Формы речи

язык слов язык жестов

устная письменная дактильная ручная

Прибегая к такой схеме, мы еще раз подчеркиваем услов­ность сопоставления языка жестов с языком слов. Однако из этой схемы достаточно видно отличие дактильной речи от языка жестов и ее принадлежность к языку слов. 38


Несмотря на то что дактильная речь давно известна сурдо­педагогам, ее мало применяли в обучении глухих детей.

При чисто устной системе она изгонялась вообще сильнее, чем жестовая. Признавалось, что она очень проста и легко до­ступна глухим, но в этом усматривалась опасность ее примене­ния. Предполагалось, что если ее допустить, то дети не будут овладевать устной речью. При этом утверждалось, что дактиль-ная речь - - это дополнительная нагрузка для глухих, что ис­пользование дактильной речи мешает развитию умений читать с лица, что дактильная форма речи ведет к разрушению произво­димого слова. Воспроизводя слово мама дактильно, дети произ­носят его по элементам (будут произносить /м/ы/а-м/ы/а/, и это приведет к дополнительным трудностям в обучении произно­шению.

Однако наши исследования показали, что дактильная речь не помеха, а хороший помощник в обучении глухих детей языку слов в целом, и в том числе устной форме речи '. Использование дактильной формы речи несет в себе важные механизмы компен­сации, проявляющейся в следующем:

1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит
каждый элемент слова.

2. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой
может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным
учителем.

3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии
(мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова
.запоминается быстрее и прочнее.

4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артику­
ляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамиче-.
ские связи, благодаря которым дактильная речь становится опо­
рой для устной речи.

5. Дактильная речь помогает овладевать членораздельной
речью, ее грамматическим строем, словарным составом.

6. Эта форма речи обеспечивает глухому ребенку на ранних
этапах словесное общение, вытесняя жестовую речь.

Длительное время считалось, что ребенок может усваивать

слово в дактильной форме при том лишь условии, что он знает

буквы,^ овладел грамотой. Но и это оказалось неправильным.

лухой может овладеть дактильной речью, не умея произносить

сов и совсем не зная букв. Для «его дактильная форма может

;тать первичной, помогающей усвоению и устной и письменной

Именно усвоение ее в качестве первичной оказывается

збенно важным. В этом случае запоминание дактильного об-

слова основывается на образовании двигательной цепи от

щий руки. Это видно из таких примеров: ребенок забыл

См.: Зыков С. А. Обучение глухих детей языку по принципу фотага-1ЭНИЯ речевого общения. М, 1961, с. 86—(146, 230—259.


слово; как только ему подскажут первую дактилему, он воспро­изводит всю двигательную цепь — весь состав этого слова. (Он начал воспроизводить слово, например, карандаш, но не смог этого сделать, остановился на втором слоге и, чтобы не разру-шать воспроизведенной части двигательной цепи, держит паль* цы правой руки на положении Н, а левой ищет -продолжения). При использовании дактильной речи возможно дать детям в несколько раз больший речевой материал, чем без нее, и его ус­воение является более прочным.

Дактильная речь не мешает, а, наоборот, помогает овладению чтением с лица: глухим детям легче зрительно воспринимать произносимое, слово, если они знают его состав. Применение дактильной формы способствует обогащению словаря и фразео1-логии. А чем богаче речь, тем легче глухим читать с лица.

Ошибочным оказалось утверждение, что употребление дак­тильной речи с неизбежностью ведет к разрушению структуры произносимого слова. В этом отношении многое зависит от мето­дики обучения, от того, как учить. Выяснилось, что образование структуры слова в дактильной форме может быть подчинено за­конам артикуляции: воспроизведение слова по слогам, выделе­ние ударного слога.

Как видим, дактильная форма речи имеет большое разно­плановое значение, но использование ее не самоцель в обучении глухих, а средство, помогающее им овладеть языком слов.

Заканчивая изложение материала параграфа, мы можем от­метить, что в работе с глухими, как и в общении их между собой, применяются довольно разнообразные средства. Некоторые из них, такие, как наглядно:действенные средства общения: мими­ка, имитация действий, пантомима, изображение в рисунках, — используются и слышащими людьми. В одних случаях это де­лается для сопровождения устной речи в целях придания ей большей выразительности. В других — в качестве дополнения и разъяснения сказанного, особенно если не хватает слов при вы­ражении мыслей, чувств.

Все эти средства значительно более широко проявляются в общении глухих, и особенно на начальных этапах их развития. Такие средства выступают часто в самостоятельной роли. Одна­ко данное обстоятельство не вносит принципиальных отличий в сравнении с тем, что имеет место в использовании названных средств слышащими. Все эти средства не несут в себе функции обобщения, их роль сводится к выражению конкретного чувства, желания, к описанию единичных явлений. Данные средства в процессе развития глухих постепенно уступают свою самостоя­тельную роль иным средствам (у слышащих — словесным, у глу­хих — жестовым) и становятся сопровождающими их.

Другие из используемых в работе с глухими средств являют­ся специфическими. К ним относится жестовая речь и дактиль­ная форма речи. То и другое средство представляют собой раз-40


говор руками, но, по существу, являются принципиально различ­ными. Жестовая речь в отличие от всех других названных средств представляет собой своеобразную речевую систему, ко­торая, несмотря на ее крайний примитивизм, имеет свой словар­ный состав, свою грамматическую структуру. Входящие в со­став этой речи жесты несут в себе определенные значения, слу­жат обобщениями. И этим жестовая речь принципиально отлича­ется от всех других средств, рассмотренных нами. В этом ее боль­шие преимущества. Но из-за этого же оказывается невозможным ее использование при обучении языку: она осложняет формиро­вание значений, содержащихся в словах, препятствует овладе­нию синтаксической структурой языка слов.

Дактильная речь — одна из форм словесной речи, которая по своему составу соответствует письменной речи, по функции же она ближе к устной.

В этой форме содержатся важные факторы компенсации, спо­собствующие ускоренному овладению языковыми средствами об­щения.

Обзор различных средств показывает, что все они являются необходимыми в обучении глухих детей языку слов. Исключе­ние составляет жестовая речь. Из-за того что она во много раз беднее языка слов и представляет собой принципиально отлич­ную языковую структуру, оказывается невозможным использо­вать ее при обучении глухих детей словесной речи. Кроме того, в интересах формирования словесной речи и создания в этих целях речевой среды во всей организованной работе с глухими детьми жестовая речь должна уступать место словесной речи. Жесто­вая речь используется глухими школьниками в общении между собой во внеклассное время. Отношение между языком слов и языком жестов строится по принципу чистого двуязычия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: