Общие положения физической подготовки

1.1. Основные нормативные акты, регламентирующие организацию физической подготовки в органах внутренних дел

В основном законе государства - Конституции Республики Беларусь, в статье 45 гражданам гарантируется право на охрану здоровья, которое наряду с бесплатным лечением в государственных учреждениях здравоохранения обеспечивает также развитие физической культуры и спорта, меры по оздоровлению окружающей среды и возможность пользования оздоровительными учреждениями.

В статье 1 главы 1 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» физическая культура определяется как составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности. Под физической подготовкой понимается деятельность, направленная на развитие физических способностей и двигательных навыков с учетом вида деятельности подготовляемого. Статья 22 вышеназванного Закона гласит: «Физическая подготовка военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям является одним из основных предметов боевой и (или) профессиональной подготовки, важной и неотъемлемой частью воспитания личного состава».

Важное место физической подготовки отражено также в специальном нормативном акте - Законе "О милиции". Так в ст. 19 говорится, что милиция применяет физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, подручные средства для предотвращения и пресечения правонарушений, самообороны, преодоления противодействия законным требованиям работников милиции, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на нее обязанностей.

Основным нормативным актом, регламентирующим физическую подготовку в ОВД является Приказ МВД Республики Беларусь № 38 от 29 февраля 2000 года "Об утверждении Наставления по организации физического совершенствования сотрудников органов внутренних дел". В наставлении говорится, что профессиональная подготовка рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - это организованный и целенаправленный процесс овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения служебных обязанностей, и их совершенствования.

1.2. Направления физической подготовки

Главное предназначение физической подготовки как системы состоит в реализации цели общества в области физического совершенствования сотрудников органов внутренних дел. Целевая установка системы определяет ее направленность, особенности организации и функционирования.

Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, обеспечивающих развитие двигательных качеств, формирование профессиональных двигательных умений и навыков, овладение занимающимися необходимыми знаниями с целью использования средств физической подготовки при выполнении служебных обязанностей, в быту.

В физической подготовке сотрудников четыре основных направления, в рамках которых осуществляется их физическое совершенствование:

Общая физическая подготовка – педагогически направленный процесс применения физических упражнений для укрепления здоровья, повышения уровня физического развития и приобретения широкой двигательной подготовленности, ориентированный на формирование совокупности жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний, а также на достижение определенного, необходимого каждому, уровня всестороннего развития физических качеств.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности.

Спортивная подготовка (спорт) – представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (тренировку), а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Лечебная физическая культура – педагогически организованная двигательная активность, направленная на восстановление утраченной работоспособности с использованием технологий физической культуры.

1.3. Цель и задачи физической подготовки

Целью физической подготовки является обеспечение готовности сотрудников к выполнению служебных задач.

Цель физической подготовки раскрывается и конкретизируется в задачах. Задачи представляют собой основные направления и концентрированные программы реализации цели.

Задачами физической подготовки является:

укрепление здоровья;

развитие и совершенствование физических качеств: силы, выносливости, скоростных и координационных способностей;

овладение техникой выполнения боевых приемов борьбы и совершенствование навыков по их применению;

воспитание смелости, решительности, инициативы, настойчивости, самостоятельности, уверенности в своих силах, психической устойчивости;

вовлечение работников в регулярные занятия физической культурой и спортом, совершенствование их спортивного мастерства;

активное внедрение и совершенствование разнообразных форм занятий физическими упражнениями в режиме труда, учебы, отдыха;

овладение основными положениями теоретических тем, знаниями и практическими навыками самоконтроля за состоянием здоровья в процессе занятий физической подготовкой.

1.4. Принципы физической подготовки

Действенность любой системы физической подготовки, в том числе и физической подготовки личного состава МВД, обусловлена тем, что в основе ее лежат определенные принципы, т.е. наиболее важные, основные положения, правила, которыми необходимо руководствоваться, при соблюдении которых достигается наибольший эффект от занятий физическими упражнениями.

В системе физической подготовки сотрудников ОВД таких принципов несколько:

1.4.1.Принцип всестороннего развития личности

Под принципом всестороннего развития личности понимается органическая и неразрывная связь физического воспитания с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным. Она проявляется непосредственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.).

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению и способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в спортивной деятельности, жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф..Лесгафт. в своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического».

В результате осуществления оздоровительных задач физического воспитания повышается общая жизнедеятельность организма, что ведет к большой продуктивности в умственной деятельности.

Взаимосвязь физического воспитания с нравственным. С одной стороны, правильно организованное физическое воспитание способствует формированию положительных черт морального облика человека. В процессе сложной и напряженной тренировочно-соревновательной деятельности проверяются и формируются моральные качества молодежи, крепнет и закаляется воля, приобретается опыт нравственного поведения.

С другой стороны, от уровня воспитанности занимающихся, их организованности, дисциплинированности, настойчивости, воли и других черт характера зависит эффективность занятий по физическому воспитанию.

На нравственной основе осуществляется воспитание спортивного трудолюбия, способности к преодолению трудностей, сильной воли и других личностных качеств.

Взаимосвязь физического воспитания с эстетическим. Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание красоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, вкусов и представлений, способствует проявлению положительных эмоций, жизнерадостности, оптимизма.

Связь физического и эстетического воспитания основана на единстве их цели - формировании человека, а физическое совершенство составляет часть эстетического идеала.

Взаимосвязь физического воспитания с трудовым. Систематические занятия физическими упражнениями формируют организованность, настойчивость, способность преодолевать трудности, собственное нежелание или неумение и в конечном итоге воспитывают трудолюбие. Кроме того, выполнение самими занимающимися ремонта спортивного инвентаря, оборудование простейших спортивных площадок и пр. содействует формированию элементарных трудовых навыков.

Результаты трудового воспитания по формированию определенных качеств личности непосредственно положительно отражаются и на эффективности процесса физического воспитания.

1.4.2. Принцип оздоровительной направленности физической подготовки

Под принципом оздоровительной направленности физической подготовки понимается обеспечение наибольшего оздоровительного эффекта, укрепление здоровья и поддержание хорошей работоспособности.

Почему же заниматься физическими упражнениями так полезно?

Во-первых, потому что физические упражнения обладают весьма широким диапазоном влияния и оказывают чрезвычайно благоприятное воздействие на организм занимающегося. Функционирующие мышцы через центральную нервную систему (ЦНС) воздействуют на все внутренние органы и системы, стимулируют многие физиологические процессы, оптимизируют реакции организма.

Во-вторых, именно физические упражнения обладают мощным оздоровительным эффектом: регулируют мозговое и периферическое кровообращение, совершенствуют дыхание, развивают и укрепляют мышечную систему, увеличивают подвижность суставов, позвоночного столба, грудной клетки, укрепляют связочно-суставной аппарат, содействуют закаливанию организма.

В-третьих, можно подобрать такие физические упражнения, которые будут доступны занимающимся любого возраста, пола, уровня физической подготовленности, состояния здоровья. Они легко дозируются, избирательно и весьма индивидуально воздействуют на разные группы мышц, системы и органы, легко сочетаются с другими средствами воздействия, не требуют больших затрат времени и материальных расходов.

1.4.3. Принцип связи физической подготовки с профессиональной деятельностью

Под принципом связи физической подготовки с профессиональной деятельностью понимается обязательная подготовка всех работников органов внутренних дел к наиболее эффективному и безопасному выполнению служебных обязанностей.

Занятия по физической подготовке направлены на овладение техникой боевых приемов борьбы и формирование навыков по их применению, выполнение специальных приемов и действий, развитие ловкости, быстроты и силы, мужества, психологической устойчивости и необходимых морально-волевых качеств.

Содержание профессионально-прикладной физической подготовки включает в себя формирование профессиональных двигательных умений и навыков - изучение и совершенствование техники и тактики применения защитно-атакующих действий, приемов борьбы, приемов задержания и сопровождения, защитных действий от ударов режуще-колющим и угрозы огнестрельным оружием, освобождений от обхватов и захватов, методику проведения наружного досмотра задержанных лиц, связывания подручными средствами и сковывания наручниками, специальные приемы использования резиновой палки.

1.4.4. Принцип непрерывности и систематичности

Принцип непрерывности и систематичности обобщенно выражает закономерности развертывания физической подготовки как целостного процесса, все элементы которого должны быть связаны воедино. Его сущность раскрывается в следующих основных положениях.

Первое положение данного принципа предполагает, что физическая подготовка является целостной системой, в которой предусматривается последовательность занятий физическими упражнениями. Последовательность и непрерывность являются важнейшими условиями процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств.

Реализация этого положения определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям».

Закономерности воспитания силы, быстроты, выносливости и других физических качеств также требуют строгой последовательности воздействий физическими упражнениями. Развитие каждого физического качества происходит в результате адаптационных функциональных и морфологических изменений в организме. Это предусматривает строгую последовательность в предъявлении повышенных требований к его функциям. Для этого используются физические нагрузки более высокие, чем те, к которым организм привык.

Второе положение данного принципа обязывает при планировании занятий обеспечить их системность, постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями.

При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным. В практике хорошо известны малая эффективность обучения движениям и воспитание физических качеств при длительных интервалах между занятиями. Сформированные двигательно-координационные связи очень нестойки и быстро угасают при их неподкреплении.

1.4.5. Принцип постепенности

Прогрессирующее развитие физических качеств возможно лишь при условии систематического повышения требований к функциональной деятельности организма человека. В основе механизма развития силы, выносливости и других физических качеств, как известно, лежат приспособительные (адаптационные) функциональные перестройки в организме в ответ на физические нагрузки, превышающие по своей величине (интенсивности или длительности) те, к которым организм приспособился. Важно выбрать оптимальную нагрузку, понимая под этим ту минимальную величину интенсивности, которая вызывает приспособительные перестройки в организме. Более интенсивное воздействие ведет либо к перенапряжению, либо при чрезмерных требованиях к превышению физиологических возможностей, к срыву нормальной деятельности организма. Показано, например, что у начинающих спортсменов прирост силы происходит в одинаковой степени и при умеренно больших и при околопредельных отягощениях. В этом случае не имеет смысла применять околопредельные и предельные нагрузки во избежание перенапряжения тех систем организма, которые к ним не подготовлены (сердечно-сосудистая система, опорно-связочный аппарат и др.).

Для совершенствования двигательных действий в процессе обучения характерно не только систематическое совершенствование деталей технического приема, но и постепенное изменение техники движений в связи с ростом физических возможностей занимающихся (силы, быстроты, гибкости и т.д.).

1.4.6. Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физической подготовки возможностям занимающихся.

При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий.

Назначение принципа доступности и индивидуализации заключается в следующем:

обеспечить для каждого занимающегося наиболее оптимальные условия для формирования двигательных умений и навыков,
развития физических качеств, совершенствования физической работоспособности;

исключить негативные, вредные последствия для организма человека от чрезмерных, непосильных тренировочных нагрузок, требований, заданий.

Критериями для определения доступных нагрузок и заданий являются:

объективные показатели: показатели здоровья (артериальное давление, различные функциональные пробы, кардиограммы и др.); показатели тренированности (динамика спортивных результатов, динамика уровня физических качеств и технической подготовленности, МПК - максимальное потребление кислорода, ЖЕЛ - жизненная емкость легких и др.);

субъективные показатели (сон, аппетит, самочувствие, желание заниматься, участвовать в соревнованиях и др.).

Под индивидуализацией здесь подразумевается такое использование средств и методов физической подготовки и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей. Функциональные возможности организма, а также его морфологические свойства у разных людей всегда различны. Даже в группе, однородной по возрасту, полу и уровню предварительной подготовленности, не найти и двух лиц с абсолютно одинаковыми возможностями. Отличительные особенности имеются и в процессе освоения движений, и в характере реакции организма на физическую нагрузку, и в динамике его адаптационных (приспособительных) перестроек. Все это обязывает гибко индивидуализировать процесс физического воспитания. Из того, что было сказано о принципе доступности, нетрудно сделать вывод о его взаимосвязи с принципом индивидуализации.

Все эти принципы вытекают из целей и задач, свойственных всей системе физического воспитания и даже определяются ими. Различие между принципами и задачами заключается в том, что задачи не обязательно все решаются во всех случаях жизни. Принципы же должны соблюдаться всегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: