Взрослый показывает ребенку лесенку (объемную деревянную или сделанную из конструктора — не более пяти ступенек). Используются знакомые ребенку игрушки (петушок, кошка, собачка, кукла-мальчик). Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком ставит игрушки на ступеньки лесенки.
Таня на первую ступенечку села,
Ла-ла, ла-ла — песенку запела.
На второй ступеньке уселся петух — ух!
А пес лохматый на третьей сидит,
Хвостом виляет и не рычит.
А на четвертой — мальчик Коля сел
И булочку с маком вкусную съел.
На пятой ступеньке котик урчит,
Ступеньки на лесенке он сторожит.
(С. Рещикова)
Занятие 23. «ЦЕЛОЕ И ЧАСТЬ»
Цели: Познакомить ребенка с понятиями «целое» и «часть».
Учить выделять части в целом предмете и составлять из
частей целое.
Ход занятия
Взрослый. «Я хочу рассказать тебе сказку про маленького любопытного мышонка. Вместе с семьей он жил в норке в углу гаража. Мама-мышка наказывала ему не выбегать из норки, потому что в гараже часто появлялся кот, которого все мышки очень боялись. Но наш мышонок был непоседливый. И как только мама отвернулась, он мигом выскочил из норки. Глядит, а из темноты на него уставились чьи-то громадные глаза.
|
|
- Скажите, пожалуйста, а у вас есть хвост? — спросил маленький мышонок.
- Нет у меня хвоста, — услышал он в ответ.
- А усы?
- И усов нет.
- А что же у вас есть?
- У меня есть такие части: колеса, кузов, кабина, дверцы...
- А почему вы урчите?
- Это работает мой мотор.
- А вы мышей не едите? — спросил мышонок.
- Никогда!
- Чем же вы питаетесь?
- Бензином.
- Ура! — закричал мышонок, — значит, вы не кот!
- Конечно нет, я...
Ты догадался, кто же это был?
Ребенок. Автомобиль (машина).
Взрослый. Как ты догадался?
Ответ.
Правильно, ты узнал части автомобиля, а когда их мысленно соединил все вместе, получился автомобиль. И у нас с тобой тоже есть части тела. Давай поиграем в игру: я буду называть части тела, а ты их будешь показывать у себя.
Проводится игра.
Взрослый. Мне понравилось с тобой играть. А теперь я хочу угостить тебя вкусным фруктом (показывает апельсин), однако он один, а нас — двое. Как же мне поступить?
Ребенок. Разделить на части.
Взрослый. Верно, разделим его на части-дольки, как в считалочке.
Мы делили апельсин...
Много нас, а он один.
Эта долька для Ирины,
Эта долька для Марины,
Эту дольку дам Роману,
Эту дольку съест Сергей,
И последнюю Андрей.
Занятие заканчивается угощением.