Управление шлюпкой под парусами без руля применяется на шлюпочных соревнованиях Оно требует умелого использования парусов, дифферента и крена шлюпки и свидетельствует о хорошей морской подготовке команды.
При выполнении маневра «привестись» командуют. «Кливер травить», «Фок стянуть» и «Два гребца в нос». Свободные от шкотов гребцы (№ 1 и 3 или № 2 и 4) перебегают в нос.
При выполнении маневра «увалиться» командуют: «Кливер стянуть», «Фок травить» и «Два гребца в корму». Гребцы № 5 и 3 (или № 4) перебегают в корму. Если шлюпка уваливается медленно, то по команде «Кливер на левую (правую)» кливер выбирают на наветренный борт, по команде «Все в корму» увеличивают дифферент на корму и по команде «Крен на левую (правую)» создают крен на наветренный борт.
Когда шлюпка приведется или увалится на заданный курс, подается команда «По местам» и шкотам дают нужное натяжение.
И следует помнить, что шлюпка без руля приводится быстрее, чем уваливается, и учитывать это при поворотах.
Поворот оверштаг без руля выполняется так же, как рулем. Дополнительно после команды «Фок стянуть» подается команда «Два гребца в нос», а после команды «Кливер раздернуть» — «Все в нос». Исполняя последнюю команду, все гребцы, в том числе и загребные, перебегают в нос. Фока-шкот передается старшине шлюпки, кливер-шкот остается у гребца № 3 или 4.
|
|
Дополнительно после доклада «Кливер забрал» подается команда «Все в корму». Гребцы, кроме сидящего на кливер-шкоте, перебегают в корму. После команды «Фок раздернуть», когда нос увалится достаточно, следуют команды «По местам» и «Шкоты на левую (правую)».
При выполнении поворота через фордевинд подаются команды «К повороту», «Поворот через фордевинд», «Фок травить», «Все в корму», «Кливер на правую (левую)». Кливер-шкот выбирается под ветер. По команде «Крен на правую (левую)» создается крен на наветренный борт. Затем следует команда «Фок к мачте», а когда шлюпка увалится до бакштага — «Кливер на левую (правую)» Кливер переносят на подветренный борт и ждут, когда шлюпка увалится до фордевинда. Период уваливания от бакштага до фордевинда самый продолжительный (здесь положительную роль играет крен) Чтобы ускорить переход кормы через линию ветра, гребец № 6 по команде «Перекинуть фок» перебрасывает фок на противоположный борт, удерживая нижнюю сгофрированную шкаторину у мачты.
Для переброски фока рекомендуется использовать нештатный конец, заранее прикрепленный к переднему или заднему ноку рейка. Количество гребцов, пересаживаемых в нос и корму при поворотах зависит от погоды и скорости шлюпки и определяется старшиной исходя из обстановки.
После этого по команде «Шкоты на правую (левую)» фок постепенно травится, а фока- и кливер-шкоты выбираются в указанную сторону
Когда фок наполнится ветром на новом галсе и шлюпка приблизится к заданному курсу, подается команда «По местам» и поворот считается оконченным.