Шефство над госпиталями

Большую помощь госпиталям в уходе за ра­неными, их культурном обслуживании, обеспе­чении продуктами оказали шефы — почти все сочинцы.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего





Работники предприятий и учреждений города, домохозяйки, сотрудники госпиталей, школьни­ки, колхозники шефствующих районов Красно­дарского края в свободные от работы и учебы часы приходили и приезжали к раненым, прино­сили им свои скромные подарки, помогали пер­соналу госпиталей в ремонте помещений, уходе за ранеными, проводили концерты художествен­ной самодеятельности, писали раненым письма, читали газеты, книги. Их помощь в условиях не­хватки кадров, медикаментов и перегруженности госпиталей была особенно необходима и букваль­но спасала жизни сотен раненых.

В 1942-1943 гг. практически все предприятия и учреждения Сочи шефствовали над госпиталями. Они оказывали разнообразную помощь — от снабжения инвентарем, продуктами питания до индивидуального шефства.

В 1943 г. на промкомбинате была создана ко­миссия по оказанию помощи госпиталю № 2124, которая планировала и направляла всю шефскую работу предприятия. Почти все работницы часто посещали госпиталь. Они дежурили у постелей раненых ночью и днем, помогали персоналу в ухо­де за ними. Иногда женщины брали с собой пате­фон или баян и устраивали импровизированные концерты. В швейной мастерской госпиталя шефы шили матрацы, простыни, полотенца, чинили обмундирование. Парикмахеры из комбината в свои выходные дни обслуживали раненых.

За 1943 г. сотрудники госпиталя № 2133 пере-


дали раненым 317 кисетов, 691 мундштук, 1000 конвертов, 850 платков, 1190 пачек табака, 320 кг орехов, 2600 кг фруктов и многое другое. Все это они изготавливали собственными руками или приобретали на свои личные средства.

Все школы города также шефствовали над гос­питалями. Школьники выступали с концертами художественной самодеятельности, собирали в лесу самшитовый мох для набивки матрацев, ле­карственные растения, дикие фрукты.

В летние и осенние месяцы 1944—1945 гг. в Сочи поступали вагоны с продуктами из шефствующих районов. Большое количество овощей, фруктов, картофеля, мяса, яиц, солений, сухофруктов по­зволило организовать разнообразное питание раненых. И таким путем в госпиталях в годы вой­ны были практически ликвидированы все труд­ности по обеспечению продуктами лечившихся воинов. Об этом же свидетельствуют, например, данные о калорийности пищи раненых. В 1944— 1945 гг. она значительно повысилась — по срав­нению с предыдущими годами, и блюда стали более разнообразными.

Жители Сочи не жалели ни сил, ни средств для того, чтобы в госпиталях раненые быстрее по­правлялись, полностью восстанавливали свое здо­ровье. И это был их вклад в достижение Победы.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


       
   
 
 

В

1967 г. в Сочи открылась первая детс­кая художественная школа. Со дня ее основания и до последних лет жизни директором школы был Александр Иванович Пахомов.

Многие сочин­цы помнят его как активного де­ятеля городского комитета защиты мира. Иначе и быть не могло — цену жизни А.И. Пахомов знал как никто другой: он прошел все муки ада трех фашист­ских концлаге­рей. Последний — Цейтхайн — в самой Германии. Несмотря на

невыносимые условия и постоянную смертель­ную опасность разоблачения, в лагере действо­вала подпольная группа Сопротивления, в ко­торую входил А.И. Пахомов. Под­польщики чертили карты для тех, кто решил бежать, рас­пространяли стихи лагерного поэта В. Дударева, вы­пускали подполь­ные листовки. А.И. Пахомов, до войны окончивший худо­жественное учили­ще, изображал эпи­зоды лагерной жиз­ни в рисунках. Ри­совал, хотя знал — это смертельно опасно, знал, что ждет его, если об­наружат хоть один листок, хоть один


портрет, например узника, который бежал из страшного плена, был пойман, приговорен к повешению и снова бежал...

Часть своих рисунков А.И. Пахомов снова увидел лишь через семнадцать лет, когда встретил товарища по лагерному подполью В. Ткаченко. Вместе с группой военнопленных, рассказал В. Ткаченко, его перебросили в дру­гой лагерь. А перед тем подпольщики пере­дали ему пакет с рисунками А.И. Пахомова, взяв с него клятву, что он любой ценой дос­тавит их через линию фронта, на Родину.

Советская Армия решительно наступала. Уже близок был час падения Берлина. Спасе­ны были тысячи узников концлагерей. Радо­вался до слез своей свободе и хранитель па-хомовского лагерного альбома рисунков В. Ткаченко. Он рассказал, что сохранил их, привязав к обеим ногам. Ноги были так худы, что при обыске рисунков не нашли. Так со­хранились эти документальные свидетельства преступлений фашизма. "Это не должно по­вториться", "Фашистский лагерь смерти — глазами художника" — под такими названия­ми проходили выставки уцелевших работ А.И. Пахомова в Сочи, в других городах стра­ны. В издательстве "Советская Россия" выш­ла документальная повесть художника "Ри­сунки кровью".


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Г

оспитальная база свернула работу в 1946 г. В трудных условиях послево­енной разрухи государство нашло воз­можность выделить средства для восстановле­ния курорта.

В феврале 1945 г. вышло постановление пра­вительства "О неотложных мерах по восстанов­лению курорта Сочи — Мацеста и проведению берегоукрепительных работ". В годы войны пляжная полоса курорта была практически раз­рушена, а курорт без пляжа существовать не мо­жет. В городе создалась строительная организа­ция "Сочиспецстрой" (1945 г.), основной зада­чей которой являлось восстановление пляжной полосы и проведение берегоукрепительных ра­бот. Пляжи защищались от разрушающего воз­действия штормовых волн системой бун и вол­ноломов. Галечная полоса, подверженная абра­зии, пополнялась и наращивалась за счет отсып­ки инертных материалов. В этот период сфор­мировалась набережная от курортной поликли­ники № 1 до гостиницы "Приморская" с благо­устроенными спусками к морю, беседками и ви­довыми площадками. Одновременно восстанав­ливались санатории, пансионаты, курортные по-


ликлиники, благоустраивались улицы, парки, скверы. Осуществлялась коренная реконструк­ция бальнеологического хозяйства Мацесты.

К 1947 г. в Сочи функционировало 45 санаторно-курортных учреждений с коечной емкостью 6 тыс. мест. Полностью довоенный уровень курорта был восстановлен в начале 50-х гг. (свыше 9 тыс. мест).

В середине 50-х гг. строятся новые санатории: "Волна", "Чайка", "Кудепста", "Мацестинская долина", "Металлург" и др.

Одновременно расширяется инфраструктура города: модернизируются предприятия местной и пищевой промышленности, на месте старых бара­ков появляются новые благоустроенные жилые кварталы, строятся здания вокзалов — железнодо­рожного (1952 г., архитектор А.Н. Душкин) и мор­ского (1955 г., архитектор К.С. Алабян).

Однако в конце 50-х гг. складывались условия, отрицательно влияющие на дальнейшее развитие санаторно-курортной отрасли. Здравницы города находились в ведении 32 различных министерств и ведомств. С ведомственной раздробленностью хозрасчетных санаториев (кроме детских и тубер­кулезных), домов отдыха, курортных поликлиник и пансионатов было покончено в 1960 г. Тогда большинство санаториев было переведено в веде­ние профсоюзов. В результате улучшилась мате­риально-техническая база здравниц, расширился социальный состав отдыхающих.

Всю работу санаторно-курортных учреждений города координировал Сочинский территориаль­ный совет по управлению курортами профсоюзов.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


Он осуществлял контроль за капитальным строи­тельством в санаториях, их научной и хозяйствен­ной деятельностью.

В конце 40-х — начале 50-х гг. проводилась боль­шая научно-теоретическая и практическая работало изучению ресурсов сульфидных вод. Исследования велись под руководством ведущего гидрогеолога ку­рорта В.М. Куканова. В результате произведенных работ было доказано, что запасы мацестинских вод практически неисчерпаемы. Это открывало перед курортом перспективу дальнейшего развития.

Главным научным центром на курорте являлся Научно-исследовательский институт курортологии и физиотерапии. Его деятельность была направле­на на изучение возможностей природных лечебных факторов для профилактики и лечения различ­ных заболеваний. Ученые института осуществля­ли руководство научно-практической работой врачей курорта.

Научные рекомендации и лечебные методики института широко применялись в базовом сана­тории им. С. Орджоникидзе, а затем внедрялись в другие здравницы города.

В начале 60-х гг. проводилась лечебная специа­лизация санаториев. Это позволило улучшить ка­чество лечения. Так, старейший санаторий города "Кавказская Ривьера" специализировался по лече-


нию ранений ветеранов войны; санаторий им. Ки­рова являлся методическим центром курорта по организации лечебного питания, здесь же позднее было открыто отделение по лечению глазных за­болеваний. Санаторий "Радуга" специализировал­ся по лечению кожных заболеваний, санаторий "Правда" — по лечению заболеваний нервной си­стемы и т.д.

Важную роль в обеспечении отдыха и лечения на курорте играли пансионаты. Большинство из них располагало собственной лечебной базой и являлось лечебно-оздоровительными учреждени­ями санаторного типа. Курс курортного лечения отдыхающие могли пройти и в курортных поли­клиниках, которые функционировали во всех рай­онах. Было принято во внимание и увеличение количества неорганизованных отдыхающих на курорте. Начало развиваться гостиничное хозяй­ство. В 60-е гг. вводятся в эксплуатацию гостини­цы: "Ленинград", "Кубань", "Сочи", "Хоста", "Магнолия", "Кавказ", "Горизонт", "Бирюза", "Прибой", а несколько позднее — "Камелия", "Чайка", "Жемчужина", "Москва", "Дагомыс".

К 1960 г. ежегодное количество лечившихся и отдыхавших на курорте приблизилось к 500 тыс. человек, что потребовало новых подходов к реше­нию проблем развития курорта. В феврале 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР границы города значительно расширились. Теперь Сочи включал в себя 4 административно-террито­риальных района: Лазаревский, Центральный, Хостинский и Адлерский. Общая площадь соста­вила 3505 км2.

В1967 г. был разработан второй генеральный план развития города-курорта на 1967-1992 гг. Предусмат­ривалось увеличить единовременную емкость курор­та с 42 до 200 тыс. мест, сделать курорт круглогодич­ным, расширить его возможности в лечении и отды­хе детей, максимально использовать все рекреа­ционные факторы. План предполагал строительство


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


8 курортных комплексов по побережью и горного курорта в Красной Поляне. Из намеченного удалось создать объединение пансионатов на курорте "Ад­лер" (ныне ЗАО "Санаторно-курортное объедине­ние "Адлеркурорт"), один из крупнейших оздоро­вительных комплексов в стране. В основном силами различных ведомств строились отдельные санато­рии, пансионаты, дома отдыха. Так, в конце 70-х — начале 80-х гг. появились комфортабельные здрав­ницы: "Светлана", "Нева", "Актер", "Ставрополье", "Зори России", "Юность" и др.

В конце 80-х гг. город принимал на отдых и лече­ние около 5 млн. человек ежегодно, в том числе свы­ше 200 тыс. иностранных граждан. Бальнеофизио­терапевтическое объединение "Мацеста" в 9 ван­ных зданиях отпускало свыше 18 тыс. процедур ежедневно. В городе функционировало более 200 санаторно-курортных учреждений на 90 тыс. мест.

Ситуация на курорте резко изменилась в начале 90-х гг. в связи с политическими и экономическими преобразованиями в стране. Коренные изменения произошли в структуре санаторно-курортных уч­реждений, изменились собственники здравниц. Мно­гие санатории профсоюзов стали акционерными обществами закрытого и открытого типа. Поменя­лись и собственники ведомственных санаториев, появились новые здравницы. Так, санаторий "Крас-машевский" является здравницей красноярских ма­шиностроителей, санаторий "Заполярье"—Нориль-


ского горно-металлургического комбината, санато­рий "Россия" — нижегородских автомобилестрои­телей, санаторий "Юг"—предприятия "Астрахань-газпром", санаторный комплекс "Одиссея — Лаза­ревское" — РАО "Газпром" и т.д.

Продолжают сохранять свою репутацию и старей­шие санатории города: "Металлург", Центральный военный санаторий, им. Фрунзе, им. С. Орджоникид­зе, им. Дзержинского. Один из самых популярных в России — курортный комплекс "Русь".

Наряду с оснащением здравниц новейшим ле­чебным оборудованием большое внимание уделя­ется реконструкции санаториев, повышению ком­фортности номеров. В городе работают и детские санаторно-оздоровительные учреждения: им. Се­машко, "Голубая дача", "Смена", "Юность", "Ку-депста", "Горный воздух". Здравницы специали­зируются на лечении различных недугов: детско­го ревматизма, заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, пище­варительного тракта, заболеваний кожи и др.

Несмотря на сложную экономическую ситуа­цию, курорт изыскивает средства для отдыха и ле­чения ветеранов и инвалидов войны и труда, лиц пожилого возраста.

В середине 90-х гг. число курортников, ежегод­но приезжающих на отдых и лечение в Сочи, со­ставляло 300 тыс. человек, а в 2000 г. — 1 млн. 456 тыс. человек.





СОЧИ: страницы прошлого и настоящего






М

ихаил Михайлович Шихов родил­ся в 1897 г. в с. Петрокамское Уральской области в семье рабоче­го. Во время службы в армии окончил военно-фельдшерскую школу при Томском лазарете. С 1919 по 1921 г. служил военным фельдшером в частях Красной Армии. В 1927 г. закончил ме­дицинский факультет Томского государственно­го университета.

В1936 г. был направ­лен в Сочи во вновь организуемый Госу­дарственный клиничес­кий научно-исследова­тельский институт им. Сталина (ныне Сочин­ский научно-исследова­тельский центр курор­тологии и реабилита­ции). Заведовал ревма­тологической, затем те­рапевтической клиниками. С 1957 по 1962 г. рабо­тал директором института. В 1940 г. защитил кан­дидатскую, а в 1949 г. докторскую диссертацию, ут­вержден в научном звании профессора. М.М. Ши­ховым написано 120 научных работ по актуальным вопросам кардиологии, ревматологии, артрологии и курортологии. Принимал участие во всемирных и европейских конгрессах ревматологов, являлся членом правления всесоюзного и республиканских обществ физиотерапевтов и курортологов. М.М. Шихов награжден орденом Ленина и другими на­градами. Умер в 1980 г.


В

асилий Михайлович Куканов родился в 1904 г. в Орловской губернии в крестьянской семье. В 1935 г. закончил Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе. До 1941 г. руководил геолого­разведочными партиями на месторождениях в Ар­мении, на Северном Кавказе. В годы Великой Оте­чественной войны по особому заданию правитель­ства работал на Урале, где открыл новое место­рождение минеральных вод, имеющее стратеги­ческое значение для обороны страны. Обобщив свои научные изыскания, в первый послевоенный год защитил кандидатскую диссертацию.

Приезд В.М. Куканова в Сочи был не случа­ен. С 1946 по 1957 г. он возглавлял гидрогеоло­гический отдел Государственного научно-иссле­довательского бальнеологического института им. Сталина (с 1955 г. — Государственный на­учно-исследовательский институт ревматизма им. Сталина). Здесь он взялся за решение зада-



чи, от которой зависела дальнейшая судьба курорта. В первые послевоенные годы резко упала добыча наибо­лее ценной для лечения мацестинской воды с концент­рацией более 100 мг/л. Правительством в 1946 г. бьио принято специальное постановление, направленное на решение этой проблемы. Специалисты Централь­ного НИИ курортологии и физиотерапии предложи­ли вариант проекта, который не дал положительных результатов. Однако вариант проекта, разработан­ный в Сочи под руководством В.М. Куканова, оказался удачным и эффективным. В нем теоретически обосновы­валось наличие на больших глубинах сероводородной


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


(сульфидной) воды высокой концентрации и температуры. Доказывая свою правоту, учено­му пришлось опровергнуть гипотезу о древне-морском генезисе мацестинских вод, которую проповедовали многие известные ученые. Они считали, что сероводородные воды на Мацесте — это воды "захороненные", представляющие из себя некую "линзу", очень ограниченную по площади (по простиранию), находящуюся на глубине около 507 м. Из этого следовало, что нести большие расходы на глубокую разведку недр по проекту В.М. Куканова — бессмыслен­но. Тогда ученый обратился лично к И.В. Ста­лину с просьбой выделить несколько буровых установок. В 1949 г. вышло постановление пра­вительства о целесообразности выполнения ра­бот по глубокому бурению на Мацесте.

Те, кто работал вместе с В.М. Кукановым в 1950 г., вспоминают, что когда достигли про­ектной отметки бурения, — воды не было, о чем ему сообщили ночью по телефону. Ученый по­шел на риск и распорядился бурить дальше. Еще тридцать сверхпроектных метров... и ма­цесту "достали" с глубины 2000 м. Этим была подтверждена перспектива развития курорта Сочи не только как климатического, но и баль­неологического.

В 1952 г. В.М. Куканов разработал проект глу­бокого разведочного бурения в Хосте. Были про­бурены две скважины глубиной 2,5 км. В 1954-


1956 гг. была получена минеральная сероводо­родная вода с концентрацией 460 мг/л, с темпе­ратурой на изливе 46° и дебитом более 2 млн. литров в сутки. В 1963 г. в Хосте начало функци­онировать ванное здание № 7 Бальнеофизиоте­рапевтического объединения "Мацеста".

В 1957 г. отдел гидрогеологии в институте ликви­дировали. Вместо него была создана Адлерская ком­плексная инженерно-геологическая и гидрогеологи­ческая лаборатория ПНИИИС Госстроя РСФСР, где В.М. Куканов работал с 1957 по 1978 г.

За этот период на основе плановых и проектных заданий, разработанных В.М. Кукановым, были разведаны Кудепстинский и Мамайский участки месторождений мацестинских вод, обоснована воз­можность получения из глубоких недр побережья йодобромных и щелочных вод (Лазаревское — Дагомыс), термальных высокосероводородных вод типа мацесты, йодобромных и щелочных вод (Ма-майка, Кудепста, Адлер), углекислых минеральных вод типа нарзан, боржоми, ессентуки (Краснополян­ский горный район). При участии В.М. Куканова были подсчитаны ресурсы сочинского месторож­дения сульфидных (мацестинских) вод. Их дебит со­ставил 4 млн. литров в сутки. В 70-е гг. это в 4 раза превышало потребности курорта.

В 1969 г. вышла из печати монография В.М. Ку­канова "Процессы формирования сероводородных вод типа мацесты", которую он успешно защитил в качестве докторской диссертации. Обобщив много-



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


летние исследования, ученый доказал возмож­ность непрерывного современного формирова­ния мацестинских минеральных вод. Стало ясно, что запасы этого самого главного богатства курорта — практически неисчерпаемы.

Работа по разведке сульфидных вод подкреп­лялась исследованиями ученых НИИ курортоло­гии и физиотерапии. Их задача состояла в разра­ботке рекомендаций по практическому использо­ванию мацестинских вод в лечении больных. В результате расширились показания для лечения водой данного типа. В 70-е гг. в 10 раз увеличи­лась пропускная способность курорта (по сравне­нию с 1949 г.). Ежегодно на Мацесте отпускалось до 6 млн. процедур. Получение минеральной воды высокой концентрации и температуры позволи­ло уменьшить затраты на процедуры, так как по­явилась возможность разбавлять ее до нужной концентрации без необходимости подогрева. Только воды лечебницы на Мацесте и в Хосте да­вали прибыль в среднем — 300 тыс. рублей в год.

В.М. Куканова не стало в 1978 г. В 1984 г. на ванном здании № 7 БФО "Мацеста" в Хосте была установлена мемориальная доска, посвя­щенная замечательному ученому, научную дея­тельность которого отличало редкое сочетание сразу двух талантов — теоретика и практика.


С

1874 г. в Сочи стали регулярно захо­дить суда Русского общества пароход­ства и торговли (РОПиТ). Из-за отсутствия причальных сооружений они останавливались на рей­де. Лишь в конце ХIХ в. недалеко от современного са­натория "Кавказская Ривьера" была построена при­стань для лодок, обслуживающих пароходы, а в 1905 г.—здание агентства РОПиТ с залом ожидания.

В 1920 г. в Сочи организовано морское аген­тство "Совторгфлот".

В 1930 г. для обслуживания пароходов появи­лись первые моторные катера.

В мае 1934 г. было создано Сочинское управле­ние морского флота как самостоятельное пароход­ство. Сюда прибыли пассажирские теплоходы, по­строена пристань для обслуживания судов Крымс­ко-Кавказской линии. В последующие годы обору­дован эллинг для подъема катеров, построены судо­ремонтные мастерские, деревянное здание пассажир­ского павильона, здание управления порта (1938 г.).

В 1938 г. был утвержден проект сочинского порта, началось строительство оградительных сооружений — северного и южного молов.

В годы Великой Отечественной войны местные перевозки обеспечивались катерами. В конце 1942 г. через порт проходили десятки военных кораб­лей и торговых судов, в том числе и с ранеными.

После окончания войны строительство пор­та возобновилось. Уже в 1948 г. впервые у при­чала было принято крупное пассажирское суд­но — теплоход "Украина".


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В 1953 г. Сочинское морское пароходство ре­организовано в Агентство Черноморского мор­ского пароходства, в 1954 г. — в Сочинский морской порт.

В 1955 г. завершилось строительство здания морского вокзала по проекту К.С. Алабяна. Флот пополнился новыми судами: катерами, глиссерами, буксирами.

В 1962 г. порт получил новое эксперименталь­ное судно на подводных крыльях "Комета-1". Здесь, впервые в практике морского судовож­дения, проводилось испытание и освоение суд­на такого класса. С 60-х гг. порт стал крупней­шим в мире судовладельцем "Комет". К 1983 г. их насчитывалось 12. В 1984 г. порт награжден орденом Дружбы народов. Тогда перевозки пас­сажиров на местных линиях составили около 2 млн. человек в год, в том числе 60 тыс. иност­ранных туристов.

Большое развитие с начала 90-х гг. получили международные грузовые и пассажирские пере­возки, а также туристические рейсы по линиям Сочи — Трабзон, Сочи — Стамбул.

В 1994 г. порт преобразован в Сочинский морской порт — филиал АООТ "Новороссийс­кое морское пароходство".

С 1964 по 1997 г. Сочинский торговый порт входил в состав Новороссийского морского па­роходства. В марте 1997 г. преобразован в ОАО "Сочинский морской торговый порт".


В

начале XX в. главным видом транс­порта в Сочи оставался гужевой, ос­нованный на применении лошадей и буй­волов. Автомобильное сообщение до революции на­ходилось в стадии становления и не играло сколько-нибудь заметной роли в местных транспортных пе­ревозках.

В 1920 г. при Сочинском ревкоме был создан транспортный отдел — "Трамот", который имел

4 грузовых автомобиля и 2 автобуса иностран­ных марок. Автобусы курсировали между Сочи и долиной р. Мацеста. В 1925 г. предельная ско­рость автомобиля по городу была установлена в 15 км в час. В 1931 г. местное отделение "Союзт-ранса" получило первые отечественные автомо­били — "ГАЗ", затем — "ГАЗ-MI", на котором впервые появился шашечный трафарет — знак такси. К середине 30-х гг. автомобили стали пре­обладающим средством передвижения в Сочи. В 1936 г. дирекция "Союзтранса" была переимено­вана в Управление автомобильным транспортом (УAT) при уполномоченном ЦИК СССР в Со­чинском районе по курортным вопросам. В 1939 г. на городских маршрутах впервые появились автомобили марки "ЗИС-101". К 1940 г. УАТ имело 2 автобазы - автобусную и таксомотор­ную. В УАТ насчитывалось 190 автомобилей ма­рок — "ГАЗ-MI", "ЗИС-101", "ЗИС-8", "ЗИС-16". Автобусное движение осуществлялось по 34 маршрутам (22 —городских, 12 —сельских) об­щей протяженностью 960 км.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В 1941 г. УАТ было передано в систему нарко­мата автотранспорта РСФСР. В годы войны ав­тобусный парк обслуживал госпитальную сеть. Лишь 5 автобусов курсировали по городским мар­шрутам. Авторемонтные мастерские были под­ведомственны автобронетанковому управлению. В них выполнялись оборонные заказы и осуще­ствлялся ремонт автомобилей. С 1944 г. городс­кое автомобильное сообщение в Сочи стало вос­станавливаться. К 1945 г. было возобновлено 10 маршрутов общей протяженностью 368 км.

В 1946 г. автоуправление вошло в систему министерства автомобильного транспорта РСФСР. Автомобильный парк ежегодно попол­нялся. Появились автобусы "ЗИС-154", "ЗИС-155", осуществлявшие регулярное сообщение с Хостой, Мацестой, Мамайкой, Красной Поля­ной. В 1948 г. в Сочи вновь стали курсировать такси — автомобили марок "М-1", "Победа", "ЗИЛ-110", "М-21", "ГАЗ-13". В 1957 г. Сочин­ское автотранспортное управление было реор­ганизовано в трест. Получили распространение централизованные пассажирские перевозки, со­зданы автопарки, занимавшиеся доставкой от­дыхающих на Мацесту, обслуживавшие экскур­сионное бюро. Например, летом 1958 г. ежед­невно перевозилось 250 тыс. пассажиров.

В то же время расширялся парк грузовых автомобилей, что привело к созданию в 1960 г. спецгрузоавтохозяйства.

В 1965 г. городская транспортная сеть в Сочи включала 103 внутригородских и пригородных автобусных маршрута общей протяженностью 2139 км. Кроме того, 478 автобусов обслужива­ли 46 экскурсионных маршрутов. В 1966 г. по проекту сочинского архитектора В.М. Морозо­ва было построено здание городского автовок­зала. В 1968 г. на улицах города впервые появи-


лись автобусы с полуприцепом марки "Икарус" вместимостью 180 пассажиров.

В 70-80-е гг., в связи с постоянным ростом численности отдыхающих и грузооборота, Со­чинский автотранспортный трест реорганизо­вал структуру управления: в 1967 г. трест был преобразован в Сочинское транспортное управ­ление министерства автомобильного транспор­та РСФСР, в 1989 г. — в Сочинское территори­альное объединение автотранспорта "Сочиав-тотранс". Регулярно обновлялись и увеличива­лись парк грузовых автомашин, автобусный и таксопарк.

В этот период большое внимание уделялось анализу пассажирских потоков, внедрению но­вых методов руководства автотранспортной се­тью города, технических средств, улучшающих условия труда водителей.

Такси были оснащены радиостанциями. С 1971 г. центральная диспетчерская служба перешла на круглосуточный режим работы, внедрена новая диспетчерская система связи — "Искра-таксифар", состоящая из трех диспетчерских центров.

В 1982 г. на рейсовых автобусах впервые была введена бескассовая система оплаты

проезда (компостирование талонов). Для по­вышения регулярности движения установле­на система "Зоркий глаз". В 1986 г. в объеди­нении "Сочиавтотранс" имелось 1688 автобу­сов, 1079 такси, 98 легковых и 2074 грузовые автомашины.

Кроме объединения "Сочиавтотранс", в го­роде насчитывалось 189 ведомственных автохо­зяйств (на 1989 г.) общей численностью 9 тыс, транспортных единиц.

В 1990 г. в объединении "Сочиавтотранс" ра­ботало около 7,5 тыс. человек, было перевезено 218,8 млн. человек и 9,9 млн. тонн грузов.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


П

ервый аэродром в Сочи был постро­ен в 1929 г. на правом берегу р. Сочи в центре города (в районе Цветного бульвара). Летали самолеты Ш-2, ПО-2, П-5 в Москву, Краснодар, Сухуми, Ростов-на-Дону.

В начале Великой Отечественной войны воз­никла необходимость построить новый аэро­дром в Адлере. Работы начались летом 1941 г. Ядром строителей аэродрома стал отряд народ­ного ополчения. Строили вручную, в кратчай­шие сроки. Первые самолеты приземлились в Адлере 1 сентября 1942 г.

Небольшой аэродром в 1941 г. был построен в Лазаревском.

На аэродромах в Сочи, Адлере, Лазаревском в годы войны базировались военно-воздушные соединения истребительной, бомбардировоч­ной и военно-транспортной авиации, а также подразделения Северо-Кавказской особой авиа­группы гражданской авиации.

В конце 1945 г. начались гражданские поле­ты из аэропорта Адлер на самолетах С-47 (США), ЛИ-2, ИЛ-12 (СССР). В 1946 г. на базе двух аэродромов (Сочи и Адлер) создан аэро­порт в Адлере для обслуживания самолетов гражданской авиации. Полеты осуществлялись в шесть городов страны. В 1948 г. территория аэродрома в центре Сочи была передана горо­ду под строительство жилых кварталов.

В 40-50-е гг. совершенствовалась материаль­но-техническая база аэропорта, была установ­лена новая аппаратура.

Для улучшения качества обслуживания пас-


сажиров было построено два здания аэровокза­ла (в 1948 и 1956 гг.). В 1959 г. — создано верто­летное подразделение для связи с горными по­селками Красная Поляна и Аибга.

Постоянно растущая численность пассажи­ров, обусловленная популярностью курорта, явилась причиной расширения площади аэро­вокзала. С 1964 по 1983 г. было возведено три пассажирских павильона.

В 1966 г. аэропорт Адлер награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 г. переиме­нован в аэропорт Сочи Северо-Кавказского уп­равления гражданской авиации.

Материально-техническая база и оборудова­ние аэропорта позволили с конца 50-х гг. при­нимать самые современные типы воздушных судов. В 1959 г. в аэропорту впервые призем­лился ИЛ-18, в 1961 г. — ТУ-124, в 1993 г. -"Боинг-737".

Международные пассажирские перевозки на­чали осуществляться с 1964 г. Первые зарубеж­ные авиалинии: Сочи — Прага, Сочи — Берлин, Сочи — Варна.

Аэропорт Сочи является аэропортом I клас­са. Оборудован всеми необходимыми система­ми для управления воздушным движением, взле­том, посадкой самолетов, технического и ком­мерческого обслуживания.

В 1989 г. началось строительство нового аэро­вокзального комплекса, одного из крупнейших в Европе.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В

мае 1920 г. при Сочинском ревкоме был создан отдел коммунального хо зяйства. В его ведение входили: элект­ростанция, баня, прачечная, ассенизационный обоз, пожарный двор, скотобойня, базар. В кон­це года отдел коммунального хозяйства был передан Сочинскому райисполкому. Райком-мунхоз ведал жилыми домами, разрабатывал план и условия сдачи земель в аренду под посе­вы и постройки, контролировал эксплуатацию торговых помещений, обслуживал городские парки, руководил работой коммунальных пред­приятий, ремонтом зданий, мостов, осуществ­лял надзор за санитарным состоянием города и рубками зеленых насаждений. В 20-е гг. комму­нальное хозяйство обслуживали 32 человека.

В 1926 г. был образован "Коммунтрест". Нача­лись мероприятия по инвентаризации и реконст­рукции его предприятий, работы по строительству водопровода, созданию сети уличного освещения.

Особенно большой объем работ был выпол-


нен учреждениями коммунального хозяйства в период реконструкции Сочи в 30-е гг.: построены городской водопровод и канализация, дизельная электростанция, основная магистраль—проспект им. Сталина (Курортный проспект), мосты и виа­дуки, благоустроенные парки и скверы, тротуары.

После завершения Великой Отечественной войны деятельность треста коммунального хо­зяйства была направлена на работу по дальней­шему развитию водопроводной и коммунальной сетей, бурению водопроводных скважин, стро­ительству насосных станций, очистных и бере­гоукрепительных сооружений.

К концу 50-х гг. завершилось строительство набережной на р. Хоста, морской набережной от библиотеки им. Пушкина до санатория "Красная Москва" (им. Мориса Тореза).

Газовое хозяйство в городе было создано в 1958 г.

В начале 60-х гг. были построены мосты че­рез р. Сочи — автодорожный у рынка и пеше­ходный у парка "Ривьера".

К 1965 г. на улицах впервые появились лю­минесцентные светильники. Была централизо­вана и полностью механизирована санитарная очистка города. Значительно увеличилась пло­щадь озелененных территорий и лесопарков.

В 1992 г. в Сочи создана муниципальная жи­лищно-коммунальная фирма — единый орган управления этой отраслью.



 
 



СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В

лажный субтропический климат, рас­члененность горного рельефа, ограни­чения курортной зоны—основные факто­ры, влияющие на развитие сельского хозяйства в Сочи.

Значительная часть сельскохозяйственных зе­мель сосредоточена на пологих морских террасах, горных склонах и в речных долинах. Пашни и сады представляют собой участки в среднем около 2 га. Сельскохозяйственное производство в условиях курорта ведется с учетом минимального воздей­ствия на природную среду. Основные земельные угодья расположены в первой и второй санитар­ных зонах, где запрещено применение пестицидов. Ограничения введены и для животноводческих ферм и других предприятий сельского хозяйства.

Развитие сельского хозяйства на протяжении XX в. характеризуется сменой его направления.

В 20-30-е гг. основным направлением сельскохо­зяйственного производства являлись табаководство, кукурузоводство, овощеводство, травосеяние. Кре-


и семеноводство овощных культур. Чаеводство

Чаеводство на протяжении всего XX в. зани­мало ведущее место в системе сельского хозяй­ства Сочинского Причерноморья.

Сочи — единственный в России, самый север­ный в мире район промышленного возделывания чая. Первая чайная плантация была заложена в Солохауле в 1905 г. крестьянином И.А. Кошма­ном. В 20-е гг. агрономами А.П. Купластом (Со­чинское райземуправление) и В.И. Лычаговым (АО "Чай-Грузия") производились опытные по­севы чая в колхозах на Сочинском побережье. Раз­витие чаеводства как отрасли началось в 1936 г. с закладки 150 га чайных плантаций в колхозах Адлерского и Лазаревского районов. Тогда же на Сочинской станции субтропических и южных плодовых культур был организован чайный от­дел. Научно-исследовательская работа с чайны­ми растениями в условиях северных субтропиков приобрела плановый характер. Большой вклад в становление чаеводства внесли ученые станции А.Д. Александров, И.М. Вильчинский, И.И. Лав-рийчук, В.А. Евстафьева, И.И. Галактионов и др.

В конце 40-х — начале 50-х гг. были организо­ваны специализированные чайные совхозы: Даго-мысский, Верхне-Хостинский, Верхне-Мацестин-ский, Солохаульский, Адлерский. В 1951 г. в суб­тропиках Краснодарского края собрано 400 т чай­ного листа, в 1965 г. — 2720, в 1970 г. — 3985.

В 1972 г. создано производственное объединение (ПО) чайных совхозов "Краснодарский чай". В его состав вошли Дагомысский, Верхне-Хостинский, Мацестинский, Солохаульский, Адлерский чайные совхозы и Лазаревский плодосовхоз. Валовой сбор зеленого чайного листа в объединении составил в 1980 г.—6093 т при урожайности 40,2 ц с га, в 1985 г. — 8000 т при урожайности 53,8 ц с га.


СОЧИ: страницы прошлого и настоящего


В этот период учеными НПО по промышленно­му цветоводству и горному садоводству разрабо­таны и внедрены в производство новые системы подрезки чайных растений, способы сбора чайно­го листа, методики орошения, удобрения, изготов­лена машина для шпалерной подрезки и сбора листа, выведены новые селекционные сорта чая.

В начале 90-х гг. чаеводческие хозяйства преобра­зовались в акционерные общества: "Краснодарчай", "Дагомысчай", "Шапсугский чай", "Хостачай", "Со­лохаульский чай", "Мацестинский чай" и агропро­мышленное товарищество "Адлерский чай".

Для переработки зеленого чайного листа постро­ены 4 чайные фабрики: в Дагомысе (1939 г.), Адле­ре (1955 г.), Волковке (1992 г.), Шхафите (1992 г.).

В 1994 г. площадь чайных плантаций в Сочи составляла 1559 га.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: