Коррекционно-образовательные цели. Обогащение словаря по теме «Дикие животные». Обучение детей пересказу знакомой сказки с опорой на зрительные образы. Формирование способности передавать содержание без пропусков и искажений. Формирование представлений о главном в характере сказочных героев. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи), координации речи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности, самостоятельности. Воспитание любви к чтению.
Оборудование. Магнитная доска, цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки для магнитной доски, черно-белые картинки для раскрашивания по числу детей, контейнер с цветными карандашами, элементы костюмов для рассказывания сказки по ролям.
|
|
Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Колобок».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона восприятия сказки. Развитие речевого слуха, мышления.]
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места на стульчиках перед магнитной доской и загадывает детям загадку Ю- Парфенова. Логопед.
Бабку с дедом он оставил,
Волноваться их заставил.
Мишку встретил он в лесу,
Волка, зайца и лису.
Много тропок исходил,
Ото всех он уходил.
От лисы уйти не смог.
Это сказка... Дети. «Колобок».
2. Вводная беседа. [Развитие диалогической речи.]
Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, знакома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал рассказать сказку сам, кто видел мультипликационный фильм по сказке.
Логопед. Кого вы видите на картинке?
Дети. Мы видим лису и Колобка.
Логопед. Что делает Колобок?
Д е т и. Он сидит на мордочке у лисы и поет ей песенку.
Логопед. Кому читали или рассказывали эту сказку? Кто видел мультфильм «Колобок»?
Дети отвечают на вопрос логопеда и рассказывают о своих впечатлениях от сказки.
3. Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстрированием с помощью плоскостных фигурок на магнитной доске. [Развитие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.]
Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на магнитной доске с помощью плоскостных фигур.
Логопед. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, колобок.
|
|
—Да из чего испечь-то? Муки нет.
—Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.
Старушка так и сделала: намела, наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно стынуть.
Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, а навстречу ему заяц:
—Колобок, Колобок! Я тебя съем!
—Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.
Заяц уши поднял, а Колобок и запел:
— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел.
От тебя, зайца,
Не хитро уйти.
И покатился дальше — только его заяц и видел. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:
— Колобок, Колобок! Я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
И Колобок запел:
— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел.
От тебя, волка,
Не хитро уйти.
Покатился Колобок дальше — только его волк и видел. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.
—Колобок, Колобок! Я тебя съем!
—Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.
Колобок запел, а Миша и уши развесил.
— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел.
От тебя, медведь,
Полгоря уйти.
И покатился Колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему лиса:
— Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!
Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.
— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,
По сусекам скребен,
На сметане мешен,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
Я от медведя ушел.
От тебя, лиса,
Не хитро уйти.
— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.
Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на нос да и запел:
— Я Колобок, Колобок!..
А лиса его — ам! — и съела.
4. Подвижная игра «Колобок». [Развитие координации речи с движением.]
Логопед предлагает детям пройти на коврик, встать в круг, сделать уже знакомое упражнение.
Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держат руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Изображают, как играют на балалайке Пляшут вприсядку. Разводят руками. |
Колобок, Колобок,
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился
И назад не воротился.
Встретил Мишку, волка, зайку,
Всем играл на балалайке.
У лисы пел наносу.
Больше нет его в лесу.
Ю. Парфенов
5. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи.] Логопед приглашает детей на стульчики.
Логопед. Что попросил дед у бабки?
Дети. Дед попросил бабку испечь колобок.
Логопед. Что сделала бабка?
Дети. Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто на сметане, испекла колобок.
Логопед. Что такое амбар и сусеки? Вы знаете? Амбар — это помещение, где хранят зерно и муку, а сусеки — это ящик для хранения припасов. Давайте поговорим о том, что было дальше. Куда бабка положила колобок?
Дети. Бабка положила колобок на окошко остывать.
Логопед. Что дальше произошло с колобком?
|
|
Дети. Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше, побежал в лес.
Логопед. Кого Колобок встретил в лесу?
Д е т и. Он встретил зайца, волка и медведя.
Логопед. Что говорили ему эти звери?
Дети. Они говорили, что съедят Колобка.
Логопед. Как Колобок перехитрил их?
Д е т и. Он пел им песенку и убегал.
Логопед. Кого еще встретил Колобок?
Дети. Еще он встретил лису.
Логопед. Удалось ли Колобку перехитрить ее?
Дети. Нет, лиса оказалась более хитрой и сама перехитрила Колобка. Она сказала, что плохо слышит песенку, и попросила Колобка сесть к ней на мордочку. Колобок сел, а она его и съела.
6. Раскрашивание иллюстрации к сказке. [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными)]
Логопед раздает детям картинки для раскрашивания и цветные карандаши.
Логопед. Сегодня мы с вами будем раскрашивать картинку к сказке «Колобок». Сейчас вы раскрасите Колобка и лису, а после дневного сна докрасите картинку и подарите ее родителям. Но прежде скажите мне, каким был Колобок?
Дети. Колобок был круглый, толстый, румяный, веселый.
Логопед. А лиса какой была?
Дети. Лиса красивая, рыжая, хитрая, умная.
Логопед. Я надеюсь, что вам удастся раскрасить Колобка так, чтобы он выглядел румяным, а лису сделать красивой и рыжей.
Дети выполняют задание, а логопед оказывает им необходимую помощь.
7. Повторное рассказывание сказки логопедом. [Развитие речевого слуха, памяти.]
Логопед еще раз рассказывает сказку детям, обязательно предупредив их о том, что они будут ее пересказывать. Можно предложить детям рассказывать сказку вместе с логопедом