внутренней «смерти» делает в глазах невротика чужую смерть
менее реальной и, поэтому, не столь устрашающей.)
Нормальный человек чувствует в других людях биение жиз-
ни. Он может быть тактичным, но не из внутреннего затаенно-
го лицемерия, но потому, что способен чувствовать боль дру-
гого человека. Он сознает всю глубину чувств, которые может
испытывать другой.
Нормальный человек чувствителен в истинном смысле это-
го слова. Он живо откликается на нужды и побуждения других
не только умом, но всем своим существом, всем своим орга-
низмом, в котором его ум и тело в равной степени испытывают
воздействие внешних стимулов. Я бы отделил ментальную не-
вротическую чувствительность от открытости нормального че-
ловека. Я хочу особо разъяснить этот пункт, потому что есть
много весьма проницательных невротиков, которые очень точ-
но разбираются в личностях окружающих их людей. Но они,
как мне думается, не могут прочувствовать ситуацию, в кото-
рой находятся, так как не испытывают, а разыгрывают отвер-
|
|
гаемые и отрицаемые ими чувства. Так, например, какой-ни-
будь блистательно образованный человек может, сидя за обе-
денным столом в обществе рассуждать о каких-то философс-
ких проблемах. Он превосходно понимает уровень слушателей,
но он не понимает, что навязывает им тему разговора. Он слиш-
ком занят выплескивая свою потребность во внимании и при-
знании собственной важности. Вот почему психотерапевт, по-
мимо того, что он должен учиться воспринимать оттенки лич-
ности других людей, просто обязан быть душевно здоровым
человеком. Если же он сам не здоров, то начинает выказывать
лишь свою потребность в признании своей необходимости,
например, для пациентов, чем сводит на нет любую пользу, ка-
кую могли бы принести больным его глубокие знания.
Нормальный здоровый человек не страдает от «предвкуше-
ний и ожиданий», которые помогают ему убегать от пустоты
настоящего. Один пациент сказал мне: «Раньше я рассуждал так:
я не хочу быть богатым, потому что богатые, должно быть, очень
несчастные люди. У богатых есть все, что они хотят, следова-
тельно им нечего ожидать, им нечего предвкушать. Теперь-то я