Цели и задачи педагогической работы, особенности организации педагогической работы с гиперактивными детьми

В последнее время многие педагоги, воспитатели, психологи отмечают, что все чаще стали появляться дети, с нарушением поведения. Они очень подвижны, вспыльчивы; порой раздражительны; не могут сидеть на одном месте и к тому же безответственны. Известный американский психолог Вайолет Оклендер характеризует так этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Он часто агрессивен, вызывает множество конфликтов и споров, плохо контролирует свои побуждения, импульсивен. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. У меня достаточный опыт работы с гиперактивными детьми. Это дети, совместно с которыми трудно жить, с которыми трудно общаться, и первыми это обычно замечают учителя. Очень часто гиперактивные дети испытывают трудности в учебе, вызванные недостаточной способностью к восприятию зрительных, слуховых, а иногда и тактильных образов. Моторная дискордантность[3] связана со слабой координацией «глаза - руки» и отрицательно сказывается на способности легко и правильно писать. Многие стимулы, исходящие из окружения, смущают и раздражают гиперактивного ребенка. В трудности такого ребенка вносят свой вклад многие вторичные эффекты. Взрослые нетерпеливы с ним, не доверяют ему, иногда не могут спокойно выдерживать его поведение. У него мало друзей, потому что слабо развиты навыки социального общения. Его унижают ярлыки, которые ему приклеивают, и то, что другие дети дразнят его и дают ему прозвища. Его угнетают трудности в учебе. У гиперактивного ребенка, как правило, низкая самооценка. Но он борется за выживание в мире, который предстает перед ним как грубый и несправедливый»[4].

Направление «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» - это курс телесно-ориентированных образных игр, заданий, упражнений, направленных на развитие всех сторон личности. В процессе развития двигательно-экспрессивных навыков и способностей взаимодействие между детьми строится на основе двигательной экспрессии, мимики, пантомимы. Благодаря этим занятиям гиперактивный ребенок может выйти на уровень произвольной регуляции движений.

В процессе развития двигательно-экспрессивных навыков и способностей дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительным движениям. Любое движение в телесно-ориентированных заданиях выражает образ фантазии, насыщенно эмоциональным содержанием, тем самым оно объединяет деятельность психических функций - движение, эмоции, мышление.

Чередование выразительных движений рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия.

«Двигательно-экспрессивные навыки и способности» - телесно-ориентированное направление, где при работе с гиперактивным ребенком необходимо осуществить снятие у него эмоционального и телесного напряжения. Занятие необходимо проводить в виде игры, сказки; организовывать игровые ситуации, которые будут направлены на развитие внимания, памяти, умения свободно владеть своим телом, ориентироваться в окружающем пространстве, произвольно регулировать двигательный образ; гиперактивный ребенок познакомится со своим телом; научится владеть: мышцами лица, тела, эмоциями, настроением и т.д., и уже через месяц ребенок с гиперактивным поведением начнет обращать внимание на то, как слушается его тело и при умелой помощи воспитателя доводить начатое дело до конца.

В процессе работы необходимо осуществлять педагогическое обеспечение следующих этапов реализации направления «Двигательно-экспрессивные навыки и способности»:

1-й этап - активизация сенсомоторных систем.

2-й этап - активизация психомоторных систем в условиях экспрессии (движение + эмоция).

3-й этап - интеграции механизмов психомоторного и социо-эмоционального развития.

4-й этап - произвольной саморегуляции через осознанную творческую деятельность.

Специфику каждого из этих четырех этапов можно представить следующим образом.

1-й этап. Педагогическое обеспечение сенсомоторных систем. Этот этап включает в себя диагностическо-развивающие занятия, направленные на стимуляцию механизмов развития через игру за счет использования трех зон операционного пространства, а также телесно-ориентированные упражнения, способствующие развитию сенсомоторных систем ребенка.

В процессе педагогической диагностики выявляются признаки перенапряжения и, пока они не сняты, не отработаны, более дифференцированная работа проводиться не может, т.к. ребенок может только бегать, кричать и беспорядочно двигаться. Причем, бег нельзя назвать гармоничным, так как ребенок в процессе бега толкает других детей, падает на пол, кричит, не координирует движения рук и ног.

Поэтому сначала, на первом этапе, гиперактивным детям предлагается ряд телесно-ориентированных игр, где они могут реализовать себя в крупном движении и в большом пространстве, например, бег врассыпную по всему залу; сигнал «стоп» - дети замирают в позе бега. Одновременно используется этюдная работа, где дети изображают с помощью выразительных движений разных животных, а также игры на полу: катание по полу, ползание. Например, игра: дети лежат в разных местах зала: 1) «змеи» - ползание по-пластунски, как получится, не отрывая туловище от пола, извиваясь; 2) «ящерицы» - ползание на коленях; 3) «жук» - бег на четвереньках (на руках и ногах одновременно). (Образы можно изменить.)

На этом этапе рекомендуются следующие телесно-ориентированные упражнения:

· «Нарисуй большой круг» (движения руками и ногами);

· дрожание (бег лежа на спине);

· широкие плавные движения под музыку;

· прыжки (с поворотами);

· ритмические танцы: поочередно танцуют, плечи вверх-вниз, голова вправо-влево, ноги - топают, руки - хлопают;

· бег с широкими круговыми движениями.

2-й этап. Педагогическое обеспечение психомоторных систем в условиях экспрессии (движение плюс эмоция). Показателем того, что гиперактивные дети уже готовы ко второму этапу является следующее: входя в зал дети спокойно садятся в круг и слушают, что им говорит воспитатель.

На этом этапе детям предлагаются:

· «эмоциональные дорожки» (где дети не просто двигаются и выполняют упражнения, а живут; необходима их эмоциональная включенность, погружение в то, что происходит; здесь дети способны на не очень длительное образное перевоплощение);

· работа с образом (животных, стихий): знакомство с движениями, разными по техническому исполнению (плавные, четкие, резкие, фиксированные, очень медленные);

· расслабление (в конце этого этапа ребенок различает свои состояния и сам контролирует себя: он понимает, может ли он еще бегать или нет, хочет он пойти медленнее, сесть и т.д.; он может описать свое телесное состояние: сможет он это сделать или нет, объяснить почему);

· разучивание выразительных техник (напряжения, расслабления) - см. Приложение 1.

3-й этап. Педагогическое обеспечение интеграции механизмов психомоторного и социально-эмоционального развития. На этом этапе гиперактивные дети выполняют латерализованные движения, совмещающие сбалансированную работу правого и левого полушарий: движения под музыку, ритмические композиции, работу с беспредметностью.

Осознание созданного двигательного образа констатирует прогресс в развитии ребенка и обогащает его внутренний мир.

На этом этапе возможен переход к абстрактной телесной работе: работе с воображаемыми предметами (игрушками, мячом, биноклем и т.д.); работе с беспредметностью (абстрактными понятиями) (ситуация: стена, пещера; действия: движение воды или огня, игра с шариком).

4-й этап. Педагогическое обеспечение произвольной саморегуляции через осознанную творческую деятельность ребенка посредством оптимального взаимодействия друг с другом в предметно-двигательной среде. Детям предлагается этюдная работа. Здесь развивается единство чувственной и двигательной сфер. Проживая в движении знакомые образы, гиперактивный ребенок учится понимать окружающий его мир. На этом этапе осуществляется мощное развитие творческих способностей ребенка, самостоятельности и оригинальности мышления.

В конце учебного года дети способны уже сами создавать двигательные гармоничные образы или выполнять задания по замыслу воспитателя (например, изобразить танец снежинки), но как выполнить это телесно, в движении, дети придумывают сами.

Необходимо отметить, что описанные выше этапы развития двигательно-экспрессивных навыков и способностей не выделяются четко: содержание их плавно перетекает от одного этапа к другому и пронизывает все направление, только на разных уровнях (например, даются творческие задания и в начале учебного года, и в середине, и в конце).

Творческая деятельность является основой и организатором всех этапов направления «Двигательно-экспрессивные навыки и способности». Ребенок может создавать образы на основании увиденного накануне, или прочитанной сказки, услышанной музыки.

Работая с эмоциональной сферой гиперактивного ребенка необходимо помнить, что эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у гиперактивных детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Наше «Я» выражено как в психике, так и в теле. Тело является одной из фундаментальных ценностей человеческой жизни и имеет первостепенную значимость во всех жизненных процессах. Тело - это изначальная данность в жизни родившегося ребенка и, развиваясь, он, прежде всего, вычленяет из реальности именно свое тело и ощущения, с ним связанные.

Гиперактивные дети не владеют своим телом, хотя и способны производить множество произвольных телодвижений. Упражнения, направленные на формирование контроля над телом, необходимы и приносят таким детям удовольствие.

Направление «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» как нельзя лучше подходит для решения проблем гиперактивных детей. К внешним проявлениям гиперактивности обычно относят: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Основой направления «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» является телесно-ориентированный подход, который предполагает осуществление развития психомоторных механизмов средствами выразительных движений.

Ввиду того, что на вербальном уровне наблюдаются следующие особенности поведения: гиперактивный ребенок очень говорлив; начинает отвечать не дослушав вопроса; в процессе беседы ему сложно дожидаться своей очереди, поэтому он часто вмешивается в разговор, перебивает других детей, может повысить голос, неожиданно нагрубить, то при организации работы по данному направлению воспитателю необходимо:

1) заранее обговорить со всеми детьми правила поведения на занятии, но при этом инструкции воспитателя должны быть краткими, четкими и конкретными;

2) обязательно в процессе деятельности хвалить гиперактивного ребенка сразу, не откладывая;

3) использовать тактильный контакт (речь воспитателя и прикосновение, например «Сначала послушаем Машу, а потом ты, Ира, расскажешь»).

На вербальном уровне гиперактивный ребенок испытывает трудности в организации, постоянно ерзает, может проявлять признаки беспокойства (неожиданно вскакивать, бегать, брать без разрешения оборудование и т.д.); ему сложно контролировать и регулировать свои действия; часто бывает невнимателен; отвлекается на занятии; не любит, а иногда не может подчиняться общим правилам; может забыть задание.

Занимаясь с такими детьми, в первую очередь, можно организовать дорожку из спортивного оборудования, где ребенок сможет получить разные сенсорные ощущения и снять телесное и эмоциональное напряжение. Например: пройти по ребристой дорожке, проползти в тоннеле, попрыгать на батуте, и т.д..

Обычно все двигательные проблемы у гиперактивного ребенка связаны с недостаточно развитым вниманием, поэтому очень хорошо в течение года использовать подвижные игры с сигналами и правилами, например «Слушай сигналы», где у ребенка будет возможность и двигаться, и в то же время сосредотачивать внимание на сигналах.

На уровне социальных контактов гиперактивному ребенку тоже необходима помощь воспитателя. Такой ребенок нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого, так как он не слушает, когда к нему обращаются; на обращенные к нему действия может ответить агрессией; требует к себе внимания; не хочет играть и т.п.. Для установления контактов со сверстниками гиперактивному ребенку понадобится помощь воспитателя, а именно напоминание: правил игры; правил поведения в группе; правил при общении. Нужно постоянно обращать внимание гиперактивного ребенка на то, что необходимо дожидаться своей очереди; уметь уступать; договариваться с другими детьми.

Когда ребенок лишается первоначальной органической связи со своим телом, он в какой-то мере теряет ощущение своего Я, так же как и значительную часть своих физических и эмоциональных сил. В связи с этим, взрослому надо учиться находить способы помочь гиперактивному ребенку снова обрести полноценное ощущение своего тела, знание его и умение его использовать. Психомоторика предназначена природой для осуществления живых программированных движений, осуществляющих целесообразные действия для преобразования информации.

Наибольшего эффекта на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных способностей и навыков достигают дети 5-6 лет. Это обусловлено многими причинами. Так, согласно общим закономерностям возрастного развития, для ребенка 5-6 лет характерен ряд трудностей: кинестетический контроль, играющий важнейшую роль в овладении выразительными движениями, начинает складываться в период с 5-6 лет. Однако направлен он не на процесс движения, а на его конечный результат. Лишь к 7 годам кинестетический контроль становится более устойчивым, но не ведущим. В этот период происходит совершенствование способностей к дифференцированию мышечных напряжений. В возрасте 6 лет более координировано исполняются симметричные движения верхних конечностей и менее координированно-перекрестные движения; наиболее интенсивно осуществляется развитие реципрокной (сопряженной) иннервации мышц-антагонистов, синергистов.

Характерные для детей 5-6 лет трудности связывания отдельных моторных навыков в целое сложное действие преодолеваются детьми 7-летнего возраста с большими успехами. Умение хорошо владеть своим телом, мышцами лица, наделяющее детей чувством «Я могу», отражается и на их интересе к занятиям. Особенно способствует этому умение и готовность ребенка 5-6лет выполнять достаточно сложные моторные действия на основе предварительной речевой инструкции, что позволяет поставить перед ним более сложную моторную задачу. Это может быть взаимодействие: с физическим предметом; пространством, которым надо овладеть для выполнения целесообразного действия; временем протяжения действий, когда необходимо найти оптимальный темп движения, ритм действия и т.д..

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для развития
двигательных умений. Движение составляет главную потребность этого
возраста. Основное внимание на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей уделяется способности создать выразительный двигательный образ, а также умению свободно владеть своим телом в процессе движения и в статике.

Задачи телесно-двигательного (физического) развития

1. Формирование комплекса сенсорных координаций

· Обеспечение развития сенсомоторных координаций на основе активизации разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного, обонятельного, вестибулярного).

· Формирование сенсомоторных координаций на всех уровнях и зрительномоторных на уровне «глаз-рука», «глаз-шея».

· Развитие согласованных движений правой и левой половины тела.

2. Развитие комплексов двигательных действий

· Формирование оптимального двигательного стереотипа, двигательных навыков и качеств (гибкости, подвижности, ловкости, точности).

· Развитие выносливости, равновесия, координациидвижений; укрепление сердечно-сосудистой системы.

· Развитие способности ориентироваться в пространстве (формирование способности удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении).

· Развитие физических качеств (гибкости, подвижности суставов, координации движений, быстроты).

· Воспитание культуры движений.

3. Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции

· Формирование телесной идентификации и произвольной регуляции (формирование мышечного контроля частей тела, мышц лица).

· Формирование ориентационно-пространственной схемы тела в статике и движении.

· Формирование чувства мышечной релаксации.

· Развитие равновесия и вестибулярной устойчивости.

· Развитие механизмов произвольной регуляции при освоении движений.

4. Развитие речевой моторики

· Привлечение внимания к речевым образцам.

· Формирование направленного внимания к собственным ощущениям при произнесении звуков.

· Развитие слухового внимания и слухового восприятия на основе анализа звуков.

· Развитие речевой моторики (воспитание правильного произношения и дифференциации звуков; формирование умения изменять высоту тона речи, темп и ритм речи).

· Формирование моторных компонентов речи (артикуляции).

5. Развитие навыков крупной и мелкой моторики

· Развитие умения осуществлять двигательные композиции (соединение элементов движения).

· Развитие кинестетической основы движения: чувствительности кожи ладоней, «мышечных» ощущений кисти и пальцев.

· Формирование навыков вертикального, горизонтального и циклического движения рук; развитие чувства симметрии при взаимодействии обеих рук).

· Развитие зрительно-пространственной ориентации в макропространстве.

Для гиперактивных детей характерны неконтролируемаядвигательная активность. Таким детям сложно сосредоточиться на инструкции; они не могут запомнить все правила игры, потому что постоянно отвлекаются. Поэтому очень важно, сначала предложить гиперактивному ребенку игры и задания на активизацию разных видов восприятия (тактильного, слухового, вестибулярного); подвижные игры, где подробно обговариваются правила проведения игры и правила поведения на занятии. Это поможет гиперактивному ребенку сконцентрироваться на предложенной деятельности. Очень важно при работе с гиперактивными детьми обратить внимание на то, как правильно надо владеть своим телом, и начинать такую работу необходимо с упражнений, способствующих ориентировке ребенка в схеме собственного тела. Например, «Покажи части тела», или «Паучки», где ребенок кистями рук изображает паучков, которые прыгают то на голову, то на плечи и т.д. Потом следует перейти к умению контролировать мышцы тела (напряжение и расслабление рук) и к умению контролировать мышцы лица - это одно из сложных заданий для гиперактивного ребенка. Например, поднять брови, изобразить грустного, веселого человека и т.д..

2.Задачи социально-эмоционального развития

1. Развитие эмоционально-аффективной сферы

Развитие способности ребенка:

· понимать эмоциональное состояние свое и других детей;

· распознавать различные эмоции по выражению лица, мимике, жестам, позе и т.д.;

· наблюдать и запоминать особенности внешнего облика, выразительные движения, мимику, позы, пространственное расположение, перемещение сверстников;

· понимать зависимость настроения другого от различных жизненных событий (реальных, игровых, сказочных);

· понимать желания, предпочтения другого, принимать его позицию;

· понимать причины изменения настроения в зависимости от ситуации общения.

2. Формирование эмоциональной открытости

Развитие способности ребенка:

· выражать настроение вербальными и невербальными средствами общения;

· выражать эмоциональное состояние в конкретных ситуациях общения социально-приемлемыми способами (движение, голос, словесное описание, игра);

· фиксировать звуковые, тактильные сигналы во взаимодействии, понимать микроэкспрессию глаз.

3. Развитие форм уверенного поведения

Развитие способности ребенка:

· определять и вербализовывать свои вкусы, интересы, предпочтения в деятельности, одежде, еде;

· говорить о своем настроении, чувствах;

· высказывать свое мнение в конкретных ситуациях общения, обсуждении;

· пользоваться поддерживающими приемами общения, правилами, а также обозначать правила поведения в различных ситуациях.

4. Формирование социально-коммуникативных умений:

· владеть разными вербальными и невербальными способами приветствия, прощания, выражения благодарности;

· следовать групповым правилам во взаимодействии со взрослыми и детьми группы;

· проявлять активность в установлении контактов в игре, совместной деятельности;

· демонстрировать эмоциональную открытость во взаимодействии со сверстниками, восприимчивость к их инициативе и эмоциональному состоянию.

5. Развитие групповой сплоченности

Развитие способности ребенка:

· эмоционально откликаться на групповые ритуалы и традиции; испытывать чувство единения с группой;

· быть чувствительным к потребностями других, не навязывать свою волю другим детям;

· делиться интересной информацией;

· не применять физическую силу в конфликтных ситуациях.

Гиперактивный ребенок всегда торопится, спешит и, к сожалению, это отражается и на его социально-эмоциональном развитии. Поэтому, в первую очередь, в образовательном учреждении необходимо организовать знакомство такого ребенка с эмоциональными состояниями (радость, грусть, удивление, интерес и т.д.), а также предложить детям игры и упражнения с изображением эмоциональных состояний адекватными способами (мимикой, пантомимикой, жестами).

После овладения уровнем управления мышцами лица в работе с гиперактивными детьми воспитателю необходимо выйти на уровень умения управления своим настроением, уровень взаимодействия с другими детьми в процессе совместных действий, которые способствуют лучшему пониманию друг друга. Отработка навыков совместных действий с помощью экспрессивных действий с гиперактивными детьми проходит в контексте развития коммуникативных способностей, необходимых им для успешной социальной адаптации.

3.Задачи когнитивного развития

1. Совершенствование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения

· Обеспечение возможности познания ребенком объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков.

· Формирование механизмов сенсомоторного восприятия и воспроизведения (развитие внимания, ассоциативного восприятия, образной памяти, способности к воображению).

2. Формирование углубленного восприятия по внешней инструкции

· Усвоение речевых инструкций-констатаций.

· Усвоение речевых инструкций-комментариев.

3. Формирование социально-коммуникативных речевых умений

· Развитие способности слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, излагать свое мнение.

· Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

· Развитие способности понимания речевых инструкций для достижения положительного результата в деятельности.

4. Развитие способности к воображению

· Закрепление образных представлений на основе восприятия.

· Развитие способности к самовыражению в разных видах деятельности.

· Освоение соотношения образа музыкальных фраз с выразительными движениями тела.

· Развитие синестетического образного мышления с помощью музыкально-выразительных средств (темп, регистр, динамика).

Гиперактивный ребенок не внимателен, не слушает, в связи с этим, у него возникают проблемы интеллектуального характера. Он может не запомнить игровой сюжет, не услышать инструкцию, а потом, соответственно неправильно выполнить задание. При работе с гиперактивными детьми воспитателю необходимо в начале учебного года не перенасыщать сюжетную линию, четко проговаривать инструкции, постоянно активизировать внимание гиперактивного ребенка при выполнении заданий, помогать такому ребенку в организации его деятельности и создавать условия для того, чтобы ребенок мог завершить начатое дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: