («Перестань рыдать. Ты же знаешь, что тут нечего

бояться»), и ребенок начинает отрицать и вытеснять страх, ко-

торый занимая свое место в первичном резервуаре, усиливает

напряжение. Этот вытесненный страх означает, что человек

теряет способность действовать прямо и адекватно своим чув-

ствам. Он должен отныне изобретать объекты страха (негры,

солдаты и т.д.) для того, чтобы сфокусировать и упорядочить

свои чувства, чтобы облегчить напряжение. Только в том слу-

чае, если мы заставим страдающего неврозом пациента прочув-

ствовать, но ни в коем случае не вытеснить свой первичный

страх, мы сможем помочь ему понять устрашающее его чувство.

Здесь находится та точка, где мы вводим пациента в его страх и

выводим его оттуда, чтобы он смог пережить свою первичную

боль.

Исследование, о котором сообщил в «Psychology Today»

(июнь, 1969) Мартин Зелигман как раз посвящено идее ранне-

го потрясения. Зелигман, среди прочего, приводит описание

опыта РЛ. Соломона, в котором собак связывали и били элек-

трическим током. После этого собак помещали в двухкамер-

ную клетку, где они могли научиться избегать удара током, про-

сто перепрыгнув через низкий барьер, разделявший клетку (в

одной пол проводил ток, в другой — нет). Было обнаружено,

что если собаку вначале били током в связанном виде, когда

она не могла избежать этого, то потом в поведении этого жи-

вотного наблюдалась странность — в последующих экспери-

ментах, когда у собаки была возможность прекратить боль, всего

лишь перепрыгнув через разделительный барьер, она, тем не

менее, оставалась на месте, пока ее не вытаскивали силой. Дру-

гие собаки, которые не подвергались первичному воздействию

тока в связанном виде (то есть, не были беспомощны) легко

научились избегать боли, прыгая через барьер. Во многих от-

ношениях маленький ребенок накрепко привязан к безвыход-

ной ситуации, когда получает травму, и очень похож на ту свя-

занную собаку. Ребенок точно также не может ничего сделать с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: