Суть действия с понятиями
| Типы вопросов и заданий
|
Определение существенных признаков понятия, установление наличия необходимых и достаточных признаков понятия у распознаваемого объекта.
| Можно ли отнести указанный объект к указанному понятию?
Приведите примеры …
|
Известно, что объект принадлежит понятию. Указать те свойства (признаки) объекта, которыми он должен обладать.
| Есть объект, который можно отнести к понятию. Какими свойствами он должен обладать?
|
Утверждение или отрицание наличия у объекта тех или иных признаков. Действие в ряде случаев предваряет подведение под понятие.
| Дан ряд объектов, которые можно назвать одним словом, т.е. отнести к одному понятию. Какие свойства объединяют эти объекты в этом качестве?
|
Выявление сходств и различий между предметами.
| Предлагается сравнить свойства рассматриваемого понятия и другого сходного понятия, которое является (по определению) другим видом их общего родового понятия.
|
Разбиение объема понятия (множества экземпляров) на классы, представляющие собой виды экземпляров понятия (на непересекающиеся непустые подмножества). Классификация – серия последовательных делений полученных понятий.
| Указан ряд объектов, которые являются экземплярами одного понятия. Разделить их на группы по некоторым признакам, указанным учителем или предложенным учащимся. Каждой группе дать название.
|
Установление иерархических отношений род-вид внутри системы
| Указан ряд объектов, которые в разной степени общности могут быть отнесены к одному понятию. Расставить их в порядке нарастания (убывания) степени общности. понятий.
|
Логический способ установления или уточнения связи языкового выражения с тем, что оно обозначает как термин. Придание выражению некоторого смысла, который выделяет то, что должно быть предметным значением данного выражения.
| Что такое…?
Дайте определение …?
|
Образование из понятия некоторого нового понятия с более широким объемом, абстрагирование от каких-то особенностей экземпляров исходного понятия.
| Требуется установить родовое понятие (возможно, при рассмотрении в совокупности с несколькими видами однородовых понятий).
Каким словом ещё можно назвать указанный предмет (группу предметов)?
|
Переход от некоторого понятия к понятию с меньшим объемом, конкретизация, связанная с учетом особенностей некоторых экземпляров исходного понятия.
| Требуется указать конкретный вид понятия, если его рассматривать как родовое, и указывать для этого вида дополнительные свойства, не упомянутые в определении исходного понятия.
Какие свойства выделяют указанную группу экземпляров понятия из всего множества возможных экземпляров этого понятия?
|