Для червячных колес из оловянистых бронз допускаемые контактные напряжения можно определить по формуле: , где NHE — эквивалентное число циклов нагружения.
Если NHE > 2,5´107 то его принимают равным NHE = 2,5´107;
Для твердых бронз, латуней и чугунов допускаемые контактные напряжения выбирают из условия сопротивления заеданию в зависимости от скорости скольжения, материала червяка и его термической обработки:
- для бронзы Бр АЖ9-4 МПа
- для колес из чугунов и стальных червяков МПа;
- для чугунных колес и червяков МПа;
Требуемые допускаемые напряжения можно выбирать и по таблицам.
42. МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРИВОД И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ. ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ.
Механический привод служит для передачи механической энергии от двигателя (электрического, теплового и др.) к исполнительному органу машины. Использование механического привода обусловлено необходимостью согласования высокой скорости движения выходного звена двигателя и низкой скорости движения исполнительного органа машины, а также регулирование скорости движения исполнительного органа при практически постоянной скорости движения выходного звена двигателя.
Механический привод - это передаточные механизмы среди которых основное применение имеют механические передачи. В зависимости от метода силового “замыкания” звеньев различают передачи зацеплением и сцеплением (фрикционные передачи). Силовое “замыкание” - это передача сил между деталями машин по сопряженным (контактирующим) поверхностям, образующим силовые сопряжения. По принципу передачи и преобразования механические передачи можно подразделить на два типа: кинематические и волновые (“динамические”).
В кинематических передачах преобразование движения происходит в результате взаимного перемещения (вращательного, поступательного и т. д.) гибких и жестких звеньев, как жесткого целого (или кинематически).
В волновых передачах преобразование движения осуществляется за счет пропускания по одному из звеньев волны продольной или поперечной деформации.
Для передачи движения на большое расстояние (8...10 м и более) в машиностроении широко используют кинематические механизмы, в которых сила от ведущего звена к ведомому передается с помощью гибкого звена (ремня, цепи, стальной ленты, каната и т. д.). В соответствии с типом гибкого звена различают передачи: ременные, зубчато-ременные, цепные, ленточные, канатные и т. д.
Передача гибким звеном в зависимости от метода силового “замыкания” деталей подразделяют на передачи фрикционные (ременные, канатные) и зацеплением (цепные, зубчато-ременные).
Основными внешними характеристиками передач являются: передаваемый вращающийся момент (мощность), передаточное отношение, КПД, масса и надежность.
Задача конструктора состоит в выборе оптимального по технико-экономическим показателям типа передач и ее конструкции.