Занятие 3 3. Упражнение «Составь предложение»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствова­ние грамматического строя речи. Совершенствование навыка сло­гового анализа слов. Развитие синтаксической стороны речи (за­крепление понятия предложение, составление предложений по картинкам). Совершенствование умения эмоционально переда­вать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно ар­тикулировать, чисто произносить слова, петь сольно и в ансамбле.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие зрительного вни­мания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, плоскост­ные изображения домашних животных для коврографа, картинки с изображениями домашних животных1, черно-белая картинка «Коза с козлятами» из книжки-раскраски по числу детей, контей­нер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального Сопровождения песенки «Конь», карточки со словами для состав­ления предложений.

Предварительная работа. Пение с музыкальным руководите­лем песенки «Конь».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыка сло­гового анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к коврографу.

1 НищеваН. В. Домашние животные. Книжка-раскраска.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

Логопед. Рассмотрите изображения домашних животных, вспомните их названия. Теперь выполните следующее задание. Назови двух животных, в названиях которых только один слог, Вадик.

1-й ребенок. Это конь и кот.

Логопед. Назови двух животных, в названиях которых по два слога, Настенька.

2-й ребенок. Это баран и овца.

Логопед. И ты назови двух животных, в названиях которых по два слога, Кирилл.

3-й ребенок. Это коза и свинья.

Логопед. А ты назови двух животных, в названиях которых по три слога, Ариша.

4-й ребенок. Это корова и собака.

Логопед. Хорошо. Молодцы.

2. Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматическо­го строя речи (употребление имен существительных в форме ро­дительного падежа).]

Логопед предлагает детям сесть перед коврографом на ковер по-турецки.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Кого не стало?» Еще раз внимательно посмотрите на изображения животных. Теперь за-, кройте глаза.

Логопед убирает одно изображение.

Логопед. Кого не стало? Начните свой ответ со слов не стало.

1-й ребенок. Не стало барана.

Логопед возвращает изображение барана на место и убирает изображение другого животного, когда дети вновь закроют глаза. Игра проводится несколько раз, с тем, чтобы все дети по очереди ответили на вопрос логопеда.

3. Упражнение «Составь предложение». [Развитие синтаксиче­ской стороны речи (закрепление понятия предложение, составле­ние предложений по картинкам).]

Логопед приглашает детей за стол и раздает им картинки.

Логопед. А теперь я предлагаю вам составить предложения о животных вот по этим картинкам.

1-й ребенок. Свинья ест овощи из большого деревянного корыта.

2-й ребенок. Кот опрокинул и разбил кувшин с молоком.

3-й ребенок. Конь с желтой гривой стоит в стойле на ко­нюшне.

4-й ребенок. У черного пса хвост колечком и белая грудка.

Если дети составляют нераспространенные предложения, лого­пед предлагает распространить их с помощью вопросов: «Из какого корыта ест свинья? С чем был кувшин, который опрокинул кот? Где стоит конь с желтой гривой? Какого цвета грудка у пса?» (И т. п.)

4. Упражнение «Найди козлят». [Развитие зрительного внима­ния, восприятия, тонкой моторики.]

Логопед убирает картинки и раздает детям другие, которые им предстоит раскрашивать, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Посмотрите на картинки и помогите козе найти всех козлят. Сколько козлят вы видите?

Дети. Мы видим трех козлят.

Логопед. Обведите нарисованных козлят простым каранда­шом, а потом раскрасьте их. Какими они могут быть?

Дети. Они могут быть серыми, черными, пятнистыми.

Дети выполняют задание.

Логопед. Дома вы можете раскрасить картинку до конца и подарить ее маме или папе, а сейчас давайте отдохнем.

5. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо­торики, координация речи с движением. (Повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Домашние животные».)]1

6. Пение песенки «Конь». [Совершенствование умения эмоционально передавать характер песни, чисто интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,

1 Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005

петь сольно и в ансамбле.]

Логопед предлагает детям свободно встать на ковре и включает запись музыкального сопровождения. Дети вместе с логопедом поют знакомую песню.

Звонко цокают копытца,

Конь идет к реке напиться.

Хвост пушистый у коня,

Как косичка у меня. Н. Нищева

7. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние живот­ные».)]

Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они пра­вильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда. Вы­полняют упражнения, которые были отработаны на предыдущем за­нятии.

8. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильно­го произношения звука [ж] в предложениях. (Повторение. См.: Занятие 2. Тема «Домашние животные».)]

Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стуль­чике у них за спинами. Дети повторяют за логопедом предложения из книги «Будем говорить правильно» (стр. 35).

9. Упражнение «Составь и прочитай предложение». [Совер­шенствование навыка чтения предложений с пройденными бук­вами.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске, на которой на­ходятся карточки со словами для предложений и карточки с точ­ками.

Логопед. Прочитайте слова на карточках.

Дети. У Ани, Дима, под дубом, вот, вата, дог, кот, дома.

Логопед. Выберите по две карточки, составьте предложения на доске и прочитайте их. Не забудьте поставить точку в конце каждого предложения.

1-й ребенок. У Ани дог.

2-й ребенок. Под дубом кот.

3-й ребенок. Дима дома.

4-й ребенок. Вот вата.

Логопед. Отлично! Молодцы!

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед убирает карточки со словами и предлагает детям перечислить, чем они занимались, какие задания им было интересно выполнять. Можно предложить детям оценить работу друг друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: