что-то важное и истинное в понимание невроза. Если верна
одна теория — а я считаю, что идеи первичной теории верны —
то другие подходы не верны. Если я скажу, что невроз — это
символическое разыгрывание закрытых чувств и что мы можем
устранить невроз, вскрыв чувства, и если вы раскрываем чув-
ства и уверенно и предсказуемо устраняем невротическое ли-
цедейство, то, тем самым, мы подтверждаем правоту нашей ги-
потезы. Думаю, что причина того, что нам приходится мирить-
ся с великим множеством теоретических воззрений на психо-
логию, кроется в том, что у нас нет предсказательных теорий.
Отсутствие бесконечного количества способов объяснения
человеческого поведения может вызвать неприятие у многих.
Либеральная традиция заставляет верить в то, что у всякой про-
блемы может быть множество граней, и что никто не может быть
единоличным обладателем истины в последней инстанции. Та-
кие люди почему-то не подвергают сомнению физические зако-
ны, управляющие природой электричества, которое освещает и
|
|
обогревает их дома, но они же думают, что организм человека
слишком сложен, чтобы подчиняться научным законам. Принять
правильный ответ — значит, прекратить блуждать в поисках ис-
тины. Но мы гораздо комфортнее чувствуем себя в борьбе.
Некоторые из нас предпочитают вечно жить в утопической
стране невроза, где ничто не может быть абсолютной истиной,
и именно ее отсутствие может увести нас от других личностных
истин, которые могут оказаться весьма болезненными. Невро-
тик сделал ставку на отрицание истины, и именно с этим нам
приходится сталкиваться, когда мы утверждаем, что отыскали
истину. Отыскать истину — это значит обрести свободу. Это
значит, кроме того, устранить невротический выбор, каковой,
по сути своей, является рационализированной анархией. Не-
вротик, который желает видеть все стороны, часто не может
поверить, что способен добраться непосредственно до того, что
является правдой — не моей, а его собственной. Ему для этого
надо совершить путешествие всего лишь внутрь себя, а это го-
раздо ближе, чем Индия.
Наука есть поиск истины, что не исключает, однако и ее
нахождение. Очень часто в общественных науках мы доволь-
ствуемся статистическими истинами, а не истинами человечес-