Исследование рынка поможет Вам отшлифовать идею и минимизировать риск неудачи.
Факторы конкуренции
| Признаки проявления факторов на рынке
|
1. Ситуация в отрасли
|
1.1
| Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке
| Имеется группа равных по мощности фирм или имеется одна или более фирм, явно превосходящая исследуемую по мощности.
|
1.2
| Изменение платежеспособного спроса
| Платежеспособный спрос на товар падает, прогноз неблагоприятен.
|
1.3
| Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке
| Фирмы-конкуренты не специализированы по видам товара. Товар фирмы и товары-конкуренты практически взаимозаменяемы.
|
1.4
| Издержки переключения клиента с одного производителя на другого
| Издержки переключения клиента с одного производителя на другого минимальны, т.е. вероятность ухода клиентов фирмы к конкурентам и наоборот велика.
|
1.5
| Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли
| Набор сервисных услуг фирм-конкурентов отрасли фирмы по товару в целом идентичен.
|
1.6
| Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование)
| Издержки ухода фирмы с рынка данного продукта велики (переподготовка персонала, потеря сбытовой сети, ликвидация основных фондов и др.).
|
1.7
| Барьеры проникновения на рынок
| Начальные затраты для развертывания работ на рынке данного товара невелики. Товар на рынке стандартизирован.
|
1.8
| Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения)
| Уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок (например, для рынка мебели смежными являются рынки стройматериалов, домостроения и др.).
|
1.9
| Стратегии конкурирующих фирм (поведение)
| Отдельные фирмы осуществляют или готовы к осуществлению агрессивной политики укрепления своих позиций за счет других конкурентов.
|
1.10
| Привлекательность рынка данного продукта
| Имеется явно расширяющийся спрос, большие потенциальные возможности, благоприятный прогноз
|
2. Влияние потенциальных конкурентов
|
2.1
| Трудности входа на отраслевой рынок
| Величина требуемого капитала для входа на рынок отрасли не высока. Эффективный масштаб производства может быть достигнут достаточно быстро. Фирмы отрасли не склонны применять агрессивные стратегии против "новичков" и не координируют свою деятельность в рамках отрасли для отражения экспансии в отрасль
|
2.2
| Доступ к каналам распределения
| На рынке отрасли большое число торговых посредников, слабо связанных с производителями. Создание собственной сети распространения или привлечение имеющихся посредников к сотрудничеству не требует существенных затрат со стороны "новичков"
|
2.3
| Отраслевые преимущества
| Предприятия отрасли не обладают перед новыми конкурентами значительными преимуществами, связанными с доступом к источникам сырья, патентами и "ноу-хау", основным капиталом, удобными местами расположения предприятия и т.д.
|
3. Влияние поставщиков
|
3.1
| Уникальность канала поставок
| Степень дифференциации продукции поставщиков настолько высока, что перейти от одного поставщика к другому трудно или дорого.
|
3.2
| Значимость покупателя
| Предприятия отрасли не являются важными (основными) клиентами для фирм-поставщиков.
|
3.3
| Доля отдельного поставщика
| Доля одного поставщика в основном определяет затраты на поставки при производстве продукта (монопоставщик).
|
4. Влияние покупателей
|
4.1
| Статус покупателей
| Покупателей в отрасли немного. В основном - это крупные покупатели, которые покупают товар большими партиями. Объем их потребления составляет значительный процент от всех продаж в отрасли.
|
4.2
| Значимость товара у покупателя
| Наш товар и аналогичные товары наших конкурентов не являются важной составляющей в номенклатуре закупок покупателя.
|
4.3
| Стандартизация товара
| Товар стандартизирован (низкая степень дифференцирования). Стоимость перехода покупателей к новому продавцу незначительна.
|
5. Влияние товаров-заменителей
|
5.1
| Цена
| Более низкие цены и доступность товаров-заменителей создают потолок цен для продукции предприятий нашей отрасли.
|
5.2
| Стоимость "переключения"
| Стоимость "переключения" на товар-заменитель (затраты на переобучение персонала, коррекцию технологических процессов и др. у клиента при переходе от нашего товара к товару-заменителю) низка.
|
5.3
| Качество основного товара
| Поддержание требуемого качества нашего товара требует издержек более высоких, чем для товара-заменителя
|