Наглядное обобщение

Особенности наглядного обобщения у глухих детей в раннем детстве и в дошкольном возрасте

Наблюдения за глухими детьми в возрасте двух-трех лет и за педагогической работой, которая проводится с ними в семье и в специальных детских учреждениях, не оставляют сомнения в том, что они, как и слышащие дети, правильно обобщают одно­родные предметы, отличающиеся теми или иными свойствами. Они правильно обобщают в быту разные по своим свойствам предметы одежды, посуду, мебель и т. д. Это проявляется в адекватном характере деятельности, выполняемой с предме­тами.

В игровой и учебной работе дети правильно обобщают игруш­ки и учебные пособия. Выделив глаза, нос, рот, волосы у куклы, показывают их у себя, у других детей, у учительницы. При обу­чении глухих детей 2—3 лет речи им показывают однородные предметы и действия и называют их. Сообщенное название дети переносят на предметы и действия этого же рода, обладающие несколько иными свойствами и особенностями. Переносят их также на изображение этих предметов и действий и т. д.

На примере одного экспериментального исследования (Ж. И. Шиф, 1962) покажем основные направления в развитии нагляд­ных обобщений у не владевших речью глухих детей начиная с раннего детства. Это исследование было посвящено изучению того, как эти дети обобщают предметы по цвету и как группи­руют оттенки цвета. 25 цветных карандашей красного, синего, фиолетового, оранжевого и коричневого цвета, представленные темными и светлыми оттенками, аккуратно лежали на детском столике в случайной последовательности на листе белой бумаги (рис. 27). Экспериментатор ставил на стол стакаш, вынимал из «разноцветного коврика» красный карандаш, вкладывал его в стакан и жестом предлагал ребенку положить туда такие же карандаши.

Дети двух с половиной и трех лет перекладывали со стола в бокал все карандаши подряд. С трудом они начинали понимать, что нужно отбирать карандаши по цвету, только если это про­делывали вместе с ними. Отбор ко второму образцу—к каран­дашу синего цвета—проходил у этих детей обычно успешнее: сказывалась роль обучения выполнению первого задания. Одна­ко, начав отбирать по цвету, дети часто утрачивали принцип от­бора и вкладывали в стакан карандаши любого цвета. Оставляя в стороне случаи, когда дети отходили от выполнения задачи, можно отметить, что в возрасте от двух лет пяти месяцев до трех лет трех месяцев дети подбирали к красному образцу в среднем 11 карандашей из 25, тогда как в наборе имелось лишь четыре красных карандаша. Объединяли карандаши красного, розового,


P и с. 27. Подбор карандашей по оттенкам цвета (см. Приложение).

оранжевого и коричневого цвета; к синему образцу они отбирали в среднем восемь карандашей синего, голубого, фиолетового и иногда коричневого цвета. Отбор был широким: объединялись карандаши нескольких смежных по спектру цветов, в известной мере сходные между собой.

Деятельность глухих детей очень близка к тому, что извест­но о слышащих трехлетках, с которыми аналогичная работа ве­лась на цветных табличках. Обе группы детей вначале стреми­лись манипулировать или играть предложенным материалом. От­бирать по цвету и слышащие, и глухие дети начинали с трудом и осуществляли широкий отбор различных оттенков двух-трех смежных по спектру сходных цветов. Ни у тех, ни у других не бы­ло попыток сличать отбираемые оттенки с образцом или искать близкое сходство с ним. Следует отметить, что во всех случаях и слышащие, и глухие дети раннего возраста отграничивали цве-та «теплой» части спектра от цветов его «холодной» части и не объединяли их. Они выделяли общее в красных и оранжевых оттенках, с одной стороны, в синих и фиолетовых—с другой, что соответствует объективной природе этих цветовых тонов и одновременно свидетельствует о недостаточном дифференциро­вании красных оттенков от оранжевых, синих от фиолетовых.


У глухих детей 4 лет была тенденция отбирать вначале ка«рандаши, наиболее похожие на образец, потом менее сходные с ним. Выбирая карандаш, подносили его к образцу, сличали с ним. Но их обобщение оставалось по-прежнему столь же широ ким, как у трехлетних.

У слышащих детей 4 лет избирательный характер отбора был выражен сильнее, чем у глухих; прибавим, что их обобщение бы­ло несколько уже по объему, преобладали оттенки того же цвета, что образец, и смежные с ним. В этом отношении они на­чинали опережать своих глухих сверстников.

У глухих детей происходят существенные изменения в харак­тере обобщения к 5 годам. Подбор к красному образцу начинал­ся обычно с того, что ребенок внимательно искал наиболее по­хожий на него карандаш, по нескольку раз переводя взор от об­разца к карандашам, среди которых надо было отбирать. Почти все из участвовавших в эксперименте детей отбирали к красному образцу один-два карандаша того же цвета, близкие к нему по светлоте и насыщенности; их обобщение было вначале дифферен­цированным и узким. Лишь после небольшой паузы они добира­ли остальные карандаши красного цвета, а затем, в строгой по­следовательности, карандаши оранжевого, розового и, редко, ко­ричневого цвета. Их деятельность распадалась на две части, бы­ла, так сказать, двухактна. Вначале они выполняли узкие обоб­щения оттенков того цвета, который был представлен образцом, затем — родственных цветов. Такая последовательность прида­вала отбору системность и отличалась от широкого, бессистем­ного обобщения детей более раннего возраста. У глухих детей 6 и 7 лет первые этапы обобщения цвета оказались еще более узкими и дифференцированными, но характер последующего ши­рокого обобщения остался таким же, как у детей-пятилеток.

Сравнивая глухих детей в возрасте 5—7 лет с их слышащими сверстниками, легко было увидеть, что для тех и других харак­терно было сужение обобщения по объему и дифферен­цирование его по содержанию, что проявилось в обоб­щении оттенков только одного цвета, а не нескольких смеж­ных цветов.

На протяжении дошкольного возраста у глухих детей проис­ходит усложнение характера обобщения. Глухие дети 2,5—3 и даже 4 лет владели лишь одним способом обобщения цвета, недифференцированным по содержанию и потому широким по объему. У небольшой части глухих 4 лет и у всех детей 5 лет обобщение состоит из двух взаимосвязанных фаз или ступеней. На первой ступени они выполняют узкие по объему диф­ференцированные обобщения, отбирая оттенки того же цвета, что и образец, близкие к нему по светлоте. На второй ступе н и их обобщения расширяются по объему, так как дети обобща­ют полноцветные оттенки смежных цветов, а не отделяют их друг от друга, не относят к разным категориям.


У слышащих детей начиная с 5—6 лет наряду с узким обоб­щением оттенков одного цвета повляется широкое обобщение, которое принципиально отличается от широкого обобщения у глухих тем, что его объем ограничен оттенками одного цвета — одной категории, почему его можно назвать категори­альным обобщением. Начиная с 5—6 лет слышащие дети все реже обобщают оттенки смежных цветов, но все шире и полнее обобщают различные по светлоте и насыщенности оттенки одно­го цвета. Этой ступени обобщения у глухих детей не пришлось наблюдать до тех пор, пока они не начинали пользоваться речью.

Наличие трех ступеней обобщения—симптом развития наг­лядного мышления, свидетельствующий об усложнении и обо­гащении обобщающей деятельности детей. Эти прогрессивные возможности развития оказываются в известной мере задержан­ными у глухих детей.

Роль речи в развитии наглядных обобщений глухого ребенка

Наблюдения и экспериментальные исследования показали, что правильное узкое обобщение имелось у глухих детей 5 лет, совершенно не владевших названиями цвета, и у тех, кто поль­зовался словом красный (для обозначения красных и оранже­вых тонов) и словом синий (для обозначения синих и фиолето­вых). Хотя дети называли смежные цвета одинаково, но, осу­ществляя узкое обобщение, они не отбирали к красному образ­цу оранжевых, а к синему фиолетовых оттенков.

На ряде фактов можно доказать, что развитие узкого нагляд­ного обобщения цвета связано с успехами практической позна­вательной деятельности глухих детей. Оно не зависит от усвоения названия цвета, но, напротив, служит основанием успешного ов­ладения ими, а также ограничивает неправомерно широкое ис­пользование приобретенных названий.

Отсутствие речи весьма ощутимо сказывается на возможно­сти глухих детей выполнять категориальные обобщения цвета. Для обозначения цвета слышащие пользуются словами разной меры общности, т. е. и названиями отдельных цветов, и обозна­чениями темный и светлый (более широкими по объему и содер­жанию, чем названия отдельных цветов). Сочетание их друг с другом позволяет уточнить, т. е. более специфично назвать каждый оттенок цвета и вместе с тем подводит к обобщению: слово красный является общим компонентом названия многооб­разных темно-красных и светло-красных оттенков, т. е. помога­ет выделить общее в различном. Когда слышащий ре­бенок овладевает указанной выше системой обозначения цвета, у него появляется (средство преодолеть ошибочное обобщение сходных смежных цветов, которое уступает место категориаль­ному обобщению. Этот процесс начинается у слышащих детей


с 5 лет и раньше и завершается в большинстве случаев к концу дошкольного возраста.

У глухих детей развитие категориальных обобщений задер­живается отсутствием той системы словесных обозначений, ко­торая помогает слышащему дошкольнику преодолеть обобще­ние смежных цветов. Постепенное развитие узких наглядных обобщений цвета у глухих детей является необходимым, но не­достаточным условием формирования категориальных обобще­ний. Противоречивые отношения между появлением узких обоб­щений и тем, что глухие дети по-прежнему производят широкие обобщения оттенков смежных цветов и не осуществляют кате­гориальных обобщений оттенков одного цвета, обостряются на протяжении дошкольного возраста. Это свидетельствует о за­держках, которые происходят в развитии глухих детей, если обучение, в частности обучение речи, не поспевает за их разви­тием.

Если глухих детей начинают обучать речи только в школе,. возможность развития их категориальных обобщений цвета за­держивается на 5—6 лет и дети начинают осуществлять их толь­ко во II—III классе, когда научаются пользоваться такой систе­мой обозначения цвета, как светло-желтый, темно-зеленый и т. д,

Владение отдельными названиями даже многих цветов недо­статочно для возникновения категориальных обобщений. Для этого требуется владение словами разной меры общности в их взаимосвязи. Нельзя также думать, будто овладение первыми компонентами системы иерархических обозначений, присущей языку, сразу перестраивает закрепленные длительным опытом наглядные обобщения глухих. Перестройка происходит тем мед­леннее, чем сильнее закреплены наглядные обобщения. Позднее обучение речи сильно задерживает развитие категориальных обобщений глухих детей, у которых узкие обобщения успешна развиваются и «без языка». Поэтому раннее приобщение глухих детей к речи имеет принципиально важное значение для общего-хода их умственного развития.

На примере развития обобщения цвета было показано на­правление, в котором происходит развитие наглядного обоб­щения у глухих детей, показано, что является общим у них и у слышащих, и то особенное, что характеризует только глухих детей.

1. Для слышащих и глухих детей 2—3 лет характерно широ­кое по объему обобщение. Это относится не только к обобщениям по цвету, но и к обобщению предметов и непомерно широкому использованию их названий.

2. Благодаря успехам в познавательной деятельности у детей к 4,5—5 годам обобщения сужаются по объему.

Развитие наглядного обобщения цвета заключается в пере­ходе от широкого, недифференцированного обобщения к узко­му, дифференцированному обобщению, опирающемуся на сли


чение. Это направление в развитии обобщения характерно для обеих групп детей; глухие лишь незначительно отстают от слы­шащих.

Те же особенности проявляются и в группировке предметов, и в характере использования заученных детьми слов. Происходит уточнение и обогащение словаря детей, их не удовлетворяет оди­наковое называние сходных объектов.

3. Успехи в развитии наглядных обобщений связаны с разви­тием практической, умственной и речевой деятельности детей. У слышащих детей начиная с пятилетнего возраста благодаря влиянию языка на осуществление обобщения появляется катего­риальное обобщение оттенков одного цвета. У глухих детей име­ется задержка в появлении категориальных обобщений, связан­ная с их речевым недоразвитием. Своевременным и умело орга­низованным обучением речи она может быть у них сглажена.

Мы рассматривали столь подробно обобщение цвета, так как видим в нем упрощенную модель наглядного обобщения вооб­ще. Те же основные тенденции наблюдаются и при классифика ции и обобщении предметов. Категориальное обобщение предме­тов представляет для глухих детей известные трудности, хотя узкие «предметные» обобщения они осуществляют рано, до того как овладевают речью.

Особенности овладения многообразной системой обобщения предметов, присущей языку и чрезвычайно развивающей мысли­тельную деятельность глухих детей, будут освещены в связи с вопросом об усвоении значений слов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: