Формы организации и методы активного обучения

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия Групповые коллективные лекция-беседа    
лекция с элементами проблемного изложения    
лекция-визуализация    
Практическое занятие-коллоквиум    
Практическое занятие - учебная дискуссия    
Практическое занятие - деловая игра    
Практическое занятие - проектирование документов    
Практическое занятие - решение ситуационных задач    
    45%

Для организации изучения теоретического материала по «Документоведению», в зависимости от дидактических целей используются такие формы обучения с применением активных и интерактивных средств, как:

- лекция с элементами проблемного изложения,

- лекция-визуализация,

- лекция-беседа,

- коллоквиум,

- деловая игра,

- проектирование,

- ситуационные задачи.

При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Документоведение» является лекция. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса.

Наряду с традиционными пассивными формами (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) рекомендуется использовать такие активные формы, как: проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-беседа

Лекция с элементами проблемного изложения. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. В ходе проблемной лекции задача преподавателя состоит в том, чтобы создать ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Документоведение». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивного воссприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (слайдов, схем, рисунков, таблиц, графиков, моделей). Лекция-визуализация проводитсяпри любой возможности показать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности.

Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Документоведение» связана с тем, что студенты первого курса, как правило, не имеют личного опыта составления документа, не знакомы с правилами его оформления. Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматриваются вопросы об особенностях подготовки распорядительных и информационно-справочных документах. К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

Лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией с использованием различных дидактических приемов, что позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп лекции.

Практические занятия занимают особое место в курсе «Документоведение», что обусловлено прикладным характером курса. Практические занятия призваны стимулировать учебную деятельность студентов на овладение ими профессионально важными компетенциями в области документоведения и документационного обеспечения управления.

В зависимости от темы, методических и дидактических средств практические занятия могут проводиться в различных формах: коллоквиума, учебной дискуссии, проектирования документов, деловой игры и др.

Коллоквиум – собеседование (беседа) преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний, как правило, по разделам, тематическим блокам. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум может проводиться также при обсуждении устных выступлений, рефератов, прикладных проектов и др.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т.е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории. Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек). Групповая дискуссия на практическом занятии предполагает столкновение мнений в процессе обсуждения проблемы. Чаще всего тематика дискуссии продумывается преподавателем заранее, намечаются соответствующие вопросы, примеры, высказывания.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.

Практико-ориентировочные (прикладные) проекты. Результат четко обозначен в начале, обязательно ориентирован на оформлении конечного продукта - проекта приказа, инструкции, служебного письма и пр.Такой проект требует хорошо продуманной структуры, знания нормативно-правовых актов и государственных стандартов, учета конкретной управленческой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: