До сих пор я говорил только о природе организма, но настало время
сказать хотя бы несколько слов о ситуации, или среде, в которой существует
организм. Прежде всего, мы должны признать, что мотивация редко проявляет
себя в поведении, не связанном с конкретной ситуацией или с конкретными
людьми. Теория мотивации обязана учитывать культуральные факторы и должна
исходить из того, что они определяют не только среду существования
индивидуума, но и его жизнедеятельность.
Акцентировав внимание на факторе среды, мне остается лишь предостеречь
ученых-теоретиков от чрезмерного внимания к этому фактору, придать их не
преувеличивать роль внешних, культуральных, средовых, ситуационных влияний.
В конце концов, главным объектом нашего исследования является организм и его
природа. Не стоит впадать в другую крайность, не стоит преувеличивать роль
среды и видеть в организме лишь один из объектов среды, приравнивать его к
тем целям, к которым он устремлен или к тем преградам, которые препятствуют
|
|
его стремлениям. Ведь и объект-цель, и преграда, встающая на пути к ней,
порождены не только средой, но и создаются самим индивидуумом, и обсуждать
их нужно в терминах, учитывающих и то, и другое влияние. Я затрудняюсь дать
универсальное определение понятию "среда", но не вижу иного способа описать
среду, кроме как через призму конкретного организма, функционирующего в ней.
Рассуждая о ребенке, который, стараясь завладеть каким-то ценным для него
объектом, встречает на своем пути преграду, мы должны понимать, что ребенок
не только определяет объект как нужный или важный, он в то же самое время
способен воспринять возникшую на пути преграду именно как преграду. С точки
зрения психологии здесь еще нет барьера, пока это только результат
взаимодействия среды с конкретным индивидуумом, стремящимся к желанной цели.
У меня складывается впечатление, что теории среды и неадекватные,
ошибочные теории мотивации подпитывают друг друга, они жизненно необходимы
друг другу. Например, теория мотивации, построенная только на анализе
поведения, нуждается в теоретических аргументах теории среды, без них она
утрачивает всякий смысл. То же самое можно сказать и о тех мотивационных
теориях, авторы которых склонны преувеличивать роль позыва и принижают
значимость фундаментальных человеческих потребностей и целей,? чтобы быть
хоть сколько-нибудь убедительными, такие теории вынуждены обращаться к
ярким, материальным аргументам теории среды. Напротив, те исследователи,
которые отдают должное изучению фундаментальных человеческих потребностей,
|
|
не так привязаны к аргументации инвайронменталистского толка, им известно,
что эти потребности сравнительно постоянны, гораздо более независимы от
ситуации и среды, в которой находится организм. Человек не столь жестко
ограничен в способах адекватного и эффективного удовлетворения
фундаментальной потребности, можно сказать, что сама фундаментальная
потребность организует, а, быть может, даже и творит окружающую человека
реальность. Облекая эту же мысль в другие слова, скажу, что, если
согласиться с предлагаемым Коффкой делением среды на географическую и
психологическую, то понять, каким образом географическая среда обитания
становится психологической средой можно, лишь смирившись с мыслью. что
организм, находясь в определенной среде, постоянно стремится организовать ее
в соответствии со своими психологическими нуждами.
Отсюда мораль? теория мотивации должна учитывать фактор среды. но не
должна при этом превращаться в теорию среды, в противном случае на наших
попытках понять природу постоянства организма и на желании целиком посвятить
себя изучению мира, в котором организм пребывает, можно будет поставить
жирный крест.
Чтобы не продолжать приводить один довод за другим, подчеркну, что
перед нами стоит задача создания теории мотивации, а не теории поведения. На
поведение человека оказывают воздействие очень разнородные факторы, в их
числе есть и факторы мотивации, и факторы среды. Если мы беремся за изучение
мотивации, то это вовсе не означает, что мы будем игнорировать факторы
среды, откажемся от изучения ситуационных детерминант. И те, и другие
факторы по праву должны занять подобающее им место в общей структуре знания
о человеке.