Вопросы к экзамену «Теория и практика массовой информации»
Формы сосуществования государства и средств массовой коммуникации.
СМК и власть. Свобода и контроль в СМК. Цензура. Законодательная власть и пресса. Судебная власть и пресса. Нормативные теории: модели взаимодействия СМИ и государства. Модель независимой прессы. Модель социальной ответственности. Модель демократического представительства. Советская модель. Авторитарная модель.
Интересы аудитории как фактор деятельности СМК
СМК и индивид. Индивидуальные и социальные интересы. Факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов. Роль законодательства, профессиональных кодексов этики, неформализованных способов (норм, традиций, морали, общественного мнения) в регуляции этих отношений. Связи с общественностью и деятельность СМК.
Социальная реклама в средствах массовой коммуникации
СМК и интерес аудитории, личности и общества в целом. Особенности социальной рекламы. Функции, приемы социальной рекламы. Препятствия на пути продвижения социального маркетинга. Позитивные эффекты социального маркетинга. Социальная реклама в национальных границах.
|
|
Роль СМИ в формировании общественного мнения
Средства массовой информации и общественное мнение; роль СМИ в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.
Средства массовой коммуникации как социальный институт
Оформление массовой коммуникации как социального института. Инфраструктура СМИ. Информационная инфраструктура России: современные очертания. Основные тенденции формирования и функционирования современных средств массовой информации России. Гарантии плюрализма мнений. Современные тенденции дерегулирования деятельности СМК. Концепция общественного вещания.
Контент-анализ массовой коммуникации
Появление контент-анализа в арсенале социологии СМК. Цели обращения к методу контент-анализ. Основные условия для проведения контент-анализа. Социологический анализ содержания как процедура измерения (программа, качественные и количественные категории). Исследования текста как научная процедура. Мировой опыт изучения массовой коммуникации. Российский опыт изучения массовой коммуникации.