ВОПРОС ПЕРВЫЙ: искренность по отношению к Аллаху.
Это не что иное как искренняя убеждённость в Его единственности и искренность намерений в делах поклонения Аллаху, что подразумевает собой выполнение всех религиозных обязанностей наилучшим образом. Подобное называется также чистосердечием и достигается только благодаря совершенной любви к Аллаху, которая является как обязательной, так и желательной. Кроме того, человек должен стараться приблизиться к Аллаху посредством исполнения не только обязательного, но и дополнительного 1, а также отказа от всего запретного и порицаемого 2.
Аль-Фудайль бин Ийад, да помилует его Аллах, сказал:
- Любовь лучше страха. Разве не ясно, что если имеешь ты двух рабов, один из которых любит тебя, а другой боится, то любящий станет проявлять по отношению к тебе искренность независимо от того, будешь ты присутствовать или нет, ибо он любит тебя, в то время как тот, кто боится тебя, едва ли будет искренним по отношению к тебе из страха перед тобой и станет обманывать тебя во время твоего отсутствия.
|
|
ВОПРОС ВТОРОЙ: искренность по отношению к Книге Аллаха.
В данном случае имеется в виду крайняя степень любви к Корану и его почитания, большое желание понять то, о чём в нём говорится, и уделение большого внимания размышлениям над его содержанием, целью чего является совершение лишь того, что любит Аллах и что угодно Ему, воспитание в себе тех нравственных качеств, на которые ориентирует людей Коран, а также распространение среди людей его наставлений из любви к Книге Аллаха и в силу своего желания.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: искренность по отношению к Его посланнику.
При жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под этим подразумевалось старание повиноваться ему, оказывать ему помощь, любить его и быть готовым пожертвовать всем тем, что принадлежало человеку, ради посланника и его миссии. Что же касается периода, начавшегося после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то искренность по отношению к нему подразумевает собой стремление к его сунне и старание следовать ей на практике, проявление почтения к шариату, который он принёс людям, разрыв связей с теми, кто поступает вопреки его велениям, а также любовь к членам его семьи и всем тем, кто состоит с ним в родстве и имеет к нему отношение, будучи мусульманином.
ВОПРОС ЧЕТВЁРТЫЙ: искренность по отношению к руководителям мусульман.
Здесь имеется в виду проявление любви к их праведности, благоразумию и справедливости, объединение общины вокруг них и ненависть к разобщению из-за них, убеждённость в том, что подчинение им во всём том, что не является греховным, соответствует установлениям шариата, готовность давать им полезные советы во всех делах, оказание им помощи в утверждении шариата и государства и обращение к Аллаху с мольбами за них.
|
|
В “Сахихе” Муслима приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Поистине, три из числа дел ваших будут угодны Аллаху ”-, и помимо прочего он сказал: “ ...и следует вам проявлять искренность по отношению к тем, кому Аллах вручил власть над вами ”.
Что же касается имама Ахмада, то он приводит хадис, передаваемый со слов Джубайра бин Мут’има и Зайда бин Сабита, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ” Не следует сердцу мусульманина скупиться в трёх случаях ”-, упомянув среди прочего искренность по отношению к правителям.
ВОПРОС ПЯТЫЙ: искренность по отношению к простым мусульманам.
Здесь следует рассмотреть два случая.
Первый: Искренность правителей по отношению к простым людям.
Она должна находить своё выражение в утверждении установлений шариата среди них, справедливости, проявлении сострадания к людям, скромности, осуществление деятельности по защите их интересов и прав и боязни поступать как-нибудь иначе.
В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый со слов Ми’каля бин Йасара, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не войдёт в рай ни один из тех рабов Аллаха, которым он сделает подвластными хоть в чём-либо других людей, если такой человек не будет проявлять искренность и благожелательность по отношению к своим подданным».
Абу Дауд и ат-Тирмизи приводят другой хадис, передаваемый со слов Абу Марйама аль-Узри, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если Аллах вручит кому-либо власть над мусульманами хоть в чём-нибудь, а властитель не будет обращать внимания на их потребности и нужды, то в день воскресения Аллах не обратит внимания и на то, в чём будет нуждаться такой человек!»
Второй случай: Искренность во взаимоотношениях друг с другом простых людей.
Она должна находить своё выражение в велениях совершать одобряемое шариатом и запретах на совершение всего порица-емого им, указаниях друг другу на то, благодаря чему в порядок приходят религиозные и мирские дела, а также в том, чтобы каждый стремился делать для другого то, чего он желает самому себе.
В обоих “Сахихах” приводится хадис, передаваемый: со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не уверует по-настоящему никто из вас, пока не будет желать брату своему того, чего желает самому себе».
ВОПРОС ШЕСТОЙ: характеристика целого с помощью его части.
В этом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, характеризует религию в целом посредством одной из её составных частей. Этот приём используется либо для разъяснения важности этой составной части, либо для привлечения к ней внимания, либо в силу того, что она так или иначе концентрирует в себе все стороны целого, так как если речь идёт об искренности, все эти предположения имеют под собой реальную основу. Подтверждением этого может служить целый ряд хадисов, заключающих в себе слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
«Мусульманином является лишь тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками»
и который сказал также:
«Муджахидом является лишь тот, кто сражается с собственной душой ради Аллаха»
|
|
-, и который сказал также:
«Правоверным является лишь тот, кому люди могут доверить своё имущество и самих себя».
и который сказал также:
«Хаджж есть ( стояние на ) Арафате».
Известно также и множество других подобных высказываний.