Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (животное, зверь, медведь, волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, рысь, рога, копыта, мех, шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное, голодный, злой; менять, линять, спать, добывать, охотиться). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильной чувствительности, навыков ориентировки на плоскости.
|
|
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, белая магнитная доска, комплекты магнитов и фломастеров для рисования на ней, большой контейнер с горохом или чечевицей, плоскостные изображения диких животных, альбом «Живая природа. В мире животных», разноцветные квадраты из картона, контейнер с сосками, надетыми на шпатели, контейнер для использованных сосок, игра «Поможем Жене».
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных зимой. Посещение зоопарка, зверинца, циркового представления. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Просмотр диафильма «Кто как зимует?» (по Г. Скребницкому).
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильной чувствительности.]
Логопед организует приветствие с детьми, приглашает их в кабинет, где при входе на полу стоит большой контейнер с горохом или чечевицей. В контейнере спрятаны плоскостные изображения диких животных.
Логопед. Присядьте на корточки рядом с контейнером, опустите в него руки и найдите по одному предмету.
Дети выполняют задание.
Логопед. Что вы нашли?
|
|
Дети. Мы нашли фигурки белки, зайца, лисы, волка.
Логопед. Кто это такие?
Дети. Это дикие животные.
Логопед. Почему их так называют?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.
Логопед. На сегодняшнем занятии мы и будем говорить о диких животных, об их жизни зимой.
2. Коллективное рисование картины «В зимнем лесу». [Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные». Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыка ориентировки на плоскости.]
Логопед приглашает детей к белой магнитной доске, на которой уже нарисована часть картины «В зимнем лесу».
Логопед. Подойдите к доске с фигурками животных. Сейчас они пригодятся нам. Мы с вами нарисуем картину «В зимнем лесу». Вы видите, что я уже нарисовала заснеженный дуб, елку, кусты и сугробы. А вы должны нарисовать в лесу животных. Используйте фигурки как трафареты. Где ты нарисуешь белку, Ариша?
1-й ребенок. Я нарисую белку на дубе.
Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение белки.
Логопед. Какая белка получилась у Ариши?
Дети. Рыжая, забавная, маленькая.
Логопед. Где ты нарисуешь зайца, Кирилл?
2-й ребенок. Я нарисую зайца под елкой.
Ребенок прикладывает к доске и обводит изображение зайца, раскрашивает ему конники ушей, рисует глаза.
Логопед. Какого зайца нарисовал Кирилл?
Дети. Белого, косого, смешного.
Логопед. Теперь Диана нарисует нам волка.
Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение волка.
Логопед. Где стоит волк?
Дети. Волк стоит между дубом и елкой.
Логопед. Какой волк получился у Дианы?
Дети. Серый, страшный, зубастый.
Логопед. И, наконец, Вадик нарисует на картине лису.
Ребенок прикладывает трафарет к доске, обводит его и раскрашивает изображение лисы.
Логопед. Где прячется лиса?
Дети. Лиса прячется за кустами.
Логопед. Какая она?
Дети. Рыжая, хитрая, ловкая.
Логопед. У вас получилась красивая картина, хотя мы нарисовали не всех животных. Расскажите о тех животных, которых зимой можно встретить в лесу. Что они делают? Где живут?
Дети рассказывают о жизни животных зимой.
3. Упражнение «Самый внимательный». [Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове). Развитие зрительного восприятия и внимания.)
Логопед убирает плоскостные фигурки и фломастеры.
Логопед. А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [в].
Ребенок. Это волк.
Логопед. Верно, Ариша. Ты сегодня самая внимательная. А теперь определите место звука [в} в слове волк.
Дети. Звук [в] стоит в начале слова.
Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.
4. Игра «Разноцветные квадраты». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие зрительного восприятия и внимания.]
Логопед предлагает детям занять места за столиком. Он помещает на магнитную доску картину «Дикие животные» ', ставит на стол контейнер с картонными квадратами трех цветов и магнитами.
Логопед. Посмотрите на картину и перечислите изображенных на ней животных.
Дети. Лиса, рысь, заяц, еж, белка, барсук, медведь, волк, лось.
Логопед. Сейчас вы разделите названия этих животных на слоги и закроете их изображения желтыми квадратами, если в слове один слог — зелеными, если в слове два слога и синими — если в слове три слога. Магниты помогут прикрепить квадраты.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью выполнения и останавливает ребенка, если тот допускает ошибку, предлагает подумать и исправить ошибку.
Логопед. Вы закрыли все изображения. А почему на доске 11ет синих квадратов?
Д е т и. Не было слов, в которых три слога.
Логопед. Верно. Отлично!
|
|
5. Игра с мячом «Большие и маленькие». [Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]
Логопед убирает альбом, приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.
Логопед. А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Логопед. Медведь.
3-йрсбенок. Медвежонок, медвежата.
Логопед. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
6. Упражнение «Белка». [Координация речи сдвижением, развитие тонкой моторики.]
1 Живая природа. В мире животных.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Логопед предлагает детям сесть по-турецки на ковер и сделать пальчиковую гимнастику. Дети вместе с логопедом произносят текст и выполняют упражнение «Игра на рояле» двумя руками.
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
А живет там белочка,
Белочка-карелочка,
Непоседа, егоза,
Словно бусинки глаза. Л. Прокофьев
7. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука |р|. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние животные».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
8. Игра «Помоги Жене». (Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с ними.]
Логопед вновь приглашает детей за стол и достает игру «Помоги Жене» и помещает ее на магнитную доску.
Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. Давайте поможем Жене уложить в корзинку предметы, в названиях которых есть этот звук.
Дети прикрепляют плоскостные изображены предметов в корзинку на магнитной доске и называют их: пижама, пружина, инжир, флажок, пирожок, желудь, журнал, рожок.
Логопед. Хорошо. Вы правильно произносили звук (ж) в словах. А сейчас расскажите мне, что есть у Жени. Составьте предложения, которые начинаются со слов у Жени. Помните, что вы должны правильно произносить звук [ж].
|
|
1-й ребенок. У Жени пижама.
2-й ребенок. У Жени флажок. (И т. п.)
Логопед. Замечательно! Я горжусь вами.
Логопед убирает игру.
9.Упражнение «Подскажи словечко». [Развитие речевого слуха, чувства рифмы.]
Логопед. Я хочу загадать вам загадки о животных. Давайте поиграем в игру «Подскажи словечко».
Без тропинок, без дорог
Серый катится клубок.
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это...
Дети. Еж.
Логопед.
Сладкий мох искал весь день
И жевал его...
Дети. Олень.
Логопед.
Лесники се котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Мурка, брысь!»
Потому что это...
Дети. Рысь.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.