Данные, имеющиеся в нашем распоряжении, ясно указывают на то, что
все-таки существует способ выстроить разумную и действительно
фундаментальную классификацию мотивов, но только в том случае, если в ее
основание мы положим фундаментальные человеческие цели, или фундаментальные
потребности. Нельзя начинать строительство с простого перечисления позывов в
обычном смысле этого понятия (позывы скорее "влекут", нежели
"подталкивают"). Динамический подход к мотивации чредполагает за ней
непрерывное движение, непрестанное изменение, и лишь фундаментальные цели
предстают перед нами как постоянные, неизменные величины. Я уже привел
достаточно доводов в пользу такого подхода и не стану их перечислять вновь.
Очевидно, что поведение как таковое не может лечь в основу классификации
мотивов, поскольку, как я уже говорил, один и тот же поведенческий акт может
быть продиктован самыми разными желаниями. Та же самая причина не позволяет
нам принять в качестве основания классификации объект-цель. Поиск пищи,
|
|
последующее пережевывание и поглощение ее может быть продиктовано не столько
потребностью в пище, сколько потребностью в безопасности. За сексуальным
влечением, за ухаживанием и последующим совокуплением может стоять и
потребность в сексуальном удовлетворении, и потребность в самоутверждении.
Понятно, что основанием для построения классификации мотивов, которая
отражала бы непрестанную динамику мотивации человека, не может стать ни
объект-цель, ни позыв, осознанный с помощью интроспекции, ни поведенческий
акт, вызванный им. Таким образом, последовательно исключив все основания
классификации, кроме фундаментальных, и, как правило, неосознаваемых целей и
потребностей, мы вынуждены сделать вывод, что именно они и являются
единственным надежным основанием для построения теории мотивации.9