Организационный момент, объявление темы занятия

Логопед приглашает детей в кабинет и предлагает сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом.

Логопед. Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Корова с телятами и бык» и составим рассказ по ней. Но сначала послу­шайте рассказ Евгения Чарушина «Корова».

2. Чтение логопедом рассказа Е. Чарушина «Корова» и беседа по тексту. [Создание эмоционально положительного фона воспри­ятия картины. Развитие диалогической речи.]

Логопед выразительно читает рассказ.

Логопед. Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет.

А что тебе, Пеструха, повкуснее жевать — простую зеле­ную траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабуд­ку, или гвоздичку, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее — молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить — надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.

Логопед. О ком я прочитала рассказ?

Дети. Вы прочитали рассказ о корове.

Логопед. Как описывает корову автор рассказа? Какие у нее рога, бока, вымя? Что она делает?

1-й ребенок. У коровы крутые рога.

2-й ребенок. Толстые бока.

3-й ребенок. Вымя с молоком.

4-й ребенок. Она помахивает хвостом, мух отгоняет.

Логопед. Я думаю, вы хорошо представили, как Пеструха стоит на лугу и жует зеленую травку. А почему автор назвал ее Пеструхой?

Дети. Наверное, она пестрая, пятнистая.

3. Загадывание детьми загадок о домашних животных. [Развитие памяти, речевого слуха, мышления.]

Логопед достает и помещает на мольберт несколько картинок с изображениями домашних животных (корова, бык, теленок, лошадь, кот, собака).

Логопед. А теперь Настя и Ваня загадают нам загадки о до­машних животных, которые они выучили дома, а вы эти загадки отгадаете. Картинки помогут вам отгадать загадки.

1-й ребенок.

Голодна — мычит.

Сыта — жует.

Малым деткам

Молока дает.

Дети. Это корова.

Логопед. Как вы догадались?

Д е т и. В загадке говорится, что она мычит и детям молока дает.

2-й ребенок.

Этот маленький ребенок

Спит без простынь и пеленок.

Под коричневые ушки

Не кладут ему подушки.

У него четыре ножки.

Он гуляет без пальто.

Он галошки и сапожки

Не наденет ни за что.

Он сказать не может: «Мама,

Есть хочу!» А потому

Целый день мычит упрямо:

«Му-у-у!»

Это вовсе не ребенок.

Это маленький... В. Бахревский

Дети. Теленок.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Он мычит упрямо, у него коричневые ушки, он ма­ленький.

Логопед. Молодцы. Вы не только отгадали загадки, но и объяснили, как это сделали.

4. Рассматривание картины и беседа по ней. Составление описательных рассказов о животных и их детенышах по образцу. [Развитие связной речи, зрительного восприятия и внимания. Со­вершенствование умения задавать вопросы.]

Логопед помещает на мольберт картину и дает детям несколь­ко минут для ее свободного рассматривания, а потом начинает беседу.

Логопед. Кого вы видите на картине?

Дети. Мы видим корову, телят и быка.

Логопед. Посмотрите на корову и послушайте мой рассказ о ней, а потом расскажите о телятах и быке. Слева на картине изображена черно-белая пятнистая корова. Она большая. У нее острые рога, розовые уши, длинный хвост. Вымя коровы полно молока. Корова смотрит на своих телят.

Вы послушали мой рассказ. Сначала я сказала, какого цвета и размера корова, потом рассказала о некоторых частях тела коро­вы, затем — о том, что она делает. Расскажите по такому же плану о быке и телятах.

1-й ребенок. Рядом с коровой стоит маленький пятнистый теленок. У него тоненькие ножки, маленькие ушки и коротенький хвостик. Теленок щиплет травку.

2-й ребенок. Светло-коричневый теленок лежит рядом с быком. Он чуть-чуть побольше пятнистого. У него уже есть ма­ленькие рожки.

3-й ребенок. Справа на картине стоит большой коричневый бык. У него крупная голова, длинные острые рога и сильные ноги с большими копытами. Бык жует зеленую траву.

Логопед. Мне понравилось, как вы рассказали о телятах и быке. Теперь давайте расскажем о природе, которая окружает жи­вотных. Какой день изображен на картине? Какое время года? Каким кажется лес вдалеке? Какие небо и вода в озере? Какая трава на лугу?

4-й ребенок. Стоит солнечный осенний день. Листья на де­ревьях уже начали желтеть и краснеть. Лес вдалеке кажется раз­ноцветным. А трава на лугу еще зеленая и сочная. Небо светлое, и вода в озере тоже светлая.

Логопед. Что еще вы видите на заднем плане картины?

1-й ребенок. Слева на берегу мы видим стога сена. А справа на заднем плане — коровник и изгородь вокруг него.

2-й ребенок. Там живут корова, телята и бык. А зимой их выпускают гулять в загон возле коровника.

Логопед. Вы рассмотрели картину и ответили на мои вопро­сы. Может быть, есть вопросы, которые вы сами хотите задать по картине?

3-й ребенок. Как вы думаете, на кого похож большой те­ленок?

Д е т и. Он похож на быка. У него даже есть белое пятно на лбу, как у его папы.

4-й ребенок. Мы видим на картине стога. А вы знаете, для чего нужно сено?

Дети. Это корм для коровы, быка и телят на зиму.

Логопед. Молодцы. Ваши вопросы были интересными, и вы правильно ответили на них. А теперь давайте отдохнем.

5. Физкультурная пауза «Я, младешенька, Буренушку пасу». [Координация речи с движением, развитие общей моторики.]

Логопед приглашает детей на коврик, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение.

Я, младешенька, Буренушку пасу. Идут в хороводе.

Я с Буренушкой до вечера в лесу.

Я медведя повстречать боюсь, Меняют направление движения.

Я медведю низко в пояс Останавливаются лицом в круг.

поклонюсь:
Дедушко, Медведушко, Три раза низко кланяются.

Не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

Народная песенка

6. Игра с мячом «Чей, чья, чьё, чьи?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).]

Логопед берет в руки мяч и предлагает детям поиграть в уже знакомую игру.

Логопед. Давайте поиграем в игру «Чей, чья, чьё, чьи?» Я бросаю вам мяч и называю часть тела животного, вы ловите мяч и говорите, чья это часть тела. Хвост быка.

1-й ребенок. Бычий хвост.

Логопед. Голова лошади.

2-й ребенок. Лошадиная голова.

Логопед. Вымя коровы.

3-й ребенок. Коровье вымя.

Логопед. Рога барана.

4-й ребенок. Бараньи рога.

Аналогично образуются словосочетания: собачий язык, овечья шкура, козье вымя, кошачьи усы.

7. Коллективное составление плана рассказа по картине. [Разви­тие диалогической речи, мышления.]

Логопед вновь приглашает детей на стульчики к мольберту.

Логопед. Подумайте, с чего вы начнете рассказ: с описания животных или с описания природы, которая их окружает?

Дети. Лучше начать рассказ с описания природы.

Логопед. О ком вы расскажете потом?

Дети. Потом мы опишем корову, телят и быка, расскажем о том, что они делают.

Логопед. Чем можно закончить рассказ?

Дети. В конце можно рассказать о том, что понравилось на картине.

8. Рассказ по картине по частям несколькими детьми, потом — обобщающий рассказ одним ребенком. [Развитие связной речи. Со­вершенствование навыка составления рассказа по картине.]

Логопед дает детям одну-две минуты для подготовки к расска­зыванию.

Логопед. Теперь давайте составим рассказ по картине. Сна­чала вы будете рассказывать по частям. Один из вас расскажет о природе, другой — о корове и телятах, третий — о быке, а четвертый повторит все целиком.

Трое детей составляют рассказ по частям, последний ребенок повторяет все целиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: