Формы организации работы

Для осуществлении педагогической работы по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» необходимо использовать разные формы организации работы с гиперактивными детьми.

Основной формой организации педагогической работы по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» являются занятия, которые могут проводиться как в групповой форме, так и с подгруппой детей (этот вариант является наиболее предпочтительным, особенно при работе с гиперактивными детьми).

При организации работы по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» нужно использовать разные виды занятий - это и обучающие, где разучиваются новые движения, и игровые (разгрузочного характера), где дети играют и улучшают свое настроение, набираются новых сил, а также итоговые занятия - развлечения, когда воспитатель и дети надевают яркие костюмы, представляя себя, например, жителями подводного мира или отправляясь в путешествие на машине времени.

Занятия лучше проводить по подгруппам (10-15 чел.). Оптимальное количество детей на занятии - 10-12 человек.

Важное условие развития гиперактивного ребенка - это развитие произвольности, когда ребенок принимает и выполняет правила игры и взаимодействия с другими детьми. С самого начала занятий для гиперактивного ребенка очень важно понимание, а главное, - усвоение норм и правил поведения в группе, основные принципы взаимодействия. Поэтому сначала особенно важно соблюдение четкой структуры занятия по двигательно-экспрессивным навыкам и способностям, так как это является дополнительным организующим моментом гиперактивных детей.

Структурно занятие состоит из следующих частей:

1) вводной (развитие внимания, памяти; проговаривание правил поведения на занятии, правил игры);

2) основной (выполнение поставленных на занятии задач);

3) заключительной (выполнение творческих заданий, самостоятельных упражнений, расслабление).

Вводная часть длится 2-3 минуты. Проводятся игры-знакомства, а также игры с сигналами, способствующие развитию внимания, памяти и организации поведения гиперактивного ребенка на занятии. (Например, «Повтори за мной» - игра, где воспитатель показывает движения, а дети за ним повторяют в четкой последовательности.)

Вводная часть - это самый важный момент для гиперактивного ребенка. Здесь воспитатель организует игры и задания, настраивающие детей на занятие; помогающие ребенку собраться, сосредоточится. Чтобы гиперактивный ребенок ощутил себя комфортно, очень хорошо использовать сюжетную игрушку, массажный мяч для первого контакта воспитателя и ребенка. Очень хорошо, если в вводной части воспитатель организует игры с правилами, тогда у гиперактивного ребенка будет возможность сразу включиться в организованную деятельность.

Очень важно замотивировать такого ребенка на последующую деятельность, предложив яркий сюжет или игровую ситуацию, например предложить детям отправиться в Волшебную страну или в страну Превращений. И самое главное, - в процессе игр с детьми в вводной части нужно использовать телесный и зрительный контакт; подойти к каждому ребенку, прикоснуться (рукой или игрушкой); напомнить инструкцию.

Основная часть насыщена глубокой работой с образом. Это может быть животное: обезьянка, которая любит бегать, играть в догонялки, есть бананы и всех изображать; это может быть самолет, крокодил на охоте, лягушка и т.д. Ребенок вживается в образ и придумывает свою историю.

Основная часть наполнена новыми заданиями; здесь гиперактивные дети учатся не только свободно владеть своим телом и контролировать его, но и владеть мышцами лица, управлять своим настроением, а также учатся общаться с воспитателем и друг с другом.

В основной части решаются задачи, поставленные на занятии.

При организации работы с гиперактивным ребенком воспитателю в основной части занятия необходимо учитывать следующие моменты.

1. К гиперактивному ребенку всегда нужно обращаться по имени и обязательно устанавливать при этом контакт взглядом.

2. Стараться организовать игры так, чтобы в кругу, в шеренге гиперактивный ребенок оказывался рядом с воспитателем.

3. Первую половину учебного года необходимо насыщать играми с правилами, где инструкция короткая, четкая и ее легко запомнить и выполнить. Например: подвижная игра «Машина». Если горит красный сигнал светофора (кружок), то машина стоит, если зеленый (кружок) - едет.

4. Если на занятии будет разучиваться новая игра, то разучивать ее с гиперактивным ребенком надо заранее - на прогулке или в процессе индивидуальных занятий; причем необходимо повторить ее несколько раз, чтобы он запомнил правила.

5. Нельзя забывать о том, что гиперактивный ребенок может быть раздражен, агрессивен, поэтому необходимо использовать игры и упражнения с элементами расслабления.

6. В процессе занятия гиперактивного ребенка необходимо поощрять срезу же, не откладывая на будущее.

7. Самое главное - в процессе работы с гиперактивным ребенком воспитателю необходимо быть экспрессивным, выразительным и, в то же время, спокойным.

Заключительная часть полностью посвящена творческой реализации детей, где им предлагаются необычные задания, позволяющие фантазировать. Например, «Придумай танец твоей снежинки», «Изобрази веселое дерево» и т.д.; игры, направленные на развитие фантазии, воображения, уверенности в себе. Очень важно в конце занятия организовать игры на объединение, чтобы закрепить результат, полученный на занятии. В конце занятия можно организовать беседу с детьми об их ощущениях на занятии; предложить гиперактивным детям рассказать о том, что было на занятии. Обязательно подведение итогов в конце занятия: ведущий персонаж может подойти к каждому ребенку и попрощаться конкретно с ним, а также похвалить его; и еще раз воспитатель отмечает успехи гиперактивного ребенка.

В конце заключительной части детям всегда предлагается отдых: это может быть отдых в свободной позе, с элементами расслабления и с движением.

Обязательно использование музыки - спокойной, расслабляющей, лучше без слов.

Музыка как один из видов искусства оказывает огромное эмоциональное воздействие на ребенка. Это влияние не зависит от возраста, образования, социальной и национальной принадлежности. По своей структуре музыка наиболее близка естественному восприятию детей. И поэтому она свободно, непосредственно, ненавязчиво и в то же время сильно воздействует на личность и вызывает глубокие эмоциональные реакции. Музыкальное искусство является мощным стимулом коммуникации и интеграции. Музыка своими невербальными образами отражает определенные жизненные моменты, усиливает их эмоциональное восприятие, создает особенное отношение к ним. Душевные импульсы и побуждения, возникающие при этом, влияют на характер ребенка.

Чтобы любой ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел творить добро и сопереживать, радоваться и от души смеяться, необходимо окружать его любовью и красотой. Одним из источников такой красоты является музыка. Именно музыка способна разбудить детские чувства, воображение, фантазию. Музыка в большой степени доступна ребенку. Ведь младенец рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки. Еще в теле матери он слышал, что происходит во внешнем мире. Музыка, звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и пульса, расслабление или напряжение мышц.

Чем меньше ребенок, тем более восприимчив он к звучанию мира. Но что же делают взрослые, заботятся ли они о звуковой среде для ребенка? В большинстве случаев - нет! Мы заботимся о том, чтобы у ребенка были игрушки, белье, коляска, но мало думаем о том, что вокруг звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Ребенок растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, и на развитие слуха мы обращает очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к «звуковому морю», которое их окружает; у них очень слабо развиты слуховое внимание и память; они немузыкальны; из всего музыкального богатства предпочитают не лучшие образцы популярной музыки, которые часто слышат по радио или телевидению, на магнитофонных записях, у них отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное - у них нет желания и умения слушать музыку, получать от нее удовольствие. Дети порой не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. Кто-то спросит: «А нужно ли это?» Да, и очень. Уже общеизвестно, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их «в себе». Истерика, агрессия хоть и помогают снять напряжение, но порождают чувство вины. Музыка, движение, танец позволяют выразить свои эмоции в более гармоничной форме. Такая возможность предоставляется гиперактивным детям на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей, где ребята слушают музыку, танцуют, изображают и придумывают свои танцы.

Насколько музыка может быть многогранной, как она может помочь в организации интересных занятий, настолько велики возможности ее использования на занятиях по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей:

· Во-первых, самое главное и важное по развитию двигательно-экспрессивных навыков и способностей, - это научить ребенка слышать и слушать музыку, потому что именно музыка является вторым и самым важным после движения средством развития ребенка. Для этого очень хорошо подходят следующие классические произведения: П.И. Чайковский «Времена года»; Э. Григ «Пер Гюнт» (фрагменты); Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»; И. Штраус «Сказки Венского леса» и т.д..

· Следующий аспект, на который хотелось обратить внимание, - это образность звучащего на занятии произведения, позволяющая детям самостоятельно понять замысел автора и изобразить его в движении: К. Сен-Санс «Карнавал животных», С.С. Прокофьев «Петя и Волк»; произведения многих авторов с такими названиями, как «Зайцы», «Лисичка», «Лошадки», «Волк», «Лягушата», «Воробей» и т.д..

· Очень важным моментом является работа с ритмом. Дети на слух определяют ритм звучащего произведения и изображают его ритмический рисунок либо подбирают движения, соответствующие данному ритму. Для таких упражнений очень удачно подойдут танцы разных народностей: испанский танец, русский народный, твист, рок-н-ролл, вальс, ламбада, цыганочка, сиртаки и т.д..

· Ввиду того, что на занятиях огромное внимание должно уделяться умению детей расслабляться, то необходимо иметь подбор музыки, способствующей лучшему успокоению и отдыху детей. Для этой цели подойдут очень хорошо знакомые детям колыбельные песенки, а также спокойная, медленная музыка, похожая на шум воды или на шепот леса.

· Особое внимание хотелось бы уделить музыке, под которую дети будут придумывать свои индивидуальные образы; под которую они раскрепощаются, создают двигательный «шедевр». Это музыка, вместе с которой дети развиваются. Музыка, послушав которую, каждый ребенок рассказал бы свою неповторимую историю. Здесь уже необходима фантазия, творчество и вкус педагога.

Работа вне занятий по направлению «Двигательно-экспрессивные навыки и способности» в условиях образования может быть организована следующим образом:

· Игры на развитие двигательно-экспрессивных умений и способностей, которые проводятся в соответствие с задачами занятий.

· Физкультурные и динамические паузы, которые могут быть организованы как на занятиях (физкультурные паузы), так и в перерывах между занятиями (динамические паузы).

· Пальчиковые игры, которые можно организовать в любой свободной деятельности ребенка, а также на таких занятиях, как «Формирование элементарных математических представлений», «Приобщение к культуре речи и подготовка к освоению грамоты», «Рисование», «Рисование - линейная графика», «Аппликация», «Лепка», «Конструирование».

· С детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи по данному направлению, необходимо организовывать индивидуальную работу с привлечением родителей (в соответствие с индивидуальными трудностями развития гиперактивного ребенка). Например, гиперактивный ребенок невнимателен, часто отвлекается: ему можно предложить комплекс упражнений и игр, способствующих развитию внимания «Волшебные сигналы», «Повтори за мной», «Будь внимателен», «Слушай звуки», «Друг за другом», «Дорожка» и т.д.. Или другой пример: гиперактивный ребенок не умеет контролировать мышцы лица и тела, у него нарушена координация движений пальцев рук. В школе это может привести к быстрому переутомлению, медленному темпу письма, к сильному неконтролируемому нажиму. Этому ребенку можно предложить комплекс телесно-ориентированных игр и упражнений пальчиковой гимнастики, которые он будет выполнять вместе с родителями дома, например: «Внимательные руки», «Дирижер», «Льдинки», «Волшебный лес» и т.д.. (См. Приложение 2)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: