Первичный крик 65

символическое выражение подавленного чувства) связывает

напряжение так сильно, что невротик даже не догадывается о

существовании этого напряжения*. Различие между страхом и

тревожностью заключается в контексте, а не в физиологичес-

ких механизмах. Физиологические процессы возникновения

страха и тревожности могут быть идентичными, но при страхе

человек реагирует на представленную, конкретную ситуацию,

а при тревожности он реагирует на прошлое событие так, слов-

но оно происходит в настоящем. В тот момент, когда напряже-

ние начинает ощущаться как тревожность, человек обычно об-

ращается к психотерапевту.

Настоящий страх возникает тогда, когда создается реаль-

ная угроза жизни. Его возникновение не сопровождается раз-

витием напряжения или притуплением чувств. При реальном

страхе организм всерьез готовится к столкновению с реальной

же угрозой. Первичный ранний страх, напротив, притупляет

чувства, так как это катастрофический испуг. Первичный страх

остается в мозгу только потому что там застревает также и пер-

вичная боль (они меня не любят). Это означает, что старая уг-

роза остается и продолжает нависать над пациентом, превра-

щая страх в тревогу. Тревога — это старый страх, вытесненный

из сознания, отключенный от него, так как осознание его оз-

начает появление катастрофической невыносимой боли (более

подробно этот вопрос мы обсудим в главе о страхе). Реакция на

несущийся на нас грузовик — это подлинный реальный страх.

Ощущение же того, что грузовик мог нас переехать — это тре-

вога.

* Вполне вероятно, что в самом раннем периоде жизни маленький

Ребенок не может различать психическое и физическое поражение вслед-

Ствие недостаточной зрелости своего понятийного аппарата, эти незре-

Лые способности не дают ему возможности проводить тонкое различе-

Ние между психической и физической болью. К тому времени, когда он

Научится это делать, вполне возможно, его первичная боль уже окажется

Прикрытой неврозом. Например, младенец не может осознать, что его

Унижают, он лишь чувствует себя неуютно, когда родители говорят ему

Определенные вещи определенным тоном. В таком случае, следователь-

Но, ребенок переживает недифференцированную боль. Только позже, во

Время сеансов первичной терапии он впервые осознает и почувствует эту

Боль и осмыслит ее значение.

3 — 849


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: